Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:46, реферат
Цель курсовой работы - это изучение теоретических и практических вопросов формирования и изменения затрат на предприятии, их состава и структуры с помощью расчетного показателя – затраты на 1 рубль продукции. Для реализации поставленных целей в курсовой работе решались следующие задачи:
определение динамики по основным показателям затрат;
определение причин изменения затрат по факторам, по видам продукции, по статьям калькуляции;
выявление и оценка неиспользованных возможностей снижения затрат и разработка мер по мобилизации резервов снижения затрат.
Введение.
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика производственной деятельности предприятия
1.1. Цели и задачи производственной деятельности предприятия
1.2. Организационная структура предприятия
1.3. Анализ динамики технико-экономических показателей предприятия
Глава 2. Понятие о себестоимости продукции
2.1. Классификация затрат на предприятии
2.2. Структура себестоимости
2.3. Калькуляция себестоимости продукции
2.4. Смета затрат на производство
Глава 3. Методические основы расчета себестоимости продукции
3.1. Виды себестоимости (цеховая, промысловая, полная.)
3.2. Расчет калькуляции себестоимости продукции (привести примеры расчета условно-постоянных и условно-переменных статей расхода)
3.3. Расчет сметы затрат на производство (привести примеры расчета условно-постоянных и условно-переменных элементов затрат.)
3.4. Динамика затрат на рубль товарной продукции
3.5.Анализ соотношения «издержки- объемы- прибыль»
3.6. Пути снижения затрат
Заключение
Список использованной литературы
Смета затрат, тыс. руб. |
Таблица № 4 | ||
Элементы |
Базисный период |
Текущий период |
Изменение (%) |
Смета затрат
Материалы
|
9606,4
3240 1765 628,4 1000 2973 |
10778,2
3758,4 1879,7 669,2 1052 3418 |
Расчет
+16 +6,5 расчет +5,2 +15 |
Вывод:
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Доля заработной платы уменьшилось, а доля амортизации увеличилось, это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сократилось и увеличилось доля покупных комплектующих изделий, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.
По этому методу себестоимость определяется путем сложения всех элементов сметы затрат. При анализе затрат на рубль продукции по экономическим элементам исключается влияние цены. То есть в расчете используются только базисные цены.
3.4 Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции
Затраты на рубль произведенной продукции - очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень затратоемкости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.
Снижение затрат на 1 рубль объема продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.
Таблица 7 - Данные по двум видам а/покрышек за 2009 - 2010 годы для факторного анализа затрат на 1 рубль товарной продукции
Показатели |
К 6.50-16 |
УК 13-М | ||
2009 год |
2010 год |
2009 год |
2010 год | |
Объём производства (шт.) |
2810 |
3238 |
16399 |
8006 |
Себестоимость продукции (руб.) |
87,61 |
92,05 |
49,54 |
57,80 |
Цена продукции (руб.) |
88,77 |
91,83 |
75,98 |
81,12 |
Затраты на 1 руб. Т.П. |
0,99 |
1 |
0,65 |
0,71 |
Затраты на 1 рубль показывают себестоимость одного рубля обезличенной продукции и определяются делением полной себестоимости выпущенной продукции на стоимость этой продукции в оптовых ценах. Формула расчета этого показателя имеет следующий вид:
Зруб.ТП = ∑ (Ki х Ci) / ∑ (Кi х Цi), (1)
где Ki - количество выпущенной продукции, шт.;
Ci - себестоимость единицы продукции, руб.;
Цi - цена единицы продукции, руб.
Для того чтобы выявить изменение затрат на 1 рубль ТП необходимо провести факторный анализ методом цепных подстановок. В ходе анализа необходимо проанализировать следующие факторы:
– структурные сдвиги выпуска ТП;
– изменение себестоимости отдельных видов продукции;
– изменение оптовых цен на готовую продукцию.
Затраты на 1 рубль ТП по данным предыдущего года составят:
3руб.ТПпл.= ∑ (Кпл. х Спл.) / ∑ (Кпл.х Цпл.) =
(77000 х 2364,97 + 71500 х 2324,54) / (77000 х 2601,73 + 71500 х 2413,85) = (182102690 +166204610) / (200333210 + 172590275) = 348307300 /
372923485 = 93,4 коп.
Рассчитаем затраты на рубль ТП при фактическом объеме выпущенной продукции и при себестоимости и ценах за предыдущий год:
3Ру6.ТП1 = ∑ (Кф.х Спл.) / ∑ (Кф.х Цпл.) =
(65546 х 2364,97 + 58240 х 2324,54) / (65546 х 2601,73 + 58240 х 2413,85) = (155014324 +135381210) / (170532995+ 140582624) = 290395534 /
311115619 = 93,3 коп.
Рассчитаем затраты на рубль ТП при фактическом объеме выпущенной продукции и фактической себестоимости продукции и при ценах за прошлый год:
3Ру6.ТП2 = ∑ (Кф.х Сф.) / ∑ (Кф.х Цпл.) =
(65546 х 2576,41 + 58240 х 2521,39) / (65546 х 2610,73 + 58240 х 2413,85)= (168873370 +146845754) / (170532995 +140582624) = 315719124 /
311115619 = 101,5 коп.
Рассчитаем затраты на рубль ТП при фактических данных:
Зуб.ТПф. = ∑ (Кф.х Сф.) / ∑ (Кф.х Цф.) =
(65546 х 2576,41 + 58240 х 2521,39) / (65546 х 2927,12 + 58240 х 2741,46) = (168873370 + 146845754) / (191861008 + 159662630) = 315719124 /
351523638 = 89,8 коп.
Далее необходимо определить влияние этих факторов на изменение затрат на рубль ТП :
Δ 3ру6.ТПобщ. = 3ру6.ТПф. - 3ру6.ТПпл. = 89,8 – 93,4 = -3,6 коп.
Сущность влияния изменения количества выпущенной продукции состоит в том, что рентабельность изделий, вырабатываемых предприятием, не одинакова. Следовательно выпуск продукции с относительно высокой рентабельностью в большом размере, чем это имело место в прошлом году, вызовет снижение затрат на 1 рубль объема продукции, и, наоборот, увеличение выпуска менее рентабельной продукции приведет к увеличению уровня затрат.
Влияние фактора изменения количества выпущенной продукции:
Δ 3ру6.ТПопр. = 3ру6.ТП1. - 3ру6.ТПпл. = 93,3 – 93,4 = -0,1 коп.
Снижение себестоимости отдельных изделий является основным фактором снижения уровня затрат на 1 рубль продукции. Однако этот ресурсосберегающий фактор на многих предприятиях еще не занял преобладающего места в обеспечении роста прибыли и повышения рентабельности производства. Величина влияния этого фактора на изменение уровня затрат на 1 рубль продукции исчисляется путем сопоставления фактических затрат на 1 рубль продукции, отчетного года в оптовых ценах предыдущего года с затратами на 1 рубль продукции предыдущего года, пересчитанными на фактический вы пуск продукции отчетного года, по следующей формуле:
Δ 3ру6.ТПс. = 3ру6.ТП2. - 3ру6.ТП1. = 101,5 – 93,3 = 8,2 коп.
На уровень затрат на 1 рубль продукции оказывает влияние изменение цен на готовую продукцию. Причем зависимость здесь обратная. При снижении оптовых цен на продукцию при прочих равных условиях увеличиваются затраты на 1 рубль продукции и, наоборот, при их увеличении уровень затрат снижается. Величина влияния фактора изменения цен на уровень затрат определяется путем сопоставления затрат на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах действующих в отчетном году, с затратами на 1 рубль той же продукции в ценах предыдущего года:
Δ 3ру6.ТПц. = 3ру6.ТПф. - 3ру6.ТП2. = 89,8 – 101,5 = -11,7 коп.
Таким образом, затраты на 1 рубль ТП в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшились на 3,6 коп. За счет изменения количества выпущенной продукции затраты на 1 рубль товарной продукции уменьшились на 0,1 копейки. За счет изменения себестоимости продукции затраты на 1 рубль ТП увеличились на 8,2 копеек. За счет изменения цены затраты на 1 рубль ТП уменьшились на 11,7 копеек.
3.5.Анализ соотношения «издержки- объемы- прибыль»
Менеджменту предприятия в своей деятельности приходится принимать различные управленческие решения касающиеся, например, цены реализации товаров, планирования объёма продаж, увеличении или, наоборот экономии по отдельным видам расходов. Эти решения принимаются на основе анализа соотношений затрат, объёма и прибыли, иначе CVP-анализа. CVP-анализ позволяет понять цели анализа и показывает "как важно понимать поведение затрат, то есть реагирование затрат на различные влияния" для оценки последствий тех или иных управленческих решений.
При использовании этого метода необходимо учитывать следующие допущения, на которых основан CVP-анализ:
Бизнес динамичен.
Пользователь CVP - анализа должен
постоянно пересматривать
Точка безубыточности. В целях изучения зависимости между изменениями объёма продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности, что трактуется иногда как анализ критической точки (точки безубыточности или порога рентабельности). Критической считается такая величина объёма продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции, то есть еще не имеет прибыли, но уже не имеет убытка. Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена графически или с помощью формул. Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма общих постоянных и общих переменных затрат) и совокупный доход для всех уровней деятельности (объемов продаж) предприятия при заданной цене продаж. Если цена единицы продукции, затраты, эффективность или другие условия изменяются, то модель должна быть пересмотрена.
График анализа поведения затрат, прибыли и объёма продаж
На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации.
Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести убытки. По этой причине ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.
Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена также с помощью формул.
Для вычисления критической точки используются методы уравнения и маржинальной прибыли.
Метод уравнения основан на исчислении прибыли (имеется виду экономическое понятие прибыли) по следующей формуле:
П = ВР - Пер.З - Пост.З,
где ВР - выручка от реализации продукции;
ВР = Объем продаж Цена реализации единицы продукции;
Пер.З - переменные затраты на этот же объем реализации;
Пер.З = Объем продаж Переменные затраты на единицу;
Пост.З - все постоянные затраты предприятия за определенный период времени.
Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю и получаем следующее равенство:
ВР = Пер.З + Пост.З.
или
Объем продаж * Цена реализации единицы продукции = Объем продаж * Переменные затраты на единицу + Пост.З
Информация о работе Планирование себестоимости продукции предприятия на примере ОАО «Нижнекамскшина»