Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:43, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в проведении экономического анализа формирования прибыли, в выявлении факторов, влияющих на изменение прибыли на примере ОАО «Свитанак».
В дипломной работе необходимо рассмотреть:
-сущность прибыли организации, определить её значение и функции,
- формирование и распределение прибыли на предприятии,
-изучить источники информации по показателям прибыли, нормативно-правовые акты, регламентирующие формирование прибыли на предприятии,
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЁ РОЛЬ В 7
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Прибыль как экономическая категория 8
1.2 Показатели прибыли 12
1.3 Планирование прибыли и порядок её определения 16
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли 32
2.3 Формирование и распределение прибыли предприятия 36
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
3.1 Пути снижения себестоимости продукции предприятия 42
3.2 Формирование прибыли предприятия за счет улучшения качества выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Качество выпускаемой
- бельё для детей новорожденных и ясельного возраста;
- бельё для мальчиков и девочек;
- изделия верхние для мальчиков и девочек;
- изделия верхние для женщин;
- изделия бельевые для женщин;
- изделия верхние для мужчин;
- изделия бельевые для мужчин;
Кроме сертификатов соответствия на
всю выше перечисленную продукцию
имеются удостоверения о
Широкий ассортимент продукции соответствует потребительским запросам всех слоев и половозрастных групп населения. Ежегодно для поставок на внутренний рынок обновляется свыше 50% ассортимента предприятия, а с учетом экспорта обновление составляет до 76%.
В целях обеспечения оперативного реагирования на все изменения покупательского спроса на предприятии производится формирование производственной программы в соответствии с заявкой отдела маркетинга.
Основными потребителями продукции предприятия являются Республика Беларусь (около 55% выпускаемой продукции) и Российская Федерация (около 40%). В Республике Беларусь свою продукцию акционерное общество реализует через собственные фирменные магазины и розничную торговую сеть. В Россию ОАО «СВИТАНАК» поставляет свой трикотаж через собственные торговые дома, а также через крупных дилеров. Продукция предприятия также поставляется на рынки Италии, Германии, Нидерландов, стран СНГ и Балтии.
Потребителем продукции ОАО «СВИТАНАК» выступает неограниченный по демографическому признаку круг людей (дети, женщины, мужчины, - всех возрастов), при этом различные ассортиментные группы направлены на различные группы потребителей.
Сегодня особое внимание предприятие уделяет молодежной аудитории в возрасте от 15 до 30 лет. Специально сфокусированной на данную категорию является молодежная линия «ЭГО». Указанная группа потребителей отличается от других по следующим признакам:
- это большая и быстро увеличивающаяся демографическая группа;
- данная аудитория наиболее привержена стилю, моде, бренду;
- чаще представителей других демографических групп совершают покупки;
- отдают предпочтение трикотажным изделиям самых смелых цветов и конструкций;
- оказывают влияние на своих родителей и близких в формировании ими предпочтений в отношении того или иного производителя либо бренда.
Регионы поставки продукции ОАО «СВИТАНАК» традиционно делятся на следующие группы (в зависимости от географического расположения):
1. Рынок Республики Беларусь.
2. Рынок Российской Федерации.
3. Рынок других государств СНГ.
4. Рынок государств дальнего зарубежья и Прибалтики.
Объемы продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» за 2010 -2012гг. характеризуются следующими данными (таблицы 2.1):
Таблица 2.1- Объемы продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» за 2010-2012 гг.
регион |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Отклонение | ||||
тыс. долл. США |
тыс. шт. |
тыс. долл. США |
тыс. шт. |
тыс. долл. США |
тыс. шт. |
2012г к 2011г. тыс. долл. США |
2012г к 2011г.
тыс. шт. | |
Республика Беларусь |
20020,0 |
8532,8 |
23552,9 |
10038,6 |
21674,1 |
10106,1 |
-1878,8 |
67,5 |
Российская Федерация |
16724,0 |
6315,7 |
19675,3 |
7430,2 |
16162,0 |
7191,6 |
-3513,3 |
-238,6 |
Другие государства СНГ |
60,1 |
20,5 |
70,7 |
24,1 |
100,5 |
35,7 |
29,8 |
11,6 |
Дальнее зарубежье и Прибалтика |
1897,7 |
460,0 |
2232,6 |
541,2 |
1479,2 |
304,5 |
-753,4 |
-236,7 |
Всего |
38701,8 |
15329,0 |
45531,5 |
18034,1 |
39415,8 |
17637,9 |
-6115,7 |
-396.2 |
Как видно, объем продаж в стоимостном выражении к 2012г. снизился на 8,0% и прирос на 0,7% в натуральном выражении. Тем не менее, рынок Республики Беларусь показал себя одним из наиболее стабильных, допустившим наименьшее снижение и, тем самым, увеличившим свою долю в продажах в стоимостном выражении с 51,7% в 2010 году до 55,0% в 2011 году.
Поставка в соответствии с заданием по поставке трикотажных изделий на внутренний рынок в целом по республике за 2011 год составила 108,1% к заданию.
Важную роль в продажах продолжает играть традиционная торговля, как крупные универмаги, так и традиционные магазины. Причем, крупные универмаги являются единственным каналом сбыта, который обеспечил прирост поставки в 2011 году в стоимостном выражении (111,6%) выше уровня 2010 года (до 2461,4 тыс. долларов США в 2011 году против 2204,7 тыс. долларов США в 2010 году) и, соответственно, существенно прирастил свой удельный вес – до 11,4% (на 2 п.п. к уровню 2010 года). При этом в числе непосредственных покупателей ОАО «СВИТАНАК» удельный вес традиционных магазинов продолжает снижаться, уступая место собственной розничной торговле предприятия, удельный вес которой вырос в 2011 году до 26,6% против 26,3% в 2010 году. Полагается, указанная тенденция будет сохраняться и в будущем.
Подобная ситуация наблюдается и в оптовой торговле, где, несмотря на снижение в абсолютных величинах на 305,3 тыс. долларов США, собственная оптовая торговля предприятия увеличивает удельный вес в продажах на 1,2% (до 32,3% против 31,1% за 2010 год). При этом ощутимое снижение наблюдается в удельном весе поставки через независимых оптовиков – на 2,1% (до 15,5% против 17,6% за аналогичный период прошлого года).
Как мы видим, значительную роль в продажах продолжают занимать собственная оптовая торговля и фирменные магазины предприятия, удельный вес этих звеньев в продажах товара за 2011 год составляет 58,9,0%, против 57,4% за 2010 год. Следовательно, доля в продажах на белорусский рынок через собственную товаропроводящую сеть не только сохранена, но обеспечен и её прирост на 1,5%, таким образом, влияние собственной товаропроводящей сети в продажах продукции на белорусском рынке продолжает увеличиваться.
В настоящее время в составе ОАО «СВИТАНАК» 4 филиала: в г.г. Бресте, Витебске, Гомеле и Могилеве. Каждый из филиалов имеет по несколько фирменных магазинов, а именно: Брестский – 2, Витебский – 3, Гомельский – 3 и Могилевский – 4. Кроме этого, 7 фирменных магазинов находится на балансе непосредственно предприятия: 2 - в г. Жодино, 2 – в г. Минске и по одному в городах Молодечно и Барановичи. Общее количество фирменных магазинов на территории республики по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 18.
Помимо 4 филиалов, осуществляющих оптовую торговлю, у ОАО «СВИТАНАК» заключено два дилерских договора с крупнооптовыми торговыми компаниями: ОАО «Трикотажторг» г. Минск и УП «Торгодежда» г. Гродно.
Таким образом,
оптовой сетью в достаточной
мере охвачена вся территория Беларуси,
формирование оптовой сети можно
считать законченным и
Итоги продаж
последних лет показывают, что
наиболее предпочтительным и контролируемым
каналом товародвижения являются собственные
магазины, которые, кроме того, обеспечивают
систематическое поступление
Далее представим структуру продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» по рынкам сбыта (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в Беларуси за 2010-2012 гг.
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Годы |
Отношение | |||
2010г. |
2010г. |
2012г. |
2012г к 2011г. (+,-) |
2012г. к 2010г.(+,-) | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Крупные универмаги |
тыс. $ |
1 874,00 |
2 204,70 |
2 461,40 |
256,70 |
587,41 |
2. |
Независимые оптовики |
тыс. $ |
3 525,55 |
4 147,70 |
3 361,10 |
-786,60 |
-164,45 |
3 |
Собственная оптовая торговля |
тыс. $ |
6 217,84 |
7 315,10 |
7 009,80 |
-305,30 |
791,97 |
4 |
Традиционные магазины |
тыс. $ |
2 323,14 |
2 733,10 |
2 447,80 |
-285,30 |
124,67 |
5 |
Собственные магазины |
тыс. $ |
5 270,85 |
6 201,00 |
5 763,30 |
-437,70 |
492,45 |
6 |
Другие покупатели |
тыс. $ |
800,79 |
942,1 |
609,3 |
-332,80 |
-191,49 |
7 |
Гипермаркеты |
тыс. $ |
7,82 |
9,2 |
21,4 |
12,20 |
13,58 |
Всего: |
20 019,97 |
23 552,90 |
21 674,10 |
-1878,80 |
1654,14 |
По результатам таблицы 2.2, в 2012г. по отношению к 2011г. продажи снизились практически по всем направлениям, кроме крупных универмагов.
Всего продажи продукции ОАО «СВИТАНАК» в Республике Беларусь снизились на 1878,80 тыс. $. Это объясняется активными маркетинговыми действиями конкурентов.
В таблице 2.3 представлена структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в Российской Федерации за 2010-2012 гг.
Таблица 2.3- Структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в Российской Федерации за 2010-2012 гг.
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Годы |
Отношение | |||
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2012г к 2011г. (+,-) |
2012г. к 2010г.(+,-) | |||
1. |
Российская Федерация |
тыс. $ |
16 724,01 |
19 675,30 |
16 162,00 |
-3 513,30 |
-562,00 |
2. |
Все рынки: |
тыс. $ |
38 701,78 |
45 531,50 |
39 415,80 |
-6 115,70 |
714,03 |
По результатам таблицы 2.3, наблюдаем некоторое снижение показателей продаж в 2012г. Тем не менее, рынок показал себя относительно стабильным и уступил часть своих позиций именно рынку Республики Беларусь, снижение продаж на котором в стоимостном выражении было не столь значительным.
Исходя из анализа продаж, на российском рынке продукция ОАО «СВИТАНАК» наилучшим образом представлена в Центральном федеральном округе, куда было поставлено в стоимостном выражении около 34,2% всей продукции, отгруженной на рынок России. В Северо-западный федеральный округ было поставлено 20,5% от общего объёма отгруженной на РФ продукции, в Приволжский – 17,7% и Сибирский – 16,2%. Значительно слабее товар представлен в Южном федеральном округе – 6,2% и Уральском – 5,3%. Из-за значительной удаленности товар «Свiтанка», как и в прошлых годах, практически не представлен в Дальневосточном федеральном округе – 0,4%.
В настоящее время в России организованы и работают два торговых дома с долей ОАО «СВИТАНАК» в их уставных фондах – по одному в Москве и в Санкт-Петербурге. Общий товарооборот их за 2011 год составил 5781,1 тыс. долларов США и 2653,4 тыс. штук трикотажных изделий.