Прибыль и пути её увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении экономического анализа формирования прибыли, в выявлении факторов, влияющих на изменение прибыли на примере ОАО «Свитанак».
В дипломной работе необходимо рассмотреть:
-сущность прибыли организации, определить её значение и функции,
- формирование и распределение прибыли на предприятии,
-изучить источники информации по показателям прибыли, нормативно-правовые акты, регламентирующие формирование прибыли на предприятии,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЁ РОЛЬ В 7
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Прибыль как экономическая категория 8
1.2 Показатели прибыли 12
1.3 Планирование прибыли и порядок её определения 16
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли 32
2.3 Формирование и распределение прибыли предприятия 36
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
3.1 Пути снижения себестоимости продукции предприятия 42
3.2 Формирование прибыли предприятия за счет улучшения качества выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

4188 гот.docx

— 254.93 Кб (Скачать файл)

Качество выпускаемой продукции  соответствует требованиям, предъявляемым  к нему стандартами Республики Беларусь и Российской Федерации. ОАО «СВИТАНАК» имеет сертификаты соответствия на всю выпускаемую продукцию по ассортиментным группам:

- бельё для детей новорожденных и ясельного возраста;

- бельё для мальчиков и девочек;

- изделия верхние для мальчиков и девочек;

- изделия верхние для женщин;

- изделия бельевые для женщин;

- изделия верхние для мужчин;

- изделия бельевые для мужчин;

Кроме сертификатов соответствия на всю выше перечисленную продукцию  имеются удостоверения о государственной  гигиенической регистрации, выданные Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Широкий ассортимент продукции  соответствует потребительским  запросам всех слоев и половозрастных групп населения. Ежегодно для поставок на внутренний рынок обновляется  свыше 50% ассортимента предприятия, а  с учетом экспорта обновление составляет до 76%.

В целях обеспечения оперативного реагирования на все изменения покупательского спроса на предприятии производится формирование производственной программы в соответствии с заявкой отдела маркетинга.

Основными потребителями продукции  предприятия являются Республика Беларусь (около 55% выпускаемой продукции) и Российская Федерация (около 40%). В Республике Беларусь свою продукцию акционерное общество реализует через собственные фирменные магазины и розничную торговую сеть. В Россию ОАО «СВИТАНАК» поставляет свой трикотаж через собственные торговые дома, а также через крупных дилеров. Продукция предприятия также поставляется на рынки Италии, Германии, Нидерландов, стран СНГ и Балтии.

Потребителем  продукции ОАО «СВИТАНАК» выступает неограниченный по демографическому признаку круг людей (дети, женщины, мужчины, - всех возрастов), при этом различные ассортиментные группы направлены на различные группы потребителей.

Сегодня особое внимание предприятие уделяет  молодежной аудитории в возрасте от 15 до 30 лет. Специально сфокусированной  на данную категорию является молодежная линия «ЭГО». Указанная группа потребителей отличается от других по следующим  признакам:

- это большая и быстро увеличивающаяся демографическая группа;

- данная аудитория наиболее привержена стилю, моде, бренду;

- чаще представителей других демографических групп совершают покупки;

- отдают предпочтение трикотажным изделиям самых смелых цветов и конструкций;

- оказывают влияние на своих родителей и близких в формировании ими предпочтений в отношении того или иного производителя либо бренда.

Регионы поставки продукции ОАО «СВИТАНАК» традиционно делятся на следующие группы (в зависимости от географического расположения):

1. Рынок  Республики Беларусь.

2. Рынок  Российской Федерации.

3. Рынок  других государств СНГ.

4. Рынок  государств дальнего зарубежья  и Прибалтики.

Объемы  продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» за 2010 -2012гг. характеризуются следующими данными (таблицы 2.1):

 

 

 

 

Таблица 2.1- Объемы продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» за 2010-2012 гг.

регион

2010г.

2011г.

2012г.

Отклонение

тыс. долл. США

тыс. шт.

тыс. долл. США

тыс. шт.

тыс. долл. США

тыс. шт.

2012г к 2011г.

тыс. долл. США

2012г к 2011г.

 

тыс. шт.

Республика Беларусь

20020,0

8532,8

23552,9

10038,6

21674,1

10106,1

-1878,8

67,5

Российская Федерация

16724,0

6315,7

19675,3

7430,2

16162,0

7191,6

-3513,3

-238,6

Другие государства СНГ

60,1

20,5

70,7

24,1

100,5

35,7

29,8

11,6

Дальнее зарубежье и Прибалтика

1897,7

460,0

2232,6

541,2

1479,2

304,5

-753,4

-236,7

Всего

38701,8

15329,0

45531,5

18034,1

39415,8

17637,9

-6115,7

-396.2


 

 

Как видно, объем продаж в стоимостном выражении  к 2012г. снизился на 8,0% и прирос на 0,7% в натуральном выражении. Тем не менее, рынок Республики Беларусь показал себя одним из наиболее стабильных, допустившим наименьшее снижение и, тем самым, увеличившим свою долю в продажах в стоимостном выражении с 51,7% в 2010 году до 55,0% в 2011 году.

Поставка  в соответствии с заданием по поставке  трикотажных изделий на внутренний рынок в целом по республике за 2011 год составила 108,1% к заданию.

Важную  роль в продажах продолжает играть традиционная торговля, как крупные  универмаги, так и традиционные магазины. Причем, крупные универмаги являются единственным каналом сбыта, который  обеспечил прирост поставки в  2011 году в стоимостном выражении (111,6%) выше уровня 2010 года (до 2461,4 тыс. долларов США в 2011 году против 2204,7 тыс. долларов США в 2010 году) и, соответственно, существенно прирастил свой удельный вес – до 11,4% (на 2 п.п. к уровню 2010 года). При этом в числе непосредственных покупателей ОАО «СВИТАНАК» удельный вес традиционных магазинов продолжает снижаться, уступая место собственной розничной торговле предприятия, удельный вес которой вырос в 2011 году до 26,6% против 26,3% в 2010 году. Полагается, указанная тенденция будет сохраняться и в будущем.

Подобная  ситуация наблюдается и в оптовой  торговле, где, несмотря на снижение в  абсолютных величинах на 305,3 тыс. долларов США, собственная оптовая торговля предприятия увеличивает удельный вес в продажах на 1,2% (до 32,3% против 31,1% за 2010 год). При этом ощутимое снижение наблюдается в удельном весе поставки через независимых оптовиков – на 2,1% (до 15,5% против 17,6% за аналогичный период прошлого года).

Как мы видим, значительную роль в продажах продолжают занимать собственная оптовая торговля и фирменные магазины предприятия, удельный вес этих звеньев в продажах товара за 2011 год составляет  58,9,0%, против 57,4% за 2010 год. Следовательно, доля в продажах на белорусский рынок через собственную товаропроводящую сеть не только сохранена, но обеспечен и её прирост на 1,5%, таким образом, влияние собственной товаропроводящей сети в продажах продукции на белорусском рынке продолжает увеличиваться.

В настоящее  время в составе ОАО «СВИТАНАК» 4 филиала: в г.г. Бресте, Витебске, Гомеле и Могилеве. Каждый из филиалов имеет по несколько фирменных магазинов, а именно: Брестский – 2, Витебский – 3, Гомельский – 3 и Могилевский – 4. Кроме этого, 7 фирменных магазинов находится на балансе непосредственно предприятия: 2 - в г. Жодино, 2  – в г. Минске и по одному в городах Молодечно и Барановичи. Общее количество фирменных магазинов на территории республики по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 18.

Помимо 4 филиалов, осуществляющих оптовую торговлю, у  ОАО «СВИТАНАК» заключено два дилерских договора с крупнооптовыми торговыми компаниями: ОАО «Трикотажторг» г. Минск и УП «Торгодежда» г. Гродно.

Таким образом, оптовой сетью в достаточной  мере охвачена вся территория Беларуси, формирование оптовой сети можно  считать законченным и привлечение  в нее новых оптовых звеньев (с предоставлением оптовой скидки) не предполагается.

Итоги продаж последних лет показывают, что  наиболее предпочтительным и контролируемым каналом товародвижения являются собственные  магазины, которые, кроме того, обеспечивают систематическое поступление выручки  от реализации продукции на расчетный  счет предприятия.

Далее представим структуру продаж продукции ОАО  «СВИТАНАК» по рынкам сбыта (таблица 2.2).

 

 

Таблица 2.2 - Структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в Беларуси за 2010-2012 гг.

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Годы

Отношение

2010г.

2010г.

2012г.

2012г к 2011г. (+,-)

2012г. к 2010г.(+,-)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Крупные универмаги

тыс. $

1 874,00

2 204,70

2 461,40

256,70

587,41

2.

Независимые оптовики

тыс. $

3 525,55

4 147,70

3 361,10

-786,60

-164,45

3

Собственная оптовая торговля

тыс. $

6 217,84

7 315,10

7 009,80

-305,30

791,97

4

Традиционные магазины

тыс. $

2 323,14

2 733,10

2 447,80

-285,30

124,67

5

Собственные магазины

тыс. $

5 270,85

6 201,00

5 763,30

-437,70

492,45

6

Другие покупатели

тыс. $

800,79

942,1

609,3

-332,80

-191,49

7

Гипермаркеты

тыс. $

7,82

9,2

21,4

12,20

13,58

 

Всего:

 

20 019,97

23 552,90

21 674,10

-1878,80

1654,14


 

 

По результатам  таблицы 2.2, в 2012г. по отношению к 2011г. продажи снизились практически  по всем направлениям, кроме крупных  универмагов.

Всего продажи  продукции ОАО «СВИТАНАК» в Республике Беларусь снизились на 1878,80 тыс. $. Это объясняется активными маркетинговыми действиями конкурентов.

В таблице 2.3 представлена структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в Российской Федерации за 2010-2012 гг.

Таблица 2.3- Структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в Российской Федерации за 2010-2012 гг.

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Годы

Отношение

2010г.

2011г.

2012г.

2012г к 2011г. (+,-)

2012г. к 2010г.(+,-)

1.

Российская Федерация

тыс. $

16 724,01

19 675,30

16 162,00

-3 513,30

-562,00

2.

Все рынки:

тыс. $

38 701,78

45 531,50

39 415,80

-6 115,70

714,03


 

 

По результатам  таблицы 2.3, наблюдаем  некоторое  снижение показателей продаж в 2012г. Тем не менее, рынок показал себя относительно стабильным и уступил часть своих позиций именно рынку Республики Беларусь, снижение продаж на котором в стоимостном выражении было не столь значительным.

Исходя  из анализа продаж, на российском рынке  продукция ОАО «СВИТАНАК» наилучшим образом представлена в Центральном федеральном округе, куда было поставлено в стоимостном выражении около 34,2% всей продукции, отгруженной на рынок России. В Северо-западный  федеральный округ было поставлено 20,5% от общего объёма отгруженной на РФ продукции, в Приволжский – 17,7% и Сибирский – 16,2%. Значительно слабее товар представлен в Южном федеральном округе – 6,2% и Уральском – 5,3%. Из-за значительной удаленности товар «Свiтанка», как и в прошлых годах, практически не представлен в Дальневосточном федеральном округе – 0,4%.

В настоящее  время в России организованы и  работают два торговых дома с долей  ОАО «СВИТАНАК» в их уставных фондах – по одному в Москве и в Санкт-Петербурге. Общий товарооборот их за 2011 год составил 5781,1 тыс. долларов США и 2653,4 тыс. штук трикотажных изделий.

Информация о работе Прибыль и пути её увеличения