Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:46, курсовая работа
Целью исследования является оценка эффективности инновационного проекта производства аварийного привода «Эвимта» с пневмодвигателем.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современные достижения науки в области инновационного проектирования;
- охарактеризовать теоретические аспекты проблем инновационного проектирования;
- оценить возможности предприятия по реализации инновационного проекта по производству аварийного привода «Эвимта» с пневмодвигателем;
Актуальность темы исследования определяется необходимостью постоянных инновационных изменений выпускаемой предприятием продукции в условиях все обостряющейся конкуренции. Практическая сторона инновационного процесса рассмотрена на примере предприятия ООО «Аргоси».
В современной науке исследованы отдельные аспекты проблемы осуществления инновационной деятельности на предприятии, и в то же время отсутствует системное исследование проблем разработки проекта по управлению инновационным развитием предприятия в современных условиях.
Целью исследования является оценка эффективности инновационного проекта производства аварийного привода «Эвимта» с пневмодвигателем.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современные достижения науки в области инновационного проектирования;
- охарактеризовать
- оценить возможности
предприятия по реализации
- провести оценку эффективности инновационного проекта освоения производства аварийного привода Эвимта с пневмодвигателем в ООО «Аргоси».
Объектом исследования является процесс управления инновационным проектом.
Предметом исследования выступает реализуемый предприятием ООО «Аргоси» инновационный проект.
Информационную базу исследования составили законодательные акты, публикации периодической печати и монографии, посвященные вопросам инновационной деятельности предприятий. При разработке исследования использовались отчетные данные ООО «Аргоси» за 2011–2013 гг.Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы различными субъектами экономической деятельности для создания или совершенствования собственных программ управления инновационным развитием.
В качестве основных методов для проведения исследования использовались: статистические методы; графический метод; исследование тематической литературы, нормативных документов, внутриорганизационных документов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы,изложенных на 40 страницах машинописного текста и включает в себя 19 таблиц; 8 рисунков.
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" рассмотрим различные взгляды на ее сущность.
В литературе насчитываются сотни определений инноваций, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный, технический и экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [2, с. 120].
На рисунке 1 представлена наиболее полная классификация инноваций [5, c.23-26].
Рис. 1. Классификация инноваций
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Специфические изменения, составляющее содержание инновационной деятельности
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей[8, c.25].
Из этого следует, что инновацию – как результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость, которые представлены на рисунке 3. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Рис. 3. Свойства инноваций
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный, что представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Формы инновационного процесса
Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте [11, c.26].
Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.
По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям [12, c.16].
Для инновационного процесса характерны: постановка цели и выбор стратегии; четыре цикла. Сказанное наглядно представлено на рисунке 5.
Рис. 5. Схема инновационного процесса
1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Контроль: контроль и анализ,
5. Корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
Таким образом, инновационный процесс представляет собой многогранную последовательность действий по превращению новых идей в новые товары, и услуги.
Инновационная деятельность предполагает создание формализованного плана осуществления этой деятельности, то есть инновационного проекта. Под инновационными проектами понимаются проекты, главной целью которых является [14, c.16].
Любая цель инновационного проекта является, в конечном счете, целью деятельности организации, предприятия или физического лица, осуществляющего данный проект. Поэтому необходимо разобрать цели подобной инновационной деятельности с точки зрения субъекта, осуществляющего данный процесс, процесс постановки и конкретизации цели схематично показан на рисунке 6 [5, c.32].
Разработка задачи реализации инновационного проекта начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. Основная цель инновационногопроекта - осуществление инновации (нововведения), обладающего определенными характеристиками. Цель внедрения инновационного проекта является первым приближением общей цели организации, это первый этап, достижение которого позволит фирме приблизиться к реализации конечной цели деятельности организации.
Общая цель организации должна учитывать:
Рис.6. Содержание цели инновационной деятельности организации
При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы, и какие потребности она может удовлетворить.
Любой инновационный проект, осуществляемый в рамках одного из трех видов инновационного предпринимательства можно структурировать. Структура инновационного проекта приведенная в таблице 1, достаточно стандартна, но разделы могут отличаться глубиной проработки.
Информация о работе Понятие и классификация инноваций и инновационного процесса