Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических знаний о прибыли как одной из важнейших категорий в условиях рыночной экономики, а также практическом применении методов анализа прибыли для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Указанная цель определяет задачи исследования, состоящие в:
1. Изучении теоретических источников по изучаемой проблеме, определении экспериментальной и методологической базы исследования;
2. Рассмотрении сущности и видов прибыли, методов ее планирования и оценки, показателей рентабельности и способов их расчета;
3. Проведении анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Норма»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Прибыль организации в системе рыночных отношений и ее экономическое содержание: роль, виды и значение 9
1.2. Формирование прибыли в рыночных условиях 15
1.3. Показатели рентабельности: как экономическая категория 25
1.4.Методика анализа прибыли рентабельности……………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НОРМА» 33
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Норма» 33
2.2. Оценка прибыли и рентабельности ООО «Норма» Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НОРМА» 61
3.1. Направления снижения расходов предприятия 61
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной задачей  предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих  предприятий. Возможность получения  прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания  ресурсов, создавать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль – многозначная экономическая категория. От глубины  ее познания и рациональности использования  зависит эффективность коммерческого  расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Тема прибыли  и рентабельности особенно остра  для российских предприятий, поскольку  затяжной экономический кризис, составляющими  которого являются высокие налоги и  неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.

В связи с  вышесказанным изучение и анализ прибыли организации в условиях современной рыночной экономики представляется актуальным с точки зрения как теории, так и практики. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, пути повышения эффективности использования ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Цель данной работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических  знаний о прибыли как одной  из важнейших категорий в условиях рыночной экономики, а также практическом применении методов анализа прибыли для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.

Указанная цель определяет задачи исследования, состоящие  в:

1. Изучении теоретических источников по изучаемой проблеме, определении экспериментальной и методологической базы исследования;

2. Рассмотрении  сущности и видов прибыли, методов  ее планирования и оценки, показателей  рентабельности и способов их  расчета;

3. Проведении анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Норма»;

4. Оценке полученных  результатов и разработке на  их основе рекомендаций, практическое  применение которых в финансово-хозяйственной  деятельности анализируемого предприятия  позволит повысить его прибыль.

5. Формулировании  общих выводов по результатам  исследования.

Объектом исследования выступает совокупность экономических  отношений, связанных с формированием  и оценкой прибыли в рыночных условиях. Предметом исследования является прибыль: ее формирование, анализ и пути увеличения.

Объект наблюдения – торговое предприятие ООО «Норма».

Методологическую  базу исследования составляют сравнительно-аналитический, математический и балансовый методы, наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Актуальность темы исследования обусловливает пристальный интерес специалистов в области теории и практики экономического анализа к различным аспектам ее изучения, в том числе в течение последних лет. Достаточно высокий уровень разработанности рассматриваемой темы определил широту теоретической базы исследования, в составе которой работы таких авторов как: Баканов М.И. [10, 45], Ефимова О.В. [47], Липатов И.В. [52], Мухин С.А. [30], Шеремет А.Д. [10, 25, 43, 57] и др.

В соответствии с поставленной целью исследования и вытекающими из нее задачами структура работы включает введение, три главы и заключение.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, его цель, задачи, объект и предмет, методологическая и теоретическая  база, а также его практическая значимость.

В первой главе  работы рассматриваются теоретические  основы прибыли как экономической  категории: ее понятие, виды, сущность, методы прогнозирования и оценки, показатели рентабельности.

Во второй главе  работы проводится анализ прибыли ООО  «Норма» за период 2005-2006 гг.

В третьей главе  работы на основе оценки результатов  проведенного анализа формулируются  рекомендации, направленные на повышение  прибыли и рентабельности ООО  «Норма».

Заключение  содержит общие выводы по результатам  проведенного исследования.

 

ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В  СИСТЕМЕ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1.  Прибыль организации в системе рыночных отношений и ее экономическое содержание: роль, виды и значение

 

Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Экономическая сущность прибыли – одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории [9, с.7].

С экономической  точки зрения прибыль – это  разность между денежными поступлениями  и денежными выплатами. Как категория  прибыль содержит в себе множество  парадоксов, о которых следует  знать финансисту [37, с.109]. Большинство  из этих парадоксов порождено методологией бухгалтерского учета, а потому разрешается в разных странах по-разному. Решение проблем, связанных с категорией «прибыль», должно быть логичным и последовательным.

Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Поэтому следует четко разграничивать понятия «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль». Первая – результат реализации товаров и услуг, вторая – результат «работы» капитала [7, с.200].

Неопределенность  в отношении прибыли приводит к искажению самого понятия, следствием чего становятся ошибки в распределении прибыли. Известно, что распределить и использовать можно нечто конкретное, реально существующее. Но зачастую то, что обычно называют прибылью, таковой в реальности не является. За прибыль часто принимают безусловную заработную плату, ренту, процент, валовой доход, даже убытки (когда расходы не уменьшают доходов, ради которых они произведены) и многое другое. Общеупотребителен самый простой подход к понятию прибыли: прибыль – это превышение расходами доходов:

 

                Д - Р = П                                                          (1.1)

где:   Д- доходы от реализации;

          Р- расходы предприятия;

          П- прибыль.

        Обратное положение называется убытком. Но если вникнуть в суть прибыли как источника прироста капитала, то такая прибыль должна реально принести увеличение богатства. То есть эквивалентом прибыли у тех, кто ее получает, должен быть прирост товаров, имущества, услуг у тех, кто их покупает и оплачивает [7, с.159].

Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Реализация  других активов, поступления от внереализационных  операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов [39, с.45].

В рыночной экономике  признание доходов и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов.

Принято различать  экономическую и бухгалтерскую  прибыль. Они отличаются друг от друга  на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль [21, с.116].

Таблица 1.1

Классификация доходов и расходов организации

№ п/п

Доходы

Расходы

1

2

3

 

1

 

От обычных  видов деятельности:

выручка от продажи  продукции и

товаров, поступления, связанные с 

выполнением работ, оказанием услуг

По обычным  видам деятельности:

расходы, связанные  с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операционные:

поступления, связанные  с 

предоставлением за плату во

временное пользование (временное 

владение и  пользование) активов 

организации;

поступления, связанные  с 

предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,

промышленные  образцы и других

видов интеллектуальной

собственности;

поступления, связанные  с 

участием в уставных капиталах

других организаций (включая 

проценты и  иные доходы по ценным

бумагам);

прибыль, полученная

организацией в результате совместной

деятельности (по договору простого

товарищества);

поступления от продажи 

основных средств  и иных активов,

отличных от денежных средств (кроме 

иностранной валюты), продукции,

товаров;

проценты, полученные за

предоставление в пользование

денежных средств  организации, а 

также проценты за использование

банком денежных средств,

находящихся на счете организации в 

этом банке

Операционные:

расходы, связанные  с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

расходы, связанные  с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, и других видов интеллектуальной собственности;

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

•расходы, связанные  с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

расходы, связанные  с оплатой услуг, оказываемых  кредитными организациями;

прочие операционные расходы


 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные:

штрафы, пени, неустойки  за нарушение

условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в  возмещение причиненных 

организации убытков;

прибыль прошлых  лет, выявленная в

отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской

задолженности, по которым истек срок

исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов (за исключением 

внеоборотных  активов);

прочие внереализационные  доходы

Внереализационные:

штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;

возмещение  причиненных организацией убытков;

убытки прошлых  лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской  задолженности, по которой истек  срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы;

сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

прочие внереализационные  расходы

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Чрезвычайные:

поступления, возникающие  как по

следствия чрезвычайных обстоятельств

хозяйственной деятельности стихийного  бедствия, пожара, аварии, национализации  и т.п.): страховое возмещение, стоимость  материальных ценностей, остающихся от  списания непригодных к восстановлению и  дальнейшему использованию активов, и  т.п.

Чрезвычайные:

расходы, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.)

     



Прибыль организации – основной фактор экономического и социального развития как самого предприятия, так и общества в целом [30, с.19].

Как важнейшая  категория рыночных отношений, прибыль  выполняет определенные функции [30, с.21].

Во-первых, прибыль  характеризует конечный финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия