Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:43, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в проведении экономического анализа формирования прибыли, в выявлении факторов, влияющих на изменение прибыли на примере ОАО «Свитанак».
В дипломной работе необходимо рассмотреть:
-сущность прибыли организации, определить её значение и функции,
- формирование и распределение прибыли на предприятии,
-изучить источники информации по показателям прибыли, нормативно-правовые акты, регламентирующие формирование прибыли на предприятии,
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЁ РОЛЬ В 7
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Прибыль как экономическая категория 8
1.2 Показатели прибыли 12
1.3 Планирование прибыли и порядок её определения 16
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли 32
2.3 Формирование и распределение прибыли предприятия 36
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
3.1 Пути снижения себестоимости продукции предприятия 42
3.2 Формирование прибыли предприятия за счет улучшения качества выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
По данным таблицы 2.8. следует отметить, что в 2012 году величниа прибыли до налогообложения составила 635 млн. руб., что на 366 млн. руб. больше, чем в 2012 году.
Соответственно,увеличение налогооблагаемой базы оказало влияение на увеличение суммы взимаемых налоговых платежей. Величина налога на прибыль составила 153 млн. руб. в 2012 году, что на 83 млн. руб. больше, чем в 2012 году. Прочие налоги и сборы из прибыли в 2012 году составили 22 млн. руб, данный показатель увеличился на 1 млн. руб, по сравнению с 2012 годом.
В 2012 году величина чистой прибыли составила 460 млн. руб. что на 282 млн. руб. больше, чем в 2012 году.
Для наглядности представим структуру прибыли до налогообложения на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2.-Структура прибыли до налогообложения ОАО «Свитанак»
Таким образом, исходя из данных рисунка 2.1. можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре прибыли до налогообложения имеет чистая прибыль, в 2012 год удельный вес чистой прибыли составил 71, 5411%, 24,015 % занимает налог на прибыль, и 1,9122 % в структуре общей прибыли занимают прочие расходы и платежи из прибыли.
Однако, несмотря
на то, что прибыль является индикатором
результатов деятельности предприятия,
она не может характеризовать
эффективность хозяйствования, эффективность
использования тех или иных ресурсов
предприятия, а также не может
использоваться для сравнительного
анализа с другими
На основании данных отчета о распределении и использовании чистой прибыли и расходов на потребление (приложение Г,Д,Е) составим таблицу 2.9
.
Таблица 2.9.− Анализ динамики распределения прибыли ОАО "Свитанак"
Показатель |
2011 |
2012 |
2012 |
Отклонение 2012 от 2011 |
Отклонение 2012 от 2012 | |||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |||||
Чистая прибыль, убыток (-) |
251 |
178 |
460 |
209 |
183,27 |
282 |
258,43 | |
Использовано прибыли, всего |
225 |
191 |
421 |
196 |
187,11 |
230 |
220,42 | |
на начисление части прибыли собственнику имущества |
13 |
33 |
56 |
43 |
430,77 |
23 |
169,70 | |
на резервирование |
14 |
7 |
20 |
6 |
142,86 |
13 |
285,71 | |
на финансирование инвестиций во внеоборотные активы |
55 |
37 |
101 |
46 |
183,64 |
64 |
272,97 | |
из него: |
||||||||
создание и приобретение основных средств, включая строительство, реконструкцию, модернизацию и другие работы капитального характера |
55 |
37 |
101 |
46 |
183,64 |
64 |
272,97 | |
на пополнение оборотных средств |
68 |
43 |
121 |
53 |
177,94 |
78 |
281,40 | |
расходы на потребление |
75 |
70 |
123 |
48 |
164,00 |
53 |
175,71 | |
из них на: |
||||||||
выплату вознаграждения по итогам работы за год. |
10 |
13 |
10 |
0 |
100,00 |
-3 |
76,92 | |
выплаты персоналу, включая оплату
труда, а также выплаты |
28 |
39 |
85 |
57 |
303,57 |
46 |
217,95 | |
выплаты социального характера (не связанные с созданием нового имущества) |
29 |
19 |
14 |
-15 |
48,28 |
-5 |
73,68 | |
Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток (-) на конец периода |
117 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Исходя из данных, представленных в таблице 2.9 можно сделать вывод, что в 2011 году наблюдается снижение показателей чистой прибыли и соответственно, использованной прибыли. В 2012 году было получено чистой прибыли в размере 178 млн. руб. что на 282 млн. руб. больше показателя 2011 года и на 209 млн. руб. больше показателя 2010 года.
Можно сделать вывод, что значительная часть прибыли ОАО «Свитанак» идет на расходы на потребление. Величина расходов на потребление в 2012 году составила 123 млн. руб., что на 53 млн. руб. больше показателя 2011 года и на 48 млн. руб. больше показателя 2010 года.
По статье «Расходы на потребление» более половины прибыли идет на выплату средств персоналу.
В 2012 году 85 млн. руб. было направлено на выплаты персоналу, включая оплату труда, а также выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, 10 млн. руб. на выплату вознаграждения по итогам работы за год, и 14 млн. руб. на выплаты социального характера.
Величина средств, направленных на начисление части прибыли собственнику имущества, участникам хозяйственных обществ в соответствии с законодательством в 2012 году составила 20 млн. руб., что на 13 млн. руб. больше показателя 2011 года и на 13 млн. руб. больше показателя 2010 года.
На финансирование инвестиций во внеоборотные активы (создание и приобретение основных средств, включая строительство, реконструкцию, модернизацию и другие работы капитального характера) в 2012 году было направлено 101 млн. руб., что на 64 млн. руб. больше показателя 2011 года и на 46 млн. руб. больше показателя 2010 года.
В 2011-2012 году отсутствует нераспределенная прибыль, величина нераспределенной прибыли в 2010 году составила 117 млн. руб.
Далее, проведем факторный анализ распределения прибыли ОАО «Свитанак» за 2011-2012 годы
Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является 1) - чистая прибыль, 2) коэффициент отчислений прибыли.
Таблица 2.10 - Данные об использовании чистой прибыли на ОАО «Свитанак» в 2011-2012 гг. млн. руб.
Показатель |
Кон. 2011 г. |
Кон.2012 г. |
Отклонения (+, -) |
1. Чистая прибыль |
141 |
281 |
140 |
2. Распределение чистой прибыли: |
|||
в фонд накопления |
130 |
231 |
101 |
в фонд потребления |
11 |
50 |
39 |
3. Доля в чистой прибыли, % |
|||
в фонд накопления |
92,198 |
82,206 |
-9,992 |
в фонд потребления |
7,8 |
17,79 |
9,99 |
Таким образом, исходя из данных таблицы 2.15, можно сделать вывод, что на начало 2012 года сумма чистой прибыли, подлежащей распределению, значительно составила 141 млн. руб.
Отметим, что вследствие эффективной экономической деятельности ОАО «Свитанак»величина чистой прибыли, подлежащей распределению значительно увеличилась и на конец 2012 года она составила 281 млн. руб.
Рассмотрим в таблице 2.16 влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.
Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:
ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0,
ΔФн (П) = 140*0,92198=129,078 млн. руб. –фонд накопления
ΔФн (П)= 140* 0,078%= 10,92 млн. руб. –фонд потребления
где ΔФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;
ΔПч – приращение суммы чистой прибыли;
К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.
Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный (2011 г.) коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
На размер
отчислений в фонды оказывают
влияние и изменения
ΔФн (К) = (К1 – К0 )· Пч1 ,
где ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений; К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления); Пч1 – чистая прибыль за отчетный период.
ΔФн (К) = (82,206-92,198)*281/100% = - 28,078 млн. руб.-фонд накопления;
ΔФн (К) = (17,79-7,8)*281/100%= 28,078 млн. руб.-фонд потребления.
Таблица 2.11 - Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды предприятия.
Вид фонда |
Сумма распреде-ляемой прибыли (млн.руб) |
Доля отчислений % |
Сумма отчислений тыс. руб. |
всего |
Отклонение в том числе за счет | ||||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2012 |
ЧП |
Котч | |
в фонд накопления |
141 |
281 |
92,198 |
82,206 |
130 |
231 |
101 |
129,078 |
-28,078 |
в фонд потребления |
141 |
281 |
7,8 |
17,79 |
11 |
50 |
39 |
10,92 |
28,078 |
Из приведенных расчетов следует, что на увеличение отчислений в фонд накопления повлияли следующие факторы.
За счет изменения чистой прибыли, отчисления в фонд накопления увеличились на 129,078 млн. руб., и за счет изменения коэффициента сумма отчислений в фонд накопления снизились на 28,078 млн. руб.
Изменения отчислений в фонд потребления уменьшились за счет влияния чистой прибыли на 10,92 млн.руб. и за счет коэффициента на 28,078 млн. руб.
Также, на ОАО «Свитанак» существуют резервы снижения затрат на производство продукции. Рассмотрим более подробно некоторые из них:
1) Снижение затрат на топливо.
Поставим на станции на автомобили новое импортное ГБО четвертого поколения, максимально задействовав всю штатную электронику. Ориентировочная стоимость – 3,282 млн.руб за 1 автомобиль. Предположим, что ежегодно предприятие будет расходовать 2 млн.руб. на осмотр и ремонт. Учтем, что расход топлива на газу на 15% выше. Расчет представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1 – Расчет экономии от снижения затрат на топливо
Наименование |
Бензин (А92) |
Газ |
Пробег, тыс.км |
102,3 | |
Расход топлива, л |
12,2 |
14,03 |
Стоимость топлива, л |
8700 |
8500 |
Затраты на топливо, млн.руб. |
106,140 |
119,255 |
Затраты на установку ГБО, млн.руб |
- |
13,128 |
Экономия 1 год , млн.руб. |
-26,243 | |
Экономия 2 год , млн.руб. |
18,66 | |
Экономия 2 год , млн.руб |
10,350 |
При пробеге автомобилей 102,3 тыс.км в год, предприятие окупит установку ГБО уже на второй год эксплуатации.
Расчет экономии от снижения затрат при использовании биодизельного топлива представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2– Расчет экономии от снижения затрат на топливо
Наименование |
Показатель |
Пробег, тыс.км |
25,2 |
Расход топлива, т |
6,1 |
Стоимость дизельного топлива, л |
8580 |
Стоимость биодизельного топлива, л |
8220 |
Затраты на дизельное топливо, млн.руб. |
52,338 |
Затраты на биодизельное топливо, млн.руб |
50,142 |
Экономия, млн.руб. |
2,196 |
2) Замена оборудования
Рассмотрим возможность замены оборудования на предприятии на примере замены швейных машин.
Заменим автоматическую швейную машину OMRM 125 на автоматическую швейную машину OMRM 103.
Стоимость автоматической швейной машины OMRM 103 составляет 41,5 млн.руб. Для обработки продукции используется автоматическая швейная машина OMRM 125. Заменив ее, предприятие сэкономит 7790руб. на изделии, при этом производительность увеличится на 35%. N1=207 тыс.шт., N2=280 тыс.шт. Себестоимость продукции складывается из общих постоянных и переменных затрат, которые составляют 24,323 млн.руб. и 24,323 млн.руб. соответственно. Средние (удельные) затраты определяются на единицу масштаба бизнеса Q и рассчитываются по формулам:
,
,
где TFC – общие постоянные затраты, млн.руб.;
TVC – общие переменные затраты, млн.руб.;
Q – объем выпускаемой продукции, тыс.шт.
AFC1 = 24,323/207 =117,502 тыс.руб./шт.
AVC1 = 16,225/ 207 = 78,527 тыс.руб./шт.
AFC2 = 24,323/280 =86,542тыс. руб./шт.
AVC2 = 16,225/ 280 =57,946 тыс.руб./шт.
Прогнозируемая себестоимость партии составит 136,698 тыс. руб./шт. Балансовая прибыль определяется как разность между текущей и прогнозируемой себестоимостью умноженная на объем выпуска. Балансовая прибыль составит 16,615 млн. руб. Чистая прибыль определяется как разность между балансовой прибылью и налогом на прибыль и составляет 12,627 млн.руб.
По моему мнению, ОАО «СВИТАНАК» не достаточно в своей деятельности использует ресурсы интернет.
В работе представлен проект интернет- магазина ОАО «СВИТАНАК» для реализации отдельной продукции ОАО «СВИТАНАК». Особенно, по мнению автора, эффективным спросом, по средствам интернет- торговли пользовалось женское белье высокой ценовой категории.
Через сеть Интернет покупатель при помощи браузера заходит на Web-сайт Интернет-магазина. Web-сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on-line помощи.
Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. Для защиты персональной информации взаимодействие должно осуществляться по защищенному каналу (например, по протоколу SSL 3.0). По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему Интернет-магазина.