Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:13, курсовая работа
Цель данной работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических знаний о прибыли как одной из важнейших категорий в условиях рыночной экономики, а также практическом применении методов анализа прибыли для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Указанная цель определяет задачи исследования, состоящие в:
1. Изучении теоретических источников по изучаемой проблеме, определении экспериментальной и методологической базы исследования;
2. Рассмотрении сущности и видов прибыли, методов ее планирования и оценки, показателей рентабельности и способов их расчета;
3. Проведении анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Норма»;
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Прибыль организации в системе рыночных отношений и ее экономическое содержание: роль, виды и значение 9
1.2. Формирование прибыли в рыночных условиях 15
1.3. Показатели рентабельности: как экономическая категория 25
1.4.Методика анализа прибыли рентабельности……………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НОРМА» 33
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Норма» 33
2.2. Оценка прибыли и рентабельности ООО «Норма» Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НОРМА» 61
3.1. Направления снижения расходов предприятия 61
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы, валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.
Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг,
Финансовые результаты от внереализационных операции это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.
В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги [46]. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.
Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов.
Финансовые вложения
означают такое размещение собственных
средств предприятия в
Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. Предприятие имеет право на получение дохода по ценным бумагам акционерных обществ, если они приобретены не позднее чем за 30 дней до официально объявленной даты их выплаты. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяются условиями их выпуска и размещения. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.
Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю.
Схема формирования и распределения прибыли представлена в Приложении 2 (рис. 1.2).
При рассмотрении прибыли
как конечного финансового
Облагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Облагаемая прибыль при
а) предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
б) предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство;
в) затраты предприятий на содержание находящихся у них на балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда.
С целью стимулирования НТП облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные: научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, которые устанавливаются Правительством РФ; предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд технологического развития.
Оставшаяся после уплаты налогов часть представляет собой остаточную прибыль (или чистую прибыль), которая полностью поступает в распоряжение предприятия. Она направляется на оплату труда и материальное поощрение, на прирост оборотных средств, капитальных вложений, социальное развитие путем образования соответствующих фондов; развития науки и техники, социального развития, материального поощрения.
Таким образом, в условиях перехода к рынку и в его дальнейшем становлении прибыль является основным побудительным мотивом организации производственной и хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия.
Цель предпринимательской деятельности – не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность – относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли [53, с.16].
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели можно объединить в следующие группы [49, с.30]:
- Первая группа показателей
формируется на основе расчета
уровней рентабельности (доходности),
отражаемым в отчетности
RПо - Рентабельность продаж (на основе прибыли от основной деятельности)
где: По - прибыль от основной деятельности
В - объем продаж
RПб - Рентабельность продаж (на основе балансовой прибыли)
где: Пб - балансовая прибыль
В - объем продаж
RПч - Рентабельность продаж (на основе чистой прибыли)
где: Пч - чистая прибыль
В - объем продаж
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции [57, с.48-49].
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции [47, с.44].
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли [57, с.50].
- Вторая группа
показателей рентабельности
Rпрод - рентабельность продукции
где: Пб - балансовая прибыль
с/с - себестоимость реализованной продукции
RК - Рентабельность капитала
где: Пб - балансовая прибыль
К - стоимость всего имущества предприятия
RСС - Рентабельность собственных средств
где: Пб - балансовая прибыль
СС - собственные средства
RИК - Рентабельность инвестированного капитала
где: Пб - балансовая прибыль
ИК - инвестированный капитал
RОС - Рентабельность основных средств
где: Пб - балансовая прибыль
ОС - основные средства
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.
Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов – доходность акций и т.д. [44, с.117].
- Третья группа
показателей формируется
Эти показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового «здоровья» предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии [35, с.290].