Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является приобретение студентами следующих навыков:
- применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа деятельности предприятий;
- теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему;
- выделять наиболее существенные недостатки практической деятельности предприятий;
- самостоятельно формулировать проблему, ставить задачу и разрабатывать обоснование предложений в сфере закупочной деятельности;
- использовать экономико – математические методы исследования, повышающие репрезентативность и обоснованность самостоятельно сформулированных предложений.

Файлы: 1 файл

gotovy_KP.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

3. Эффективность функционирования  службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения[1].

 

1.2. Определение  потребности в материальных ресурсах. Методы и методика определения потребности в ресурсах. Поиздельный и подетальный методы.

Любая закупка начинается с определения потребности в  материальных ресурсах. На данном этапе  решаются вопросы: что, сколько и  когда необходимо закупить. Пот потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения сырьем, полуфабрикатами, комплектующими  предприятия с целью выполнения производственной программы.

Все потребности любого предприятия можно разделить  на 2 большие группы:

В зависимости от объема закупок:

-общая потребность – включает  в себя валовую потребность  и зарезервированный объем материальных  средств для специального пользования  (сколько всего требуется того  или иного материала).

-валовая (брутто) потребность – потребность на производственную программу без учета имеющихся запасов и заделов сырья и готовой продукции (необходимая для выполнения производственной программы).

-чистая (нетто) потребность –  потребность в сырье, материалах, комплектующих на производственную программу с учетом имеющихся запасов и заделов сырья и готовой продукции[2].

В зависимости от очередности выполнения заказа:

-первичная потребность – потребность  в сырье и основных материалах, которые должны быть представлены  к определенному сроку (в ближайшие сроки).

-вторичная потребность – потребность  в сырье и основных материалах, которые не требуются к спеху  (в более отдаленные сроки).

-третичная потребность – потребность  во вспомогательных материалах[2].

Методы определения потребностей:

Потребности определяют по одному из 3х методов:

1) Детерминированный;

2)Статистический;

3)Стохастический метод.

1. Детерминированный  метод (подетальный метод и  поиздельный) 

В курсовом проекте для определения  потребности производства в пряже  будет использоваться данный метод. При использовании детерминированного метода наиболее часто применяют метод прямого счета, основанный на планах производства и нормативах расходования сырья на единицу выпускаемой продукции. Его еще называют подетальным и расчет потребности производят по формуле:

                                         

,                                                       (1)

где общая потребность в материале,

- норма расхода материала на изделие,

 – программа производственного  расписания по данному виду  изделий.

2. Статистический метод 

Статистические методы основываются на использовании данных о фактическом  расходовании материалов за прошлый  период с учетом изменения структуры и объемов производства, а также норма расходов ресурсов, которые могут быть вызваны использованием новой техники и совершенствованием организации производства. Потребность определяют по формуле:

                                                 

,                                           (2)                               

 и  – плановая потребность и фактический расход материальных ресурсов соответственно в плановом и прошлом периодах

 и  – коэффициенты динамических изменений соответственно производственной программы и расхода материальных ресурсов

Потребность в оборудовании определяют  исходя из его производительности и плана производства продукции по видам. Для этого используется следующая формула:

                                          

,                                        (3)                                     

- норма времени на изготовление  единицы изделия

 – программа производства  изделий

Т – число рабочих  дней в плановом периоде

 – продолжительность смены  в часах

-коэффициент сменности работы оборудования

– коэффициент использования  работы оборудования

– коэффициент изменения норм времени 

Потребность в материальных ресурсах должны быть определена с  учетом переходящих запасов, которые  рассчитывают исходя из ожидаемого остатка материалов в запасах и заделах на начало планового периода.

                                       

,                                           (4)

где – ожидаемый остаток на конец года,

- фактический остаток на первое  число месяца, в котором разрабатывался  план закупок

- ожидаемые поступления на  предприятии за период от даты, на которую определен фактический  остаток до начала планового периода

 – ожидаемый расход за  этот же период.

3. Стохастический метод

Этот метод основан  на использовании прогнозов. При  его использовании широко применяют  следующие способы:

1.определение потребностей  методом наивного прогноза. В этом случае предполагают, что спрос на приобретаемые материалы в будущем периоде будет таким же, как в прошлом.

2.определение потребности  методом простой средней. В  этом случае изучают спрос  за несколько прошлых периодов (например, месяцев) и находят среднюю арифметическую величину.

3.определение потребностей  методом скользящей средней. Такой  способ используется в том  случае, если имеет в виду, что  свежие данные имеют больший  вес, и поэтому должны иметь  большее значение.

В этом случае каждому  показателю присваивают весовой коэффициент, сумма которых должна равняться единице[2].

Пример:

Производственному предприятию  требуется закупить тару для упаковки продукции. Известно, что в 1 коробку  помещается 24 ед. продукции. Определить потребность в таре на декабрь, если известно, сколько продукции было произведено с августа по ноябрь этого же года. Данные представлены в таблице в тыс.шт.

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

1116

1000

956

920




 

 

 

 

Используя метод парных сравнений, определим весовые коэффициенты.

Для этого необходимо заполнить матрицу сравнения, используя индекс элементов, которые могут быть определены по формуле:

Составляем матрицу  парных сравнений

Месяц

ноябрь

октябрь

сентябрь 

август

Сумма

Ранг

Ноябрь

1

2

2

2

7

1

Октябрь

0

1

2

2

5

2

Сентябрь

0

0

1

2

3

3

Август

0

0

0

1

1

4


 

Определяем весовые  коэффициенты по формуле:

                                            

   ,                                            (5)

 где N-количество  учитываемых показателей,

i-ранг, присвоенный i-тому  показателю.

Тогда с учетом этого  прогнозируемый спрос на декабрь:

D=1116*0,1+1000*0,2+956*0,3+920*0,4=966,4 тыс.шт.

Спрос на тару будет равен:

F=966400/24=40266,67 коробок = 40267 коробок

1.3. Исследование рынка закупок. Сбор, классификация и анализ информации. Исследования закупленного сырья. Составление прогнозов, относительно закупаемого товара. Исследования поставщика. Исследование системы закупок.

Исследование  рынков закупок. Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка предмета и цели исследования. Толчком к проведению исследования могут стать: проблемы с высокими собственными издержками предприятия; изменения в собственной программе сбыта; решение об использовании результатов НТП; решение о повышения доли фирмы на рынке; обострение конкуренции; ненадежность нынешних поставщиков; неопределенности объемов предложения поставщиков в будущем и др.

Исследование рынков закупок включает:

1)   анализ поведения рынка поставщиков, а именно:

· современный анализ рынка («моментальный снимок»);

· динамику изменения  конъюнктуры рынка;

· прогнозы изменения  рынка;

2)   оценку рисков, связанных с выходом на конкретный рынок;

3)   определение всех возможных поставщиков и их предложений по товарам, ценам, условиям, гарантиям, перспективам деятельности и т.д.[1]

Виды рынков закупок

1.    Непосредственные рынки, обеспечивающие в настоящее время потребности в ресурсах.

2.    Опосредованные рынки, т.е. используемые поставщиками.

3.    Рынки заменителей, т.е. полностью или частично заменяемых продуктов.

4.    Новые рынки [1].

Очень важным является изучение рынка параллельно с разработкой  новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий. Органы снабжения обеспечивают конструкторов  необходимыми каталогами, описаниями. Но каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, а без этого трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей органов снабжения является сбор информации не только об ассортименте товаров на рынке закупок, но и о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

Сбор, классификация  и анализ информации. Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам – весьма трудоемкий и долгий процесс. В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги, или тех, которые известны своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Для этого она собирает информацию, пользуясь различными источниками, такими как:

·      собственное расследование;

·      местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

·      банки и финансовые институты;

·      конкуренты потенциального поставщика;

·      торговые ассоциации, например торгово-промышленная палата РФ;

·      информационные агентства;

·      государственные источники (регистрационные палаты, налоговая служба, лицензионные службы и пр.), обладающие открытой информацией.

При поиске информации о  поставщиках нельзя ограничиваться одним источником информации, вне  зависимости от объема и глубины  предоставляемой им информации, и, как  минимум, один из используемых источников не должен быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

Исследования  сырья и товаров. Направлено на составление краткосрочных или долгосрочных прогнозов в отношении основного закупаемого товара или изделия. Как правило, в фокусе такого анализа находятся сырье и товары, на покупку которых приходится основная доля оборотных средств. При этом используют  следующие виды прогноза:

1. определение потребностей  методом наивного прогноза. В  этом случае предполагают, что спрос на приобретаемые материалы в будущем периоде будет таким же, как в прошлом.

2. определение потребности  методом простой средней. В  этом случае изучают спрос  за несколько прошлых периодов (например, месяцев) и находят  среднюю арифметическую величину.

3. определение потребностей  методом скользящей средней. Такой  способ используется в том  случае, если имеет в виду, что  свежие данные имеют больший  вес, и поэтому должны иметь  большее значение. В этом случае  каждому показателю присваивают  весовой коэффициент, сумма которых должна равняться единице[2].

Общее изучение сырья  включает анализ следующих основных областей:

- Текущий или будущий  статус компании в качестве  покупателя (описание товара, его  использование в настоящее время  и прогноз будущих потребностей, поставщики, цена, условия, ежегодное потребление, вид перевозки и текущие контракты).

Информация о работе Планирование на предприятии