Прибыль и пути её увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении экономического анализа формирования прибыли, в выявлении факторов, влияющих на изменение прибыли на примере ОАО «Свитанак».
В дипломной работе необходимо рассмотреть:
-сущность прибыли организации, определить её значение и функции,
- формирование и распределение прибыли на предприятии,
-изучить источники информации по показателям прибыли, нормативно-правовые акты, регламентирующие формирование прибыли на предприятии,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЁ РОЛЬ В 7
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Прибыль как экономическая категория 8
1.2 Показатели прибыли 12
1.3 Планирование прибыли и порядок её определения 16
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли 32
2.3 Формирование и распределение прибыли предприятия 36
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 42
3.1 Пути снижения себестоимости продукции предприятия 42
3.2 Формирование прибыли предприятия за счет улучшения качества выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

4188 гот.docx

— 254.93 Кб (Скачать файл)

В таблице 2.4 представлена структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в странах СНГ за 2010 -2012 гг.

Таблица 2.4- Структура продаж продукции ОАО «СВИТАНАК» в странах СНГ за 2010 -2012 гг.

№ п/п

регион

Единица измерения

Годы

Отношение

2010г.

2011г.

2012г.

2012г к 2011г.

(+,-)

2012г. к 2010г.

(+,-)

1.

Германия

тыс. $

782,94

921,1

959,4

38,30

176,47

2.

Прибалтика

тыс. $

787,10

926

501,6

-424,40

-285,50

3

Прочие

тыс. $

327,68

385,5

28,2

-357,30

-299,48

4

Всего

тыс. $

1 897,71

2 232,60

1 489,20

-743,40

-408,51


 

По результатам  таблицы 2.4, основными потребителями продукции предприятия на рынке дальнего зарубежья в 2012 году являлись Германия и страны Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия). Объёмы поставок в их адрес составляют 97,4% в натуральном выражении и 98,1% в стоимостном выражении в структуре продаж на данный рынок.

Основная причина столь существенного снижения рынка - отказ ОАО «СВИТАНАК» от размещения в производство экономически неэффективных заказов.

Анализ продаж в целом  по ОАО «СВИТАНАК» г. Жодино подтверждает тот факт, что около 80% товара предприятия приобретается 20% его торговыми партнерами.

В разрезе региональных рынков структура потребителей продукции  предприятия отличается весьма существенно. Так, на внешних рынках, основным из которых является российский, основными  потребителями являются так называемые «независимые оптовики», на которых  приходится 61% общей суммы продаж, далее следует собственная оптовая  торговля (это два торговых дома на территории России) с долей в 33%. Следовательно, на оптовый канал  в целом приходится 94% всех продаж на экспорт. Основные причины такой  ситуации: удаленность покупателей, необходимость таможенной очистки  товара (что на небольших партиях  приводит к существенному удорожанию товара и практически не приемлемо  для розничных торговых предприятий  за пределами Республики Беларусь).

Продажи продукции ОАО «СВИТАНАК» по различным каналам товародвижения за 2010г. предсталены на рисунке

Рисунок 2.1 - Продажи продукции ОАО «СВИТАНАК» по различным каналам товародвижения за 2010г.

 

Потребителями продукции  ОАО «СВИТАНАК» выступает практически неограниченный по демографическому признаку круг людей. Ими являются и женщины, и мужчины и дети, причем от новорожденных и до пожилых людей. При этом, безусловно, различные ассортиментные группы сфокусированы на различные группы потребителей, как-то белье мужское, белье женское, белье ясельное и т.д.

Безусловно, основным именно покупателем продукции ОАО «СВИТАНАК» выступает женщина. В значительной мере именно от ее предпочтений зависит, какое изделие будет приобретено помимо нее, и для ребенка, а иногда и для мужчины.

Также особое внимание предприятие сегодня уделяет молодежной аудитории в возрасте от 15 до 30 лет. Специально сфокусированной на данную аудиторию является молодежная линия «Эго». Указанная группа потребителей отличается от других по следующим признакам:

- это большая и быстро увеличивающаяся демографическая группа.

- данная аудитория наиболее привержена стилю, моде, бренду.

- чаще, чем представители других демографических групп, совершают покупки.

- больше, чем представители других демографических групп, приобретают трикотаж самых смелых цветов и конструкций.

- оказывают влияние на своих родителей и близких в формировании ими предпочтений в отношении того или иного производителя, либо бренда.

Основными поставщиками сырья для предприятия являются: ГРУПП «ГРОНИТЕКС» (г.Гродно), ПХБО (г.Барановичи), ООО «Мета» (г.Жодино), ОДО «Спектртекс» (г.Минск), ПО «Химволокно» (г.Светлогороск), ООО «Капротекс» (Курская обл.), ООО «Новатекс» (Польша), СОПОТЕКС (г.Могилев); химикатов и красителей – ООО «Химпродукт» (г.Щелково), ЧУП «БелЕвроТорг» (г.Минск), ООО «Балансторг» (г.Минск), ООО «Ксант» (г.Гомель), ОДО «Санеста» (г.Минск); вспомогательных материалов – ОАО «Лента» (г.Могилев), УП «Фурнитоп» (г.Минск), ООО «Мета» (г.Жодино), ИП Лось (г.Минск), ПК ООО «Литопласт» (г.Заславль), СООО «Компания» (г.Минск), ЧУП «Белсервисснаб» (г.Минск), РУПП КЗТШ (г.Жодино), ООО «Проплан» (г.Минск), ОДО «СервисПринт» (г.Минск), ООО «Белпромфурнитура М» (г.Минск).

2.2 Анализ состава, структуры  и динамики показателей прибыли

На первоначальном этапе анализа  прибыли необходимо оценить валовую  прибыль в торговле, которая представляет собой разницу между выручкой от реализации товаров (за вычетом налогов  и сборов, включаемых в выручку) и  себестоимостью реализованных товаров (их покупной стоимостью). Валовая прибыль  предназначена для покрытия расходов на реализацию товаров и образования  прибыли от реализации. [12, с. 38]

Результаты горизонтального и  вертикального анализа валовой прибыли оформлены в таблице 2.5:

Таблица 2.5 - Анализ состава, структуры и динамики валовой прибыли

№ п\п

Показатели

2011

2012

Отклонение

Темп роста, %

сумма, млн.руб.

уд. вес, %

сумма, млн..руб.

уд. вес, %

сумма, млн.руб.

уд. вес, %

1

Расходы на реализацию товаров

884

74,98

1413

69,67

529

-5,31

159,84

2

Прибыль от реализации товаров

295

25,02

615

30,32

320

5,3

208,47

3

Валовая прибыль

1179

100

2028

100

849

0

172,01


 

 

Положительным моментом в деятельности торговой организации  является снижение удельного веса расходов на реализацию в структуре валовой  прибыли. В 2012 году данный показатель составил 47,54 %, что на 1,65 % ниже показателя 2011 года.  Удельный вес прибыли от реализации товаров в структуре  валовой прибыли составил 52.45 %, что  на 1,65 % больше показателя 2011 года. 

Для наглядности  представим структуру валовой прибыли  за 2011 год в виде диаграммы, изображенной на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 -Структура валовой прибыли ОАО «Свитанак» за 2011 год

Анализ суммы  валовой прибыли должен быть увязан с величиной выручки от реализации товаров, так как между данными  показателями существует взаимосвязь: рост выручки от реализации товаров влечёт за собой повышение суммы валовой прибыли и наоборот.

В этой связи  в ходе изучения валовой прибыли  можно составить следующую факторную  модель:

ВП = ВР ×                                                                     (2.1)

где:

ВП – величина валовой прибыли;

ВР – выручка от реализации товаров, работ, услуг;

ВП/ВР – рентабельность продаж.

Исходные  данные для расчёта влияния факторов на изменение валовой прибыли приведены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 -  Исходные данные для расчёта влияния факторов на изменение валовой прибыли

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение

Расчёт влияния факторов

Валовая прибыль, млн.руб.

1179

2028

+849

+701,337+147,6=+848,937

Выручка от реализации (нетто), млн.руб.

6170

9840

+3670

+3670*19,11/100=701,337

Рентабельность продаж, %

19,11

20,61

+1,5

+1,5/100*9840=147,6


 

По данным таблицы 2.6 в 2012 году величина валовой прибыли по сравнению с 2011 годом увеличилась на 358 млн.руб., в том числе за счёт:

а). за счет роста  выручки от реализации на 5483 млн. руб. валовая прибыль возросла 634,1061 млн.руб.

б). за счёт снижения показателя рентабельности продаж на 5,036 % валовая прибыль снизилась на 276,124 млн.руб.

В таблице 2.7. представлены показатели рентабельности предприятия за 2010-2012 годы

 

Таблица 2.7 -Анализ рентабельности

Наименование показателя

Формула

2010

год

2011 год

2012

год

Отклонение

2012 от 2010

2012 от 2011

1. Рентабельность продукции

Прибыль от реализации/

себестоимость продукции

6,96

5,02

6,67

-1,94

+1,65




 

Окончание таблицы 2.7

1

2

3

4

5

6

7

2. Рентабельность продаж

Прибыль от реализации/

выручка от реализации

5,84

4,33

5,66

-1,51

+1,33

3.Рентабельность активов

Чистая прибыль/среднегодовая стоимость  активов

13,79

13,79

17,54

-5,51

+3,75

4.Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль/среднегодовая стоимость  собственного капитала

16,41

16,41

21,99

-5,88

+5,58




 

Снижение  рентабельности продаж на 1,51 в 2011 году является следствием увеличения затрат на производство, при незначительном росте цен на продукцию. Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами организации. Её снижение по сравнению с 2010 годом составил 5,51 и свидетельствует о снижении спроса на продукцию или потери рынков сбыта.

Рентабельность  собственного капитала в 2011 году составила 10,53 и снизилась в сравнении с прошлым годом на 5,88 и характеризует эффективность использования имущества организации.

Рентабельность  продукции в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,65  и составила 6,67. Увеличение рентабельности продаж на 1,33 в 2012 году является следствием роста цен на продукцию.

Рентабельность  активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами организации. Её увеличение по сравнению  с 2011 годом составил 3,75 и свидетельствует об увеличении спроса на продукцию.

Рентабельность  собственного капитала в 2012 году составила 21,99 и увеличилась в сравнении с прошлым годом на 5,88 и характеризует эффективность использования собственных средств организации.

 

 

 

 

2.3 Формирование и распределение прибыли предприятия

 

 

Проведем  анализ формирования чистой прибыли, проанализируем динамику изменения налоговых платежей  из прибыли в таблице 2.8.

Таблица 2.8- Анализ формирования чистой прибыли ОАО «Свитанак»

Показатели, млн. руб.

2011

2012

2012

Отклонение 2012 от 2012

(+, -)

Отклонение 2012 от 2012

(+, -)

å, млн. руб.

Уд. вес, %

å, млн. руб.

Уд. вес, %

å, млн. руб.

Уд. вес, %

å, млн. руб.

Уд. вес, %

å, млн. руб.

Уд. вес, %

Прибыль/

убыток до

налогоо-обложения

362

100

269

100

635

100

-93

0

366

0

Налог на прибыль

86

23,76

70

26,0

153

24,1

-16

2,24

83

-1,9

Прочие налоги, сборы из прибыли

26

7,18

21

7,8

22

3,46

-5

0,62

1

-4,34

Чистая прибыль

251

69,33

178

66,17

460

72,4

-73

-3,16

282

6,23

Информация о работе Прибыль и пути её увеличения