Планирование сбыта готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

В большинстве случаев производство и потребители продукции не совпадают ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, какими бы разнообразными потребительскими свойствами не обладал готовый продукт, на реальный коммерческий успех фирма может рассчитывать только при условии рационально организованного его (продукта) распределения и обмена, т.е. сбыта, цель которого удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования сбытовой политики фирмы – производителя. 4
1.1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации. 4
1.1.1. Суть «политики» фирмы в области сбыта, элементы сбытовой политики. 4
1.1.2. Виды сбыта, признаки их классификации. 4
1.2. Выбор канала сбыта и этапы формирования сбытовой политики. 9
1.2.1. Внутренние и внешние факторы среды фирмы – изготовителя. 9
1.3.2. Этапы формирования сбытовой политики. 12
Глава 2. Анализ сбытовой деятельности предприятия и предложения по ее усовершенствованию на примере ООО "Снежинка". 17
2.1. Анализ элементов и форм реализации сбытовой политики ООО "Снежинка". 17
2.2. Анализ факторов влияющих на выбор канала сбыта ООО "Снежинка". 18
2.3. Предложения по совершенствованию управления сбытовой деятельностью 26
2.3.1. Организация прямого сбыта на ООО «Снежинка». 26
2.3.2. Улучшения по модификации продукции ООО «Снежинка». 29
Заключение 33
Список использованной литературы. 34

Файлы: 1 файл

Планирование сбыта продуции.DOC

— 389.50 Кб (Скачать файл)

     Рисунок № 2.  Пример узкого канала сбыта. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок № 3.  Пример широкого канала сбыта. 
 

           Широко распространены типы посредников:

     - зависимые торговые агенты, представители, брокеры, действующие по поручению и за счет клиента, специализируются на заключении сделок между производителями и потребителями, получают вознаграждение в виде процента от продаж или комиссионных, несут минимальный риск;

  • дистрибьюторы, действующие за свой счет, но от имени производителя. Они имеют право на возврат товара, получают вознаграждение за счет разницы в ценах покупки и продажи, несут риск, безусловно больший, чем зависимые посредники, но меньший, чем дилеры.
  • дилеры, которые становятся собственниками товара, действуют за свой счет и от своего имени, получают доход за свой счет разницы в ценах покупки и продажи, несут максимальный риск.

           Посредники бывают самостоятельными, либо связанными в  вертикальную или горизонтальную маркетинговую систему (сеть), которая может быть:

  • договорной (между посредниками разных уровней или одного уровня);
  • корпоративный (один из посредников приобретает права на участие в капитале других участников канала сбыта);
  • управляемой (наиболее крупный участник канала координирует деятельности других посредников).

           При этом инициатором  создания такого структурно – сложного канала распределения может выступать  любой уровень – производитель, оптовый или розничный торговец.

           Таким образом товародвижение (фирмы) производителя – это деятельность, направленная на организацию движения потока товара к конечному потребителю, целью которой является создание условий для превращения потребности потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар и получение наибольшей прибыли предприятия от сбыта своей продукции.

1.2. Выбор канала сбыта и этапы формирования сбытовой политики.

1.2.1. Внутренние и внешние факторы среды фирмы – изготовителя.

 

     Выбор канала сбыта и вся последующая  организация распределения продукта зависят от влияния как внутренних, так и внешних факторов среды фирмы изготовителя (рисунок №10).

                                                                                                                                                                                                                                                              

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок № 10. Факторы выбора вида сбыта. 

           Факторы 1, 2, 3, относятся  к внутренней среде фирмы. Их особенность – полная контролируемость, то есть наличие у фирмы реальной возможности управлять ими.

      Для оценки степени  влияния характеристик товара на выбор канала сбыта, следует принять  во внимание его место в классификации  видов товаров по назначению и  потребительским привычкам (рисунок № 11).

     В представленной классификации каждому  виду товара соответствует совокупность специфических требований по способу  и срокам хранения, условиям транспортировки, возможностям предложения потребителю  особых условий продажи. Кроме того, учитывается степень увязки конкретного товара с услугами или другими сопутствующими (равно, как и дополняющими) товарами, а также количество вариантов товара, предлагаемого производителем. Указанные характеристики необходимы для ориентации сбытовой политики (направленность на целевого или массового потребителя).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок № 11. Классификация  товаров. 

     Системные цели фирмы определяют постановку целей  сбыта товара в тех случаях, когда  содержат указание: на направление деятельности, на конкретный рынок, на категорию потребителей товара. При помощи стратегии фирмы устанавливаются методы отношений с торговыми посредниками и потребителями (сотрудничество с продавцами или контроль за каналами сбыта), а также перечень функций, которыми наделяются продавцы, посредники и другие участники сбытовой деятельности фирмы изготовителя.

     Производственные  ресурсы фирмы, как фактор выбора канала сбыта являются материальной основой принятия всего комплекса  решений об организации сбытовой деятельности.

     При этом учитывается как собственно возможность обеспечения её финансовыми, материальными, трудовыми и информационными  ресурсами, так и экономическая  целесообразность связанных с этим издержек.

     Факторы 4, 5, 6, 7 действуют на фирму из вне. Их особенность – относительная или абсолютная неуправляемость. Однако при формировании сбытовой политики они должны тем или иным образом учитываться и, по возможности, регулироваться.

     Потребители, как правило, предъявляют особые требования к организации сбыта в связи с осведомленностью об альтернативах рынка, а также в силу индивидуальности своих запросов и субъективных привычек. Учесть характеристики и особенности поведения потребителей какого – либо товара помогает метод сегментирования рынка по потребителям.

     Обычно  при выборе канала сбыта и определении  основного способа удовлетворения запроса потребителей достаточно знать: где больше закупается товар, в какое  время, каковы поводы для покупки, периодичность, предпочтительная упаковка товара, объем  разовой закупки, желательный уровень сервиса, обстоятельства потребления товара, степень осведомленности потребителя о качестве товара и лицо принимающее решение о его приобретении.

     Влияние конкуренции на организацию сбыта  огромно. В конечном итоге именно позиция фирмы в конкурентной борьбе является определяющим условия улучшения результатов сбытовой деятельности и, соответственно итогов работы фирмы в тех сферах бизнеса, которыми она занимается. Поэтому очевидно, что канал сбыта должен быть построен так, чтобы фирма была способна защитить его от конкурентов и в максимальной степени реализовать конкурентные преимущества своей продукции.

     Выбор канала сбыта с позиции получения  конкурентных преимуществ требует  информации о конкурентах, а также  о ценах их конкурентных возможностей. Знания о конкурентах предполагают ответы на вопросы:

  • кто является конкурентом;
  • какие каналы сбыта используют конкуренты;
  • каковы их сильные и слабые стороны;
  • какого рода и насколько успешно строятся взаимоотношения в системе сбыта.

     Итогом  анализа является классификация действующих (и возможных) конкурентов по типу их сбытовой стратегии, а также получение оценки удовлетворяемых ими потребностей. Только в этом случае следует считать выбор канала сбыта обоснованным.

     Посредники  на прямую влияют на выбор фирмой канала сбыта, так как обладают опытом работы на определенном рынке, мощностями по доведению продукта до конечного потребителя, возможностями осуществлять рациональное товародвижение и, в конечном итоге, имеют определенную ценность, которая выше чем ощутимая выгода от использования системы продаж через посредников в сравнении с собственными и контролируемыми каналами сбыта.

     Особенностью  факторов макросферы – макрополитических  условий (уровень информации, банковская ставка, безработица, состояние платежного баланса страны и прочее), социально – культурных особенностей, демографической ситуации, состояние политико – правовой сферы, экологии является равная степень их влияния на всех участников обменных операций и конкурентов. Изменить действие этих факторов практически невозможно. Вместе с тем в лучшем положении оказывается та фирма, которая может точнее, чем другие, прогнозировать их движение и оценивать последствия влияния на рыночную ситуацию (точнее отреагировать сменой стратегии и сбытовой политики).

1.3.2.  Этапы формирования  сбытовой политики.

 

     Всякие  изменения сбытовой политики предопределяет существенные структурные перестроения в уже налаженном канале сбыта.

           Для того, чтобы этот процесс проходил более организованно  и по возможности с меньшими издержками, такие изменения должны соответствовать следующим этапам формирования сбытовой политики.

           Первый  этап – определение целей сбыта. В зависимости от системных целей деятельности фирмы на конкретном рынке целями сбыта могут быть: объем сбыта, доход или прибыль, время сбыта, использование ресурсов, степень охвата рынка, степень контроля за товародвижением и другое. При этом независимо от того, становятся цели на долгосрочную или краткосрочную перспективу, они должны быть достижимы в принципе и иметь колличественное выражение.

     На втором этапе избирается стратегия сбыта. Прежде всего принимается решение о выборе принципа построения косвенных каналов – с использованием «проталкивания» или «втягивания» (таблица № 3) на практике указанные принципы часто дополняют друг друга. Многие фирмы используют «смешанный» принцип, при котором усилия по сбыту распределяются между сотрудничеством с посредниками и работой с конечными потребителями. Далее выявляются альтернативы конфигурации каналов распределения (виды каналов и их структура).

     При использовании прямых каналов устанавливается  структурная единица (орган сбыта), которая будет контактировать с  потребителями (агентами по сбыту, магазинами, торговыми представителями, комиссионерами).

     Результатом второго этапа является исполнение общей концепции сбыта предприятия с точки зрения структуры организации, построенных информационных связей, условий, на которых будет осуществляться поставка продукции, оценка величины сбытового бюджета.

     Принцип построения косвенных  каналов сбыта.                               Таблица № 3.

   Принцип   Содержание   Схема
  «Проталкивание»   Сосредоточение  усилий производителя на уровне оптовика (по всем функциям). Дальнейшее движение продукции – усилия оптовой торговли. 

Цель: сотрудничество с посредниками.

 
  «Втягивание»   Сосредоточение  усилий производителей на конечном потребителе, который в свою очередь формирует  запросы к посредникам, а те –  к производителю. 

Цель: притягивание посредников.

 
 

     Третий  этап – отбор посредников и участников сбытовой системы. С этой целью устанавливается перечень конкретных требований к ним, вытекающих из общей концепции сбыта. Требования могут быть связаны с рыночными возможностями посредников (охват рынка), способностью маневрировать, уровнем профессионализма работников, возможностями демонстрации продукции, оказания услуг потребителям и т.д. (Таблица № 4).

     Критерии  выбора сбытового  посредника.                                           Таблица № 4.

   Критерии   Причины выбора
 1.       Финансовые

аспекты

 а)   чем  больше финансовые возможности, тем  лучше.

б)  продолжительность  работы в данной сфере ( чем больше, тем лучше).

 2. Организация и основные показатели  сбыта:
  • число занятых;
  • уровень компетентности в технических вопросах.
 -   наличие  мощной сбытовой сети.

-   темпы роста оборотов (чем больше  тем лучше).

-  наличие  не подготовленного в технических  вопросах персонала нежелательно;

-   динамика за последние 3-5 лет;

-   период анализа показателей сбыта.

> start="3" Сбыт какой  продукции осуществляет посредник.
  • изделия конкурентов;
  • изделия дополняющие ваши изделия и услуги;
  • изделия и услуги самого высокого качества.
 Можно ли доверить сбыт своей продукции: 
  • иногда  можно доверить;
  • наиболее предпочтительный посредник;
  • чем выше качество, тем больше доверие такому посреднику.
 4. Общий ассортимент услуг и  изделий.  Нужно убедиться, что вашей торговой марке будет  оказано должное внимание.
 5.      Репутация фирмы.  Можно судить только по собственному опыту.
 6. Степень охвата рынка:
  • в географическом разрезе;
  • в отраслевом плане;
  • частота получения заказов;
 Чем больше, тем лучше:
  • нужно избегать дублирование собственной сбытовой сети;
  • сбытовая сеть диллера должна покрывать основные сегменты (группы потребителей);
  • увеличение частоты получения с началом работы.
 7. Запасы и складские помещения:
  • вид и уровень запасов;
  • складские помещения.
 Главное –  готовность в любой момент осуществить  поставку продукта потребителю:
  • наличие полного ассортимента и комплекта поставки;
  • высоко ценится уровень технической оснащенности.
 8.  Управление сбытом и стратегия.  Главное оценить  степень агрессивности на рынке  и стремление стать лидером в  своей отрасли.

Информация о работе Планирование сбыта готовой продукции