Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью курсового проекта является приобретение студентами следующих навыков:
- применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа деятельности предприятий;
- теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему;
- выделять наиболее существенные недостатки практической деятельности предприятий;
- самостоятельно формулировать проблему, ставить задачу и разрабатывать обоснование предложений в сфере закупочной деятельности;
- использовать экономико – математические методы исследования, повышающие репрезентативность и обоснованность самостоятельно сформулированных предложений.
3. Эффективность
1.2. Определение
потребности в материальных
Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах. На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить. Пот потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения сырьем, полуфабрикатами, комплектующими предприятия с целью выполнения производственной программы.
Все потребности любого предприятия можно разделить на 2 большие группы:
В зависимости от объема закупок:
-общая потребность – включает
в себя валовую потребность
и зарезервированный объем
-валовая (брутто) потребность – потребность на производственную программу без учета имеющихся запасов и заделов сырья и готовой продукции (необходимая для выполнения производственной программы).
-чистая (нетто) потребность –
потребность в сырье,
В зависимости от очередности выполнения заказа:
-первичная потребность –
-вторичная потребность –
-третичная потребность –
Методы определения
Потребности определяют по одному из 3х методов:
1) Детерминированный;
2)Статистический;
3)Стохастический метод.
1. Детерминированный метод (подетальный метод и поиздельный)
В курсовом проекте для определения потребности производства в пряже будет использоваться данный метод. При использовании детерминированного метода наиболее часто применяют метод прямого счета, основанный на планах производства и нормативах расходования сырья на единицу выпускаемой продукции. Его еще называют подетальным и расчет потребности производят по формуле:
где общая потребность в материале,
- норма расхода материала на изделие,
– программа
2. Статистический метод
Статистические методы основываются на использовании данных о фактическом расходовании материалов за прошлый период с учетом изменения структуры и объемов производства, а также норма расходов ресурсов, которые могут быть вызваны использованием новой техники и совершенствованием организации производства. Потребность определяют по формуле:
и – плановая потребность и фактический расход материальных ресурсов соответственно в плановом и прошлом периодах
и – коэффициенты динамических изменений соответственно производственной программы и расхода материальных ресурсов
Потребность в оборудовании определяют исходя из его производительности и плана производства продукции по видам. Для этого используется следующая формула:
- норма времени на изготовление единицы изделия
– программа производства изделий
Т – число рабочих дней в плановом периоде
– продолжительность смены в часах
-коэффициент сменности работы оборудования
– коэффициент использования работы оборудования
– коэффициент изменения норм времени
Потребность в материальных ресурсах должны быть определена с учетом переходящих запасов, которые рассчитывают исходя из ожидаемого остатка материалов в запасах и заделах на начало планового периода.
где – ожидаемый остаток на конец года,
- фактический остаток на первое число месяца, в котором разрабатывался план закупок
- ожидаемые поступления на
предприятии за период от даты,
на которую определен
– ожидаемый расход за этот же период.
3. Стохастический метод
Этот метод основан на использовании прогнозов. При его использовании широко применяют следующие способы:
1.определение потребностей методом наивного прогноза. В этом случае предполагают, что спрос на приобретаемые материалы в будущем периоде будет таким же, как в прошлом.
2.определение потребности методом простой средней. В этом случае изучают спрос за несколько прошлых периодов (например, месяцев) и находят среднюю арифметическую величину.
3.определение потребностей
методом скользящей средней.
В этом случае каждому показателю присваивают весовой коэффициент, сумма которых должна равняться единице[2].
Пример:
Производственному предприятию требуется закупить тару для упаковки продукции. Известно, что в 1 коробку помещается 24 ед. продукции. Определить потребность в таре на декабрь, если известно, сколько продукции было произведено с августа по ноябрь этого же года. Данные представлены в таблице в тыс.шт.
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
1116 |
1000 |
956 |
920 |
Используя метод парных
сравнений, определим весовые
Для этого необходимо заполнить матрицу сравнения, используя индекс элементов, которые могут быть определены по формуле:
Составляем матрицу парных сравнений
Месяц |
ноябрь |
октябрь |
сентябрь |
август |
Сумма |
Ранг |
Ноябрь |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
1 |
Октябрь |
0 |
1 |
2 |
2 |
5 |
2 |
Сентябрь |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Август |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
Определяем весовые коэффициенты по формуле:
где N-количество учитываемых показателей,
i-ранг, присвоенный i-тому показателю.
Тогда с учетом этого прогнозируемый спрос на декабрь:
D=1116*0,1+1000*0,2+956*0,3+
Спрос на тару будет равен:
F=966400/24=40266,67 коробок = 40267 коробок
1.3. Исследование рынка закупок. Сбор, классификация и анализ информации. Исследования закупленного сырья. Составление прогнозов, относительно закупаемого товара. Исследования поставщика. Исследование системы закупок.
Исследование рынков закупок включает:
1) анализ поведения рынка поставщиков, а именно:
· современный анализ рынка («моментальный снимок»);
· динамику изменения конъюнктуры рынка;
· прогнозы изменения рынка;
2) оценку рисков, связанных с выходом на конкретный рынок;
3) определение всех возможных поставщиков и их предложений по товарам, ценам, условиям, гарантиям, перспективам деятельности и т.д.[1]
1. Непосредственные рынки, обеспечивающие в настоящее время потребности в ресурсах.
2. Опосредованные рынки, т.е. используемые поставщиками.
3. Рынки заменителей, т.е. полностью или частично заменяемых продуктов.
4. Новые рынки [1].
Очень важным является изучение
рынка параллельно с
Сбор, классификация и анализ информации. Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам – весьма трудоемкий и долгий процесс. В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги, или тех, которые известны своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Для этого она собирает информацию, пользуясь различными источниками, такими как:
· собственное расследование;
· местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
· банки и финансовые институты;
· конкуренты потенциального поставщика;
· торговые ассоциации, например торгово-промышленная палата РФ;
· информационные агентства;
· государственные источники (регистрационные палаты, налоговая служба, лицензионные службы и пр.), обладающие открытой информацией.
При поиске информации о поставщиках нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации, и, как минимум, один из используемых источников не должен быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Исследования сырья и товаров. Направлено на составление краткосрочных или долгосрочных прогнозов в отношении основного закупаемого товара или изделия. Как правило, в фокусе такого анализа находятся сырье и товары, на покупку которых приходится основная доля оборотных средств. При этом используют следующие виды прогноза:
1. определение потребностей методом наивного прогноза. В этом случае предполагают, что спрос на приобретаемые материалы в будущем периоде будет таким же, как в прошлом.
2. определение потребности
методом простой средней. В
этом случае изучают спрос
за несколько прошлых периодов
(например, месяцев) и находят
среднюю арифметическую величин
3. определение потребностей
методом скользящей средней.
Общее изучение сырья включает анализ следующих основных областей:
- Текущий или будущий
статус компании в качестве
покупателя (описание товара, его
использование в настоящее