Прибыль и пути её увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении экономического анализа формирования прибыли, в выявлении факторов, влияющих на изменение прибыли на примере ОАО «Свитанак».
В дипломной работе необходимо рассмотреть:
-сущность прибыли организации, определить её значение и функции,
- формирование и распределение прибыли на предприятии,
-изучить источники информации по показателям прибыли, нормативно-правовые акты, регламентирующие формирование прибыли на предприятии,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЁ РОЛЬ В 7
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Прибыль как экономическая категория 8
1.2 Показатели прибыли 12
1.3 Планирование прибыли и порядок её определения 16
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли 32
2.3 Формирование и распределение прибыли предприятия 36
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
3.1 Пути снижения себестоимости продукции предприятия 42
3.2 Формирование прибыли предприятия за счет улучшения качества выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

4188 гот.docx

— 254.93 Кб (Скачать файл)

Важной  функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли. Величина плановой прибыли должна быть экономически обоснованной, достаточной для своевременного выполнения в полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Планирование  прибыли предполагает разработку прогнозов  по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное  планирование, формирование, распределение  и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли  заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия.

Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых  показателях предприятия, планируемых  объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной  системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих  налоговых ставках, результатах  анализа прибыли за предшествующий период. Основным видом текущего плана  прибыли является план доходов и  расходов предприятия. Оперативное  планирование формирования и использования  прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в  предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и  расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При использовании  данного метода необходимо учитывать  прибыль в остатках готовой продукции  на начало и конец планового периода. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.

Метод прямого  счета используется при обосновании  создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении  какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод  поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

Достоинством  метода прямого счета является его  простота. Однако его целесообразно  использовать при планировании прибыли  на краткосрочный период.

Для составления  плана прибыли используются и  другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный  метод, метод экстраполяции, а также  другие аналитические методы.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:

Минимальный оборот = 1 - (% постоянных расходов / 100)              (1.1)

 

или

 

Минимальный оборот = 1 - (Переменные расходы / Плановый оборот капитала)                                                                                                                 (1.2)

Важное  значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.

Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:

 

Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал (1.3)

 

Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные  средства / Вложенный капитал (1.4)

 

Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость (1.5)

 

Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала (1.6)

 

Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия (рисунок 1.1):

 

Рисунок 1.1-Определение точки ликвидности

 

Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:

  • собственный капитал;
  • активы предприятия;
  • единицу реализуемой продукции;
  • инвестируемый капитал.

Сложность данного метода заключается в  разработке соответствующих нормативов, их обосновании и количественном исчислении. Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль». Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде:

                                                   (1.7)

 

  • ОРтб - объем реализованной продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;
  • ПостР - планируемая величина постоянных расходов, %;
  • ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;
  • ПУпр - планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

Затем определяется плановая величина прибыли:

 

                          (1.8)

  • ПП - плановая сумма прибыли от продаж;
  • ОРп - плановый объем реализации;
  • ОРт6 - объем реализации в точке безубыточности;
  • ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;
  • ПУпр - планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

Плановая  сумма маржинальной прибыли равна:

 

                                (1.9)

или

                                           (1.10)

 

где МП - маржинальная прибыль.

 

Чистая  прибыль определяется:

                                                                            (1.11)

  • ЧП - чистая прибыль;
  • Снп- средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли.

Данный  метод позволяет провести многовариантные  расчеты прибыли в зависимости  от изменений в объеме реализации продукции в натуральном выражении, планируемых ценах, в затратах. В  результате можно рассмотреть разные варианты деятельности предприятия: от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Данный метод позволяет использовать возможности имитационного моделирования.

Целевой метод формирования прибыли позволяет  провести увязку плановых показателей  со стратегическими целями управления прибылью в предстоящем периоде. Основой метода является предварительное  определение потребности в собственных  финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли. Расчет ведется по каждому  элементу потребности. Суммарная потребность  в финансовых ресурсах, формируемых  за счет чистой прибыли, представляет собой целевую ее сумму. На основе целевой суммы чистой прибыли  определяется целевая величина прибыли  от продаж и маржинальная прибыль:

                                       (1.12)

Полученные  показатели рассматриваются как  важнейшие целевые ориентиры  развития деятельности предприятия, служат базовыми элементами для расчета  других плановых показателей.

Прогнозирование денежного потока основывается на плане поступлений и расходования денежных средств в процессе осуществления деятельности предприятия. Он отражает процесс формирования прибыли как собственных ресурсов предприятия с учетом схем, сроков и величины предстоящих платежей, уровня дебиторской и кредиторской задолженности, остатков готовой продукции на складе и других факторов, влияющих на процесс поступления денежных средств на расчетный счет предприятия и их выбытия с расчетного счета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА  ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

2.1 Производственно-экономическая  характеристика предприятия

 

 

ОАО «СВИТАНАК» - одно из молодых предприятий легкой промышленности Республики Беларусь, входящих в систему концерна «Беллегпром».

Открытое  акционерное общество «Свитанак» находится в 50 км от столицы Республики Беларусь г. Минска. Через город проходит автомобильная дорога Брест-Москва и железнодорожная магистраль того же направления. Предприятие расположено рядом с железной дорогой и имеет подъездные пути.

Учредителями  предприятия являются:

-Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь;

- Работники ОАО «СВИТАНАК».

В настоящее  время ОАО «СВИТАНАК» является одним из крупнейших предприятий отрасли легкой промышленности РБ, на котором производится бельевой трикотаж, а также верхние трикотажные изделия для детей и взрослых.

Основной  целью производственно-хозяйственной деятельности ОАО «СВИТАНАК» является получение прибыли. Предприятие осуществляет производство и реализацию трикотажных изделий и полотна, а также оказывает услуги по вязанию, крашению, отделке полотна и изготовлению готовой продукции из сырья заказчика. Установленное оборудование, применяемая технология и квалифицированные кадры позволяют предприятию выпускать сравнительно небольшими партиями широкий ассортимент продукции, пользующейся устойчивым потребительским спросом как на внутреннем рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

ОАО «СВИТАНАК» производит и реализует широкий ассортимент трикотажных изделий.

Номенклатура выпускаемой продукции  насчитывает девять ассортиментных групп:

- бельё женское;

- бельё мужское;

- бельё ясельное;

- бельё детское;

- бельё для подростков;

- верхний трикотаж для женщин;

- верхний трикотаж для мужчин;

- верхний трикотаж для детей;

- верхний трикотаж для подростков.

Основными ассортиментными группами являются – бельевой трикотаж (около 80% от общего объёма в натуральном  выражении) и – верхний трикотаж. Белье производится для всех половозрастных групп населения – от детей ясельного возраста до людей пожилого возраста. Основные массовые представители данной группы – трусы, майки, майки спортивные, бельевые комплекты, ночные сорочки, пижамы, фуфайки и т.п. Группу верхнего трикотажа представляют джемпера, костюмы, платья, сарафаны, халаты и другая одежда для дома и занятий спортом.

Ассортимент продукции насчитывает  более 500 различных моделей в месяц, он постоянно обновляется с учетом сезонности. В течение года разрабатываются и внедряются в производство более 1250 новых моделей изделий. Подход к разработке нового ассортимента строится, преимущественно, на коллекционной основе, т.е. ассортимент представляется в каждой группе коллекциями по 3-5 моделей, объединенных конструктивной основой, цветом, набивкой, декоративными элементами. Предприятие имеет 4 торговые марки для различных целевых групп: «Свiтанак», «ЭГО», «Кука-Вака» и «Фишка».

Выпуск продукции осуществляется с использованием хлопчатобумажной пряжи, льняного волокна, смесовых с хлопком синтетических нитей.

Полотна выпускаются разнообразных  переплетений: кулирные, интерлоч-ные, плюшевые, ластичные, футерованные. Трикотажные полотна выпускаются в отбеленном, гладко-крашенном, набивном, различных структур и переплетений, с разнообразной тематикой рисунков набивки и штучной печати, использованием вышивки, аппликаций. Полотна трикотажные на предприятии разрабатываются в соответствии с ГОСТ 28554-90 «Полотно трикотажное. Технические условия».

При изготовлении одежды на предприятии  предпочтение отдается изделиям из хлопка. Химические и синтетические волокна  не являются вредными для человека, но и не обеспечивают комфорт при  носке изделий из них и поэтому  категорически не рекомендуются  для изготовления детской одежды. Поэтому на предприятии для производства детской одежды используются только полотна со 100% - м содержанием хлопка.

Наряду с недорогими, доступными всем слоям населения изделиями бельевой группы, в коллекции предприятия присутствуют и более дорогие из более качественного сырья изделия верхнего трикотажа - это большая и разнообразная группа изделий из бархатоподобного полотна.  
ОАО «СВИТАНАК» - единственное в Республике Беларусь и одно из немногих на территории СНГ предприятие, имеющее полный комплект оборудования для производства бархатоподобного полотна и освоившее технологию изготовления продукции из него. Изделия из такого полотна практичны и комфортны при эксплуатации и пользуются стабильным покупательским спросом, как в республике, так и на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Вся продукция отличается комфортностью и отличными гигиеническими свойствами, соответствует мировым стандартам, имеет оптимальное сочетание высокого качества и доступной цены.

Информация о работе Прибыль и пути её увеличения