Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:08, дипломная работа
еализация поставленной цели вызвала необходимость решения следующих задач:
-раскрытие теоретической сущности категорий "ресурсный потенциал", "экономическая эффективность ресурсного потенциала";
- изучить современное состояние ресурсного потенциала предприятия.
- выявление влияния изменения производственных отношений на количественный и качественный состав ресурсов;
- определить основные направления и обоснование путей наиболее рационального использования квалифицированных кадров и их рабочего времени;
- обоснование путей повышения эффективности использования ресурсного потенциала на основе комплексной оценки ресурсов;
- разработка предложений по развитию предприятия на перспективу.
Введение...............................................................
3
Глава I. Теоретические основы ресурсного обеспечения предприятия и эффективности их использования.................................
1.1. Сущность, понятие и значение ресурсного потенциала предприятия....................................................................................................
1.2. Система показателей оценки эффективности использования ресурсного потенциала.................................................................................
Глава II. Анализ эффективности использования ресурсов в СПК им. Хизроева Хунзахского района...................................................
2.1.Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия .......................................................................................
2.2.Экономическая эффективность использования ресурсов предприятия....................................................................................................
Глава III. Основные направления улучшения использования ресурсов предприятия
3.1.Повышение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов......................................................................
3.2.Улучшение использования финансовых ресурсов...........................
Безопасность жизнедеятельности и экология.............................................
Выводы и предложения...........................................................
Список использованной литературы..............................
В
частности, от обеспеченности предприятия
трудовыми ресурсами и
В таблице 13 приведены данные характеризующие уровень обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами, занятые в сельскохозяйственном производстве и эффективность их использования.
Таблица 13
Обеспеченность
трудовыми ресурсами и
использования
Показатели |
Годы |
2012 г. в % к 2010г. | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
Среднегодовая численность работников в т.ч. занятых в с/х производстве, чел. |
194 167 |
158 135 |
158 136 |
81,4 81,4 |
Площадь сельскохозяйственных угодий, га |
8614 |
8614 |
8614 |
100 |
в том числе: пашня |
1599 |
1599 |
1599 |
100 |
Выручка от реализации продукции (выпуск продукции),тыс.руб. |
14388 |
12978 |
13188 |
91,6 |
в том числе от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства, тыс.руб. |
14285 |
12547 |
13131 |
91,9 |
Количество среднегодовых работников на 100 га сельхозугодий, чел. |
1,94 |
1,57 |
1,58 |
81,4 |
Отработано за год
одним среднегодовым |
1902,0 |
2183,5 |
2031,0 |
106,7 |
Производство товарной продукции в расчете на 1 работника, тыс. руб. |
74,2 |
82,1 |
83,5 |
112,5 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что численность работников занятых в сельскохозяйственном производстве стабильная за последние 2 года и составляет 136 чел. Однако происходит некоторое повышение трудовой активности работников.
В 2012г. количество отработанных человеко-часов одним среднегодовым работником уменьшилось на 152,5 чел-час. по сравнению с 2010 г.. Производство товарной продукции в 2012г. в расчете на 1 работника увеличилось на 12,5% по сравнению с 2010г. Все же остается необходимость в уделении большого внимания проблеме рационального использования и материального стимулирования труда .
Глава III. Основные направления улучшения использования ресурсов предприятия
3.1. Аттестация персонала как один из способов повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии
В последнее время администрации предприятий и кадровые службы пришли к выводу, что аттестация персонала является составной частью программы улучшения использования трудовых ресурсов на предприятии.
Целью аттестации является
оценка эффективности выполнения руководителями
и специалистами своих
Основными задачами аттестации являются следующие:
1. Объективная оценка результатов труда работников, выполнения ими своих должностных обязанностей и установление соответствия их занимаемым должностям. Эта оценка формируется, прежде всего, с учетом аттестационной характеристики, подготавливаемой непосредственным руководителем, а также с учетом полученных результатов на заседании комиссии.
Например, для оценки квалификации работников на предприятиях используется следующие показатели: общее и специальное образование, стаж работы по специальности, профессиональная компетентность, знание необходимых для данной должности нормативных актов, отечественного и зарубежного опыта, умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей и способность адаптироваться к новой ситуации, своевременность и качество выполнения требований должностных инструкций, умение работать с документами, стиль общения, способность к творчеству и самооценке, а также ряд других показателей.
2. Выявление потенциальных способностей аттестуемого в целях решения вопроса о включении его в резерв на выдвижение.
Кадровики очень хорошо знают важность составления действенного резерва, а также необходимость его постоянного обновления, исходя из практических результатов работы.
3. Определение необходимости дальнейшего повышения квалификации.
Здесь нужно совместить желания
работника и возможности
4. Уточнение должностной инструкции конкретного работника по результатам аттестации.
Это важный элемент работы с персоналом. Ведь не секрет, что с этим документом после его составления и утверждения работа практически не ведется. И только при возникновении какой-то неоднозначной ситуации выясняется, что в должностной инструкции на этот счет пробел. Следовательно, необходимо разумно и грамотно подойти к ее уточнению. Наниматель принимает решение о проведении аттестации, ее периодичности, перечне работников, подлежащих аттестации, а также о нормативных документах, необходимых для ее проведения.
Например, на предприятии СПК им. Хизроева Хунзахского района утверждены соответствующие положения, формы как аттестационной характеристики и аттестационного листа, так и протокола заседания комиссии, установлен интервал между аттестациями от 1 до 6 лет.
В то же время руководству необходимо знать, что от аттестации освобождаются:
- лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее 1 года;
- выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;
- беременные женщины;
- работники, находящиеся на длительном лечении;
- женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в течение первого года после их выхода на работу;
- работники, не подлежащие аттестации по условиям контрактов.
Так, в СПК им. Хизроева было принято решение не привлекать к аттестации работающих пенсионеров, у которых срок контракта заканчивается в текущем году.
Аттестацию проводят аттестационные комиссии, создаваемые приказом руководителя предприятия. Их количество может быть разным в зависимости от численности и структуры работающих.
Аттестация проводится последовательно, в несколько этапов. Накопленный опыт подсказывает следующую схему работы.
Аттестационная комиссия
в составе руководителя предприятия,
председателя профкома, председателя
наблюдательного Совета (в ОАО), представителей
местных органов власти и вышестоящих
министерств и ведомств проводит
аттестацию заместителей и помощников
директора, а также руководителей
структурных подразделений, непосредственно
ему подчиненные. Затем эта же
комиссия в расширенном составе
или комиссия под руководством уже
аттестованных заместителей руководителя
аттестует остальных
Подготовка к аттестации
занимает у кадровой службы и руководителей
структурных подразделений
На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственный руководитель составляет служебную аттестационную характеристику. Характеристика должна отражать: исполнение работником своих обязанностей согласно должностной инструкции; качество и результативность его труда; вклад работника в решение главной задачи предприятия, указанной в уставе; развитие работника через расширение и углубление профессиональных знаний, совершенствование навыков и умений; профессионально-деловые и личностные качества.
Кроме того, характеристика должна содержать один из трех выводов:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы повторной аттестации через год;
- не соответствует занимаемой должности. При аттестации руководителей различных уровней к характеристике может быть приложена справка и цифровые данные о работе подразделения в целом либо по отдельным направлениям деятельности.
Аттестационный лист содержит: основные анкетные данные о работнике (Ф.И.О., занимаемая должность и дата назначения на нее, год рождения); данные о его квалификации (образование, что и когда окончил; специальность и квалификация по диплому, стаж работы по специальности и на данном предприятии, когда и где проходил повышение квалификации); оценку эффективности выполнения работником своих должностных обязанностей по результатам голосования и рекомендации комиссии. Аттестационный лист подписывается (с указанием даты) председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, аттестуемый знакомится с ним под роспись.
Например, можно провести аттестацию по следующей схеме:
Директором предприятия создается аттестационная комиссия в количестве четырех человек. Чтобы избежать предвзятости, необходимо менять состав аттестационной комиссии. Для проведения аттестации главных специалистов в организации рекомендуется создать следующую комиссию:
Председатель - председатель СПК;
Секретарь - инспектор отдела кадров;
Главные специалисты.
Подготовка к проведению аттестации состоит из следующих этапов:
1. Подготовка приказа о проведении аттестации;
2. Составление списков работников, подлежащих аттестации;
3. Подготовка графика проведения аттестации;
4. Подготовка необходимых
документов для проведения
5. Проведение разъяснительной
работы по проведению
На каждого работника, подлежащего аттестации составляется служебная аттестационная характеристика, которая отражает наиболее важные показатели, позволяющие сделать выводы о профессионально-деловых, личных качествах, а также результата творческой деятельности.
Работник, который подлежит
аттестации, должен быть ознакомлен с
характеристикой и другими
Аттестационная комиссия проводит заседание в соответствии с графиком, предварительно изучив поступившие документы на аттестуемых работников.
Аттестация проводится с участием аттестуемого работника. В случае неявки работника на заседание комиссии без уважительных причин аттестация проводится в его отсутствие. Работники, не прибывшие на заседание комиссии по уважительным причинам, аттестуются в другие, предусмотренные графиком дни.
В работе комиссии очень важно объективно, неформально подойти к оценке. А для этого необходимо выполнить два главных условия: тщательное изучение членами комиссии деловых и профессиональных качеств аттестуемого и качественная подготовка аттестационных документов.
Оценка и рекомендации
считаются принятыми, если за них
проголосовало большинство
Решения аттестационной комиссии в отношении аттестуемых носят рекомендательный характер. Все документы после завершения аттестации передаются в кадровое подразделение для хранения в личном деле работника.