Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи с присоединением России к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния и перспектив ее развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить сущность внешнеэкономической политики
- Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
- Проанализировать современное состоянии и тенденции развития внешней торговли РФ

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической политики России…...6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической политики………………6
1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в
РФ……………………………………………………………………….13
Глава 2. Внешнеэкономические связи России на современном этапе……….21
2.1. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли
России…………………………………………………………………..21
2.2. Место России в международных инвестиционных процессах……..39
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи
с присоединением России к ВТО…………………………………….43
2.3. Присоединение России к ВТО: целесообразность, проблемы,
риски…………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности,в связи с присоединением России к ВТО.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, преимущества благодаря притоку ПИИ получат черная и цветная металлургия, химическая отрасль, но могут пострадать машиностроение, пищевая и легкая промышленности, фармацевтическая отрасль, которым предстоит серьезная модернизация на основе ПИИ.

Что касается первичного сектора российской экономики, то присоединение к ВТО позитивно скажется на добывающей промышленности и негативно - на сельском хозяйстве. Инвестиционной привлекательностью для зарубежных инвесторов отличаются нефтяная и газовая отрасли, имеющие экспортно-ориентированный характер. Приток ПИИ в эти отрасли возрастет благодаря либерализации рынков и устранению экспортных квот.

От членства в ВТО пострадает сельское хозяйство. По некоторым оценкам, потери составят в среднем 4 млрд долл. ежегодно. Авторы этих оценок исходят из предположения, что внутреннее производство не сможет повысить производительность и уровень конкурентоспособности. В случае же проведения модернизации сельского хозяйства потери будут меньшими33.

В России нет единства мнений в отношении последствий присоединения страны в ВТО. По мнению скептиков, участие в ВТО вызовет сокращение иностранных и национальных инвестиций, национальная продукция будет вытеснена иностранными товарами из многих секторов экономики и устранен мотив для притока в них ПИИ, будет установлен контроль над банковской системой страны. Согласно подсчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Россия будет ежегодно терять 1% ВВП, или 7,2 млрд долл. США, в результате последствий присоединения к ВТО.

По мнению оптимистов, основная цель вступления в ВТО состоит в диверсификации экономики и внешней торговли с помощью ПИИ и участия в конкурентной борьбе. Но следует помнить, что Россия получит выгоды от членства в ВТО в случае проведения масштабных экономических реформ, иначе потенциальные выгоды могут превратиться в убытки.

По многочисленным мнениям российских и зарубежных экспертов и согласно накопленному зарубежному опыту, вступление России в ВТО улучшит инвестиционный климат и увеличит приток иностранного капитала. Повысится уровень гарантирования защиты прав и интересов иностранных предпринимателей. Учет правил и принципов ВТО станет важным инструментом снижения уровня коррупции и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка. Благодаря этому увеличится приток иностранных инвестиций и сократится отток капитала из страны. Для достижения наибольшего эффекта необходимо снизить ограничения в отношении вложения ПИИ, открыть доступ международным компаниям, оказывающим предпринимательские услуги.

Россия обязана привести в соответствие с нормами Соглашения ТРИМс все законы, правила и прочие меры. К 1 июля 2018 г. она обязана устранить все несовместимые с нормами ВТО меры, включая преференциальные тарифы или исключения из тарифов, применяемые к инвестиционным программам, включая сферу автомобилестроения. В частности, будут устранены преференциальные тарифы для автопроизводителей, осуществляющих крупные инвестиции в российское производство.

По мнению Генерального директора ВТО Паскаля Лами, если Россия будет работать над повышением уровня прозрачности экономики, то это улучшит ее инвестиционный климат после присоединения к ВТО. Однако членство России в ВТО не является полной гарантией для инвесторов, что в стране будут неукоснительно соблюдаться законы, а коррупция искоренена. Правила ВТО лишь помогают сформировать основы для создания прозрачных, основанных на верховенстве закона процедур торговой и инвестиционной деятельности.

Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. Целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:

- непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;

- исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;

- обеспечение реального улучшения  доступа на мировые рынки товаров  и услуг, т.е. получение лучших, без  дискриминации, условий доступа  для российских товаров и услуг  на зарубежные рынки, особенно  высокоэффективных видов изделий  обрабатывающей промышленности;

- улучшение торгово-политического  режима по сравнению с нынешней  ситуацией с учетом баланса  прав и обязательств нашей  страны в ВТО, содействие развитию  экспортных возможностей страны  и «облагораживанию» структуры  российского экспорта34.

Переходный период в экономике после вступления в ВТО растянется на 5-7 лет. Окончательный полномасштабный эффект можно будет наблюдать только к 2018 году.

Существует множество причин, по которым России так долго не удавалось вступить в ВТО. Основные разногласия возникали по следующим вопросам:

- Австралия хотела получить  доступ к природным ресурсам  РФ.

- Саудовская Аравия требовала  поднять внутренние цены на газ.

- Австралия и Колумбия высказывали  несогласия по вопросам поставки  сахара в Россию.

- США хотели, чтобы Россия признала  методы контроля за свининой, существующие у них. Однако у  России существуют другие методы, и мы не приняли их условия.

- Грузии дать согласие на принятие РФ в ВТО мешал запрет на ввоз в Россию грузинского вина.

- Коста-Рика не согласна с  той высокой пошлиной на сахар, которую мы зарезервировали на  будущее для защиты своих производителей  сахара.

Необходимо отметить, что одна из главных целей, которую преследовала РФ – это защита своих, прежде всего, автопроизводителей, потому что конкурировать на равных с западными им тяжело. То же самое касалось и предприятий легкой промышленности, которая, тем не менее, на сегодня фактически подавлена дешевым китайским импортом.

Ряд предъявляемых требований к России со стороны ВТО были завышены и необоснованны. Тем не менее, на сегодняшний день все спорные вопросы урегулированы с помощью компромиссов.

Вступив в ВТО, Россия приняла на себя ряд обязательств. В течение переходного периода РФ должна либерализовать и сделать более гибким свое торговое законодательство в отношении других стран. Произойдет снижение ввозных пошлин на импортные автомобили (с 25% до 15%), что должно заметно снизить их цену на российском рынке. Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15% до 6,5 - 5%, на химическую продукцию - с 10 до 6,5%-5%. В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику снизятся с 15% до 7-9%, на рыбу, молочные продукты - на 3-5%. Снизятся ставки на некоторые корма для животных, на не произрастающие в России овощи, фрукты и орехи. Условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, мяса птицы и свинины – ужесточатся. Все эти меры должны привести к снижению цен на внутреннем потребительском рынке России, другими словами, улучшить уровень жизни населения.

Однако есть и негативные последствия присоединения России к ВТО: будут отменены все федеральные и региональные субсидии отечественным товаропроизводителям, присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ:

- доступность для РФ международного  механизма разрешения торговых  споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций;

- создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника международной торговли.

В заключение хотелось бы обратить внимание на вопрос о возможности совмещения принципов ВТО и Таможенного Союза. Аналитики высказывают опасения относительно того, что участники ТС могут столкнуться с некоторыми трудностями, например, по единому таможенному тарифу. В связи с этим заметим, что правилами ВТО не запрещается создание внутри этой организации различного рода интеграционных структур, в том числе и таможенных союзов. Такой прецедент имел место в мировой практике, период западноевропейской интеграции, когда появилась так называемая «тройка» Бельгия, Люксембург, Нидерланды, у которой был свой таможенный союз. Внутри «тройки» была и «двойка» Бельгия-Люксембург, где с 1922 г. был валютный союз. И никаких коллизий между этими образованиями с ВТО не отмечалось. Можно предположить, что в процессе развертывания системы механизмов взаимодействия ТС с ВТО могут возникнуть локальные противоречия, но они не смогут поколебать системообразующие основы ни ВТО, ни Таможенного Союза.

Присоединение России к ВТО неоднозначно воспринимается аналитиками и значительной частью граждан страны. Одни видят в этом только прогресс на пути продвижения экономики к цивилизованному рынку, другие только угрозы национальной безопасности страны. Но такое представление, по нашему мнению, является упрощенным. Реальная оценка произошедшего события в его противоречивости. С одной стороны, присоединившись к ВТО, Россия безусловно получает дополнительные импульсы для роста эффективности экономики и повышения ее конкурентоспособности. С другой, небывалая прежде открытость нашей экономики, поспешный «подгон» законодательной базы под западноевропейские стандарты, а по некоторым направлениям и неготовность к равновыгодному сотрудничеству, таят в себе риски и угрозы безопасности. Перед Россией встала задача исключительной важности, не допустить снижения уровня безопасности экономики в условия присоединения к ВТО.

В этих условиях многое зависит от России, от того, как быстро и умело страна сможет адаптироваться к непривычно жестким требованиям мирового рынка, использовать в национальных интересах потен-циал ВТО, не нарушая при этом заданные ею правила игры. Для этого Министерству образования и науки РФ надо уже теперь, не откладывая, организовать в ведущих вузах страны подготовку квалифицированных кадров в области международной торговли. Только осваивая правила деятельности ВТО и накапливая опыт взаимодействия с этой организацией, можно достичь ожидаемых результатов.

Таким образом, позитивные эффекты от вступления в ВТО для России существенно перевешивают те негативные моменты, которые можно считать умеренной ценой, которую страна заплатит за свое будущее.

 

Заключение

 

Таким образом, на основании проведенного в рамках дипломной работы исследования, автор пришел к следующим выводам.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основой проведения эффективной внешнеэкономической политики является формирование правовых основ регулирования деятельности её субъектов в соответствии с национальными интересами страны, в первую очередь определение степени открытости национальной экономики. Стратегические направления внешнеэкономической политики – внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика, а также решение задач географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами.

Основной целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны. Государство осуществляет политику, основываясь на сочетании принципов протекционизма и либерализации. Протекционизм - это мера государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, направленная на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности российских предпринимателей по "захвату" внешних рынков либо отдельных товарных сегментов мирового рынка. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. Как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант сочетания этих принципов, содержащий элементы как протекционизма, так и либерализации. Тремя основными группами используемых инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифные, нетарифные и финансовые.

Необходимость разработки стратегии внешнеэкономического развития обусловлена тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в сфере внешнеэкономических связей России, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов. Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития. В документе определяются ключевые приоритеты, цели и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации с учетом долгосрочных целей и задач ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития. При ее разработке были учтены основные тенденции развития глобальной экономики и современное состояние внешнеэкономических связей России.

Информация о работе Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи с присоединением России к ВТО