Планирование себестоимости продукции предприятия на примере ОАО «Нижнекамскшина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - это изучение теоретических и практических вопросов формирования и изменения затрат на предприятии, их состава и структуры с помощью расчетного показателя – затраты на 1 рубль продукции. Для реализации поставленных целей в курсовой работе решались следующие задачи:
определение динамики по основным показателям затрат;
определение причин изменения затрат по факторам, по видам продукции, по статьям калькуляции;
выявление и оценка неиспользованных возможностей снижения затрат и разработка мер по мобилизации резервов снижения затрат.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика производственной деятельности предприятия
1.1. Цели и задачи производственной деятельности предприятия
1.2. Организационная структура предприятия
1.3. Анализ динамики технико-экономических показателей предприятия
Глава 2. Понятие о себестоимости продукции
2.1. Классификация затрат на предприятии
2.2. Структура себестоимости
2.3. Калькуляция себестоимости продукции
2.4. Смета затрат на производство
Глава 3. Методические основы расчета себестоимости продукции
3.1. Виды себестоимости (цеховая, промысловая, полная.)
3.2. Расчет калькуляции себестоимости продукции (привести примеры расчета условно-постоянных и условно-переменных статей расхода)
3.3. Расчет сметы затрат на производство (привести примеры расчета условно-постоянных и условно-переменных элементов затрат.)
3.4. Динамика затрат на рубль товарной продукции
3.5.Анализ соотношения «издержки- объемы- прибыль»
3.6. Пути снижения затрат

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя. начало иванова.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Вначале определим переменные издержки на единицу продукции:

Затем найдем общую сумму постоянных затрат:

250 - 0,1 х 2000 = 50 тыс. руб.,

или   200 - 0,1 х 1500 = 50 тыс. руб.

Уравнение затрат для данного примера  будет иметь вид:

    • Z = 50 + 0,1x.

По этому уравнению  можно спрогнозировать общую  сумму затрат для любого объема производства в заданном релевантном ряду.

 

 

Графический метод нахождения суммы постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и максимального объема производства (рис. 1). Затем они соединяются до пересечения с осью ординат, на которой откладываются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая будет одинаковой как для максимального, так и для минимального объема производства.

В условиях много продуктового производства для нахождения суммы постоянных затрат вместо количества i-го вида продукции надо брать стоимость валового выпуска, а вместо переменных затрат на единицу продукции - удельные переменные затраты на рубль продукции (УПЗ).

Например. Из-за сезонности производства (могут быть и другие причины) объемы выпуска продукции и затраты довольно существенно колебались на протяжении года. Минимальный месячный объем производства составил 7000 тыс. руб., максимальный - 10 000 тыс. руб. Затраты соответственно 6000 и 7800 тыс. руб.

Исходя из этих данных, определим сумму удельных переменных затрат на рубль продукции:

Сумма постоянных затрат за один месяц составит

А =  З1 - УПЗ1 х ВП1 = 6075 - 0,575 х 7000 = 2050 тыс. руб.,

а за год - 24600 тыс.руб.

Сумму постоянных затрат в уравнении связи (Y = a + bx) можно  получить и с помощью корреляционного анализа, если имеется достаточно большая выборка данных о затратах и выпуске продукции (табл. 1).

Составим систему уравнений  и решим ее:

Умножив все члены  первого уравнения на 2300, а второго  на 12, получим следующую систему уравнений:

b = 0,1; a = (830 - 2300 х 0,1)/12 = 50

Уравнение связи Z  50 + 0,1x показывает, что сумма постоянных затрат в данном примере составляет 50 тыс. руб., а переменные затраты на единицу продукции - 100 тыс. руб.

Таблица 1

Данные о затратах (Z) и объемах производства продукции (x) на единицу продукции - 100 тыс. руб.

Месяц

X

Z

XZ

X2

Январь

120

62

7440

10400

Февраль

130

63

8190

16900

Март

150

65

9750

22500

Апрель

140

64

8960

19600

Май

180

68

12240

32400

Июнь

200

70

14000

40000

Июль

200

70

14000

40000

Август

270

77

20790

72900

Сентябрь

280

78

21840

78400

Октябрь

250

75

18750

62500

Ноябрь

200

71

14200

40000

Декабрь

180

67

12060

32400

итого

2300

830

162220

472000


 

Если вместо количества произведенной  продукции возьмем ее стоимость, то коэффициент b в уравнении регрессии покажет удельные переменные затраты, а коэффициент а - сумму постоянных затрат.

Селективный метод, основанный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат, позволяет более точно определить сумму постоянных и переменных затрат, но он более трудоемкий по сравнению с рассмотренными выше. Однако в условиях современных технологий обработки экономической информации этот процесс упрощается, если предусмотреть деление затрат на постоянные и переменные в компьютерных программах и первичных документах.

Многие затраты являются условно-переменными или условно-постоянными (затраты на ремонт машин и оборудования, затраты на рекламу, затраты на кормление животных и т.д.). Поэтому с целью более точной группировки их на постоянные и переменные необходимо экспертным путем или с помощью корреляционного анализа установить коэффициент зависимости определенного вида затрат от объема производства продукции.

Например. Общая сумма затрат на ремонт оборудования составила 800 тыс. руб. Коэффициент зависимости данного  вида затрат от объема производства - 0,6. Следовательно, 480 тыс. руб. можно отнести к переменной, а 320 тыс. руб. - к постоянной части затрат.

Аналогичные расчеты делаются и  по другим статьям затрат, после  чего определяется общая сумма постоянных и переменных расходов, что очень  важно при анализе и прогнозировании  себестоимости продукции, прибыли  и рентабельности, определении безубыточного объема продаж, зоны безопасности предприятия и т.д.

МЕТОДИКА МАРЖИНАЛЬНОГО  АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦии

По методике маржинального  анализа себестоимость продукции  влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью следующей факторной модели:

 

где Сi - себестоимость единицы i-го вида продукции,

Аi - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции,

bi - сумма переменных затрат на  единицу i-го вида продукции,

VВПi - объем выпуска i-го вида  продукции в физических единицах.

 

 

Зависимость себестоимости  единицы продукции от данных факторов показана на рисунке 2, из которого видно, что уровень переменных затрат на единицу продукции не зависит от количества произведенной продукции, а постоянные затраты на изделие по мере увеличения производства сокращаются, а при спаде объемов выпуска продукции - резко возрастают. Следовательно, чем больше производится продукции на имеющихся производственных мощностях, тем ниже себестоимость единицы продукции и общая издержкоемкость.

 

Таблица 2 Исходные данные для факторного анализа себестоимости  изделия А

Показатель

Уровень показателя

Изменение

2008

2009

Объем производства, шт

10000

13300

+3300

Сумма постоянных затрат, тыс.руб.

12000

20482

+8482

Сумма переменных затрат на одно изделие, руб.

2800

3260

+460

Себестоимость одного изделия, руб.

4000

4800

+800


 

Используя эту модель и данные табл. 2, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия А методом цепной подстановки:

Общее изменение себестоимости  единицы продукции составляет:

DСобщ = С1 - С0 = 4500  4000 = +500 тыс. руб.,

в том числе за счет изменения

а) объема производства продукции:

DСvвп = Сусл1- С0 = 4171,4 - 4000 = +171,4 тыс. руб.,

б) суммы постоянных затрат:

DСа = Сусл2 - Сусл1 = 4200 - 4171,4 =

= + 28,6 тыс. руб.,

в) суммы удельных переменных затрат:

DСb = С1 - Сусл2 = 4500 - 4200 = +300 тыс. руб.

Аналогичные расчеты  делают по каждому виду продукции. Эта же модель может быть использована и для прогнозирования уровня себестоимости и финансовых результатов.

Пример. Предположим, что  в следующем году ожидается спад производства на 20% из-за отсутствия платежеспособного спроса на данную продукцию. Удельные переменные затраты остаются на том же уровне. Постоянные затраты есть возможность сократить только на 5%. При таких условиях себестоимость единицы продукции составит:

что выше фактического ее уровня в отчетном периоде на 262,5 руб.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты  на рубль товарной продукции, который  характеризует издержкоемкость  продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости выпущенной продукции в текущих ценах:

Факторную модель издержкоемкости  обычно представляют следующим образом:

где сi - себестоимость  единицы i-х видов продукции;

pi - цена i-го вида продукции.

По этой модели издержкоемкость  не зависит от объема производства продукции, поскольку с изменением последнего пропорционально изменяется числитель и знаменатель формулы. В итоге можно определить влияние на ее уровень таких факторов как структуры произведенной продукции, уровня себестоимости и цен.

Использование методики маржинального анализа позволяет наряду с данными факторами учесть влияние и объема продаж на издержкоемкость продукции, для чего мы предлагаем использовать следующую факторную модель:

Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается способом цепной подстановки путем последовательной замены базовой величины каждого фактора на фактическую в отчетном периоде и сравнением уровня издержкоемкости до и после изменения соответствующего фактора.

 

Методика маржинального анализа прибыли и рентабельности

Большой интерес представляет методика маржинального анализа  прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в  нашей стране, обычно используют следующую модель:

П = VРП (р - с),                    (1)

где VРП - физический объем  продаж;

р - цена за единицу продукции;

с - себестоимость единицы  продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, т.к. возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

За рубежом для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = VPП ґ (p - b)  A,           (2)

где b - переменные затраты  на единицу продукции;

А - постоянные затраты  на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется  для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные для факторного анализа прибыли по изделию А

Показатель

Уровень показателя

2008

2009

Объем реализации продукции, шт

5700

4850

Цена единицы продукции, тыс. руб.

5,0

5,2

Себестоимость изделия, тыс. руб.

4,0

4,5

В том числе переменные затраты, тыс. руб.

2,8

3,1

Сумма постоянных расходов, тыс. руб.

6840

6790

Прибыль, тыс. руб.

5700

3395

Информация о работе Планирование себестоимости продукции предприятия на примере ОАО «Нижнекамскшина»