Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:57, курсовая работа
Основная цель курсовой работы: является анализ эффективности производства картофеля в СПК «Искра-Ветка».
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
раскрыть значение картофелепродуктового комплекса Республики Беларусь;
сделать анализ организационно-экономической деятельности предприятия СПК «Искра-Ветка»;
раскрыть основные пути повышения эффективности производства картофеля в СПК «Искра-Ветка».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............................
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................
1.1 Значение картофелепродуктового комплекса, его состав и межотраслевые связи………………………………………
1.2 Производство картофеля в Республике Беларусь………………………………….
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ В СПК «ИСКРА-ВЕТКА»……………
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика СПК «Искра-Ветка»……..
2.2 Анализ эффективности производства картофеля в СПК «Искра-Ветка»………...
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ…………………………………
3.1 Особенности рынка картофеля в Республике Беларусь…………………………...
3.2 Пути повышения экономической эффективности производства картофеля в СПК «Искра-Ветка»……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….....
Проанализируем зависимость урожайности картофеля от трудовых затрат на производство продукции.
Показатель |
год | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2010 г. в % к 2008 г. | |
Себестоимость 1 тонны, тыс.рублей |
189 |
253 |
738 |
390,5 |
Прямые затраты труда на 1 га, чел-час |
100 |
126 |
147 |
147,0 |
Трудоемкость продукции, чел-час/ц |
30,3 |
35,3 |
176,9 |
583,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Результат анализа показал, что увеличение трудовых затрат на 1 га на 5,4 чел-час. в связи с применением ручного труда способствует снижению урожайности картофеля и увеличению трудоемкости производства его производства в хозяйстве.
Чем выше урожайность культур, тем ниже себестоимость продукции. Это объясняется тем, что затраты на проведение агротехнических мероприятий в растениеводстве остается неизменным как при высокой, так и при низкой урожайности культур. В известной степени затраты могут повыситься только при уборке высоких урожаев. Следовательно, в результате роста урожайности сельскохозяйственных культур затраты на единицу продукции уменьшаются, следовательно себестоимость снижается.
Снижение затрат оказывает положительное влияние на уровень рентабельности: чем ниже затраты, тем более эффективно работает предприятие (таблица 2.2.5).
Таблица 2.2.5 – Финансовые результаты от реализации картофеля в СПК «Искра-Ветка» за 2008–2010 гг.
Показатель |
год | |||
2008 |
2009 |
2010 |
откл., +,-2010 г. к 2008 г. | |
Себестоимость реализованной продукции, млн рублей |
157 |
221 |
132 |
84,1 |
Средняя цена реализации, тыс. руб. за 1 тонну |
425,3 |
434,1 |
711,9 |
167,4 |
Себестоимость 1 тонны реализованной продукции, тыс. руб. |
149,4 |
205,0 |
427,2 |
285,9 |
Выручка от реализации продукции, млн рублей |
447 |
468 |
220 |
49,2 |
Прибыль от реализации продукции, млн рублей |
+290 |
+247 |
+88 |
30,3 |
Рентабельность, % |
184,7 |
111,8 |
66,7 |
36,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Снижение урожайности картофеля в 2008 году от 296,8 ц/га до 79,1 ц/га в 2010 году привело к уменьшению валового сбора культуры и увеличению себестоимости 1 тонны от 149,4 тыс. рублей до 427,2 тыс. рублей. Прибыль от реализации картофеля в СПК «Искра-Ветка» составила 88 млн рублей, в сравнении с 2008 и с 2009 годами очень низкий результат, так как в связи низкой урожайностью и валовым сбор, объем реализации картофеля в три раза был меньше, чем в предыдущих годах.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ
3.1 Особенности рынка картофеля в Республике Беларусь
Рынок картофеля Беларуси как структурное звено продуктовых рынков имеет специфические особенности, определяемые низкой товарностью и недостаточной развитостью прямого спроса.
Республика является одним из ведущих производителей и поставщиков картофеля. На ее долю приходится 4—6 % ежегодного мирового объема производства клубней, а среди стран СНГ — 13—15 %. В прошлые годы за пределы республики вывозилось до 450—500 тыс. т продовольственных и 200—250 тыс. т семенных клубней. В настоящее время отрасль выполняет социальную функцию, при низкой ее товарности население занято самообеспечением картофелем.
Проблемы:
Пути решения проблем:
Республика Беларусь отличается высоким уровнем производства картофеля, валовые сборы которого стабильно составляют 9—10 млн т. На душу населения его производится около тонны, что является одним из самых высоких показателей в мире. Вместе с тем, при относительной стабильности и высоком уровне производства, формирование рынка картофеля по ряду причин остается проблематичным.
Картофелеводство имеет четко выраженную тенденцию экстенсивного характера, которая динамично нарастает с конца 80-х годов. Проявляется это, в первую очередь, в деконцентрации производства, низкой урожайности и высоких затратах как живого, так и овеществленного труда на единицу продукции.
Сокращение посевов картофеля в общественном секторе, до недавнего времени носившее оправданный характер, превзошло критический уровень. Перемещение свыше 80 % площадей в личное подсобное хозяйство и на дачные участки привело к деконцентрации посевов и отбросило картофелеводство на уровень огородничества. Это способствовало росту издержек производства, отрицательно сказалось на фитосанитарном состоянии отрасли, а также на других конечных результатах, в том числе и на товарности, которая не превышает 4 %.
Ареал применения интенсивных технологий сузился до 18 % от общей площади посевов культуры. Дальнейшее его уменьшение при нестабильной урожайности — крайне рискованная тенденция с ориентацией на экстенсивную технологию, а соответственно и на неконкурентоспособную продукцию как на внешнем, так и внутреннем рынках.
Площадь возделывания картофеля по интенсивной технологии должна быть не менее 200 тыс. га (примерно 30 % всех посевов культуры), в том числе семеноводческие посевы для плановой сортосмены и сортообновления — 70—75 тыс. га, товарный продовольственный — 55—60 и на технические цели — 65—70 тыс. га.
Было бы экономически целесообразно вывести посевы картофеля в личном подсобном хозяйстве в поля севооборота общественного сектора и возделывать их там по интенсивной технологии на договорной основе, базирующейся на принципах оказания услуг населению. Это позволило бы только за счет внедрения новых сортов и своевременной сортосмены повысить продуктивность культуры на 30—35 %.
Поскольку посадка высококачественным семенным материалом является одним из важнейших требований интенсивной технологии выращивания картофеля, семеноводство должно иметь соответствующее научное обеспечение и стабильную государственную поддержку.
В рыночных условиях наращивание объемов производства картофеля на основе интенсификации, повышение качества и сокращение затрат на производство единицы продукции являются важнейшими, но не единственными факторами повышения эффективности картофелеводства. Картофель — ценная продовольственная культура, которая может обеспечить существенное поступление денежных средств, в том числе и валютных. Посевы ее должны быть строго регламентированы по целевому назначению: на семена, продовольствие и на технические цели.
Наряду с хранением продукции, ее доработкой и переработкой все чаще в качестве «узкого» места в технологической цепи выступает сбыт продукции. В этом направлении важную роль играет стратегия системы маркетинга, главной задачей которой являются реклама и сбыт, то есть создание условий реализации продукции.
В системе Минсельхозпрода на всех уровнях управления на хозрасчетной основе необходимо иметь маркетинговую службу, обеспечивающую изучение конъюнктуры рынка, рекламу товаров, продвижение продукции по доступной цене и в необходимом количестве в те места, где на нее имеется спрос, то есть бесперебойное продвижение товарной продукции к потребителю. Все это должно обеспечить гарантию сбыта и стабильность национальных продуцентов как на внутреннем, так и внешнем рынках картофеля.
Потенциал отрасли не может быть полностью реализован на внутреннем рынке, поскольку производство картофеля почти в 3 раза превышает потребность в нем. Следовательно, необходимо искать пути выхода на международный рынок, а значит стремиться в технологическом плане к соответствию международным стандартам, а в организационном — к заключению долгосрочных контрактов.
Формирование рынка картофеля требует проведения и некоторых других организационно-экономических мероприятий. В частности, для повышения эффективности производства картофеля необходимо обеспечить процесс углубления специализации и концентрацию производства семенных клубней различного товарно-хозяйственного назначения.
Важным моментом должно явиться льготное кредитование мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса, в частности, выращивания новых сортов картофеля, обеспечивающих конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Высоко рентабельное товарное производство в отрасли, возможно, осуществить только при значительном повышении урожайности, нижний предел которой — 200 ц/га. Пороги экономической целесообразности производства картофеля, как показывают расчеты, начинают закладываться на уровне 120—140 ц/га. Ниже этой урожайности выращивание клубней нецелесообразно. Такая продукция неконкурентоспособна, прежде всего, по причине убыточности производства. Необходимая прибыль, обеспечивающая эффективность выращенной и поставленной на рынок продукции, начинает формироваться при стабильной урожайности клубней 145—150 ц/га.
Таким образом, при повышении урожайности картофеля в среднем по республике в 1,3—1,7 раза и снижении себестоимости продукции в 1,5 раза, что также достижимо, белорусский картофель может найти рынки сбыта за рубежом как в виде готовых продуктов, так и в виде сырья.
3.2 Пути повышения
экономической эффективности
В СПК «Искра-Ветка» в 2010 году произошло снижение урожайности картофеля. Низкая среднегодовая урожайность объясняется не только неблагоприятными погодными условиями в отдельные годы, но и другими причинами — не соблюдение технологии возделывания, неправильным подбором сортов, недостаточным внесением минеральных и органических удобрений.
Проблема повышения урожайности картофеля должна решаться с учетом многих факторов. Научные исследования и опыт хозяйства показали, что наиболее важное среди них имеют:
- правильное размещение посевов;
- повышение качества семенного материала;
- внесение необходимого
количества минеральных и
- рост уровня механизации производственных процессов;
- внедрение рациональной механизации труда.
В последние годы в хозяйстве уделялось мало внимания качеству семенного материала, в основном использовали для посадок продовольственный картофель, что отрицательно сказывается на урожайности. Любой сорт имеет определенную продолжительность жизни; высокую урожайность, устойчивость к фитофторозу и к другим заболеваниям он сохраняет в течение 6–10 лет после районирования. Затем эти свойства постепенно утрачиваются, поэтому сорта необходимо менять через каждые 8–10 лет.
Возделывание разных по скороспелости сортов гарантирует стабильность урожаев. Низкая урожайность картофеля в значительной мере вызвана плохим подбором сортового семеноводства. Для более эффективного производства картофеля необходимо использовать более урожайные сорта для возделывания. Эффект, который хозяйство получит от введения более урожайных сортов, показан в таблице 3.2.1.
Таблица 3.1 – Подсчет увеличения производства картофеля за счет улучшения сортового состава посевов
Сорт |
Урожайность за 2009 г., ц/га |
Удельный вес, % |
Посевная площадь, га |
Прирост средней урожайности, ц/га | |||
2009 г. |
План |
+,- |
2009 г. |
План | |||
Скарб |
350 |
40 |
50 |
+10 |
38 |
47,5 |
+35 |
Блакит |
220 |
40 |
50 |
+10 |
38 |
47,5 |
+22 |
Ласунок |
190 |
20 |
- |
-20 |
19 |
- |
-38 |
Итого: |
- |
100 |
100 |
- |
95 |
95 |
+19 |