Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических знаний о прибыли как одной из важнейших категорий в условиях рыночной экономики, а также практическом применении методов анализа прибыли для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Указанная цель определяет задачи исследования, состоящие в:
1. Изучении теоретических источников по изучаемой проблеме, определении экспериментальной и методологической базы исследования;
2. Рассмотрении сущности и видов прибыли, методов ее планирования и оценки, показателей рентабельности и способов их расчета;
3. Проведении анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Норма»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Прибыль организации в системе рыночных отношений и ее экономическое содержание: роль, виды и значение 9
1.2. Формирование прибыли в рыночных условиях 15
1.3. Показатели рентабельности: как экономическая категория 25
1.4.Методика анализа прибыли рентабельности……………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НОРМА» 33
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Норма» 33
2.2. Оценка прибыли и рентабельности ООО «Норма» Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НОРМА» 61
3.1. Направления снижения расходов предприятия 61
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.  Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

Управление  прибылью – важнейшая задача руководства  и финансовых специалистов любой  коммерческой организации. Ее решение  возможно на основе скрупулезного анализа поступающей информации о состоянии внутренней и внешней предпринимательской среды. Следовательно, в коммерческой организации должна быть сформирована эффективная система сбора информации, ее контроля и анализа; подобраны квалифицированные кадры, работающие с этой информацией; назначены высококлассные руководители, умеющие оперативно принимать ответственные решения.

 

1.4. Методика  анализ прибыли рентабельности

 

Обобщающая  оценка финансового состояния предприятия  достигается на основе таких результативных показателей. Как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

В анализе используются следующие показатели прибыли:

- налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность  между прибылью от обычной  деятельности и суммой льгот  по налогу на прибыль. 

- чистая прибыль  это та часть прибыли, которая  остается в расположении предприятия после уплаты налога на прибыль.

- балансовая  прибыль включает в себя прибыль  от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных  и внереализационных операций  и чрезвычайных обстоятельств. 

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

1  этап – анализ состава и динамики балансовой прибыли. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

2  этап - анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности. Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

        3  этап  - анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

         4  этап  - анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности. Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок. Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

         5 этап  Анализ рентабельности продукции. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

         6 этап   Анализ распределения и использования прибыли предприятия

В процессе анализа  необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, в  процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НОРМА»

2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Норма»

 

Общество с  ограниченной ответственностью «Норма»  создано в соответствии с Федеральным  законом от 08.02.98 г.  №14-ФЗ  «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество руководствуется  в своей деятельности Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом от 08.02.98 г. №14-ФЗ «Об обществах  с ограниченной ответственностью», другими законодательными актами, а также Учредительным договором о создании Общества и Уставом Общества.

Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Норма». Сокращенное  наименование: ООО «Норма».

Место нахождения Общества: Российская Федерация, 656049, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Социалистический, д.109, оф. 202.

Дата регистрации  Общества – 25 января 2003 года.

Основной целью  создания Общества является осуществление  коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

Предметом деятельности Общества является: розничная торговля товарами народного потребления, включая одежду, обувь, сувениры; осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности; оказание дополнительных услуг покупателям; иные виды деятельности, не запрещенные законом.

Организационная структура ООО «Норма» представлена на рисунке 2.1.

 

 

 

 



 


 



 

 

Рис. 2.1 Организационная  структура управления ООО «Норма»

 

К оперативным  работникам на предприятии относится  торговый персонал – это продавцы и кассиры, административно-управленческий персонал – это директор, главный бухгалтер, заведующая секциями, специалисты – товароведы.

Как видно из рис. 2.1 руководство предприятием осуществляет директор, который одновременно является основным его учредителем. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.

Директору подчиняются  товароведы, главный бухгалтер и  заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются торговый и обслуживающий персонал.

По данным бухгалтерской  отчетности проанализируем финансовое состояние деятельности ООО «Норма»  за 2007 год. (Приложение 3-6).

В табл. 2.1 представлена динамика имущества и источников его образования  ООО «Норма» по данным бухгалтерской отчетности за 2007 год.

Таблица 2.1

Динамика активов  и пассивов ООО «Норма»  за 2007 год.

Показатель

2007 год

Изменение

(+,-),

тыс. руб.

Темп изменения, %

На начало года

На конец года

Сумма,

тыс. руб.

в % к валюте баланса

Сумма,

тыс. руб.

в % к валюте баланса

1

2

3

4

5

6

7

Актив

1. Иммобилизованные  средства 

2. Оборотные  активы, всего 

13300

100

20354

100

7054

53

в том числе: 
запасы (кроме товаров отгруженных)

2

<0,1

2

издержки обращения  и расходы будущих периодов;

2

<0,1

2

НДС по приобретенным  ценностям 

37

0,3

-37

-100

ликвидные активы, всего 

13263

99,7

20352

100

7089

53,4

из них: 
- денежные средства и краткосрочные вложения;

10354

77,8

16690

82

6336

61,2

- дебиторская  задолженность 

2909

21,9

3662

18

753

25,9

Пассив

1. Собственный  капитал 

2952

22,2

6698

32,9

3746

126,9

2. Заемный капитал,  всего 

1

<0,1

1

из них:  
- долгосрочные кредиты и займы;

1

<0,1

1

- краткосрочные  кредиты и займы.

3. Привлеченный  капитал

10348

77,8

13655

67,1

3307

32

Валюта баланса 

13300

100

20354

100

7054

53


 

Как видно из табл. 2.1, соотношение основных качественных групп активов организации на конец декабря 2007 г. характеризуется  отсутствием иммобилизованных средств  при 100% текущих активов. Активы организации  в 2007 г. увеличились на 7054 тыс. руб. (на 53%). Отмечая значительный рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – на 126,9%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.

Графически динамика валюты баланса ООО «Норма» за 2007 год представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Динамика валюты баланса ООО «Норма» за 2007 год.

 

Рост величины активов  организации связан, в первую очередь, с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

  1. Денежные средства – 6635 тыс. руб. (89,8%)
  2. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) – 754 тыс. руб. (10,2%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

  1. Кредиторская задолженность: прочие кредиторы – 5905 тыс. руб. (58,7%)
  2. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 3746 тыс. руб. (37,2%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно  выделить «Краткосрочные финансовые вложения»  в активе и «Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики» в пассиве (-300 тыс. руб. и -3014 тыс. руб. соответственно). Таким образом, можно сделать  вывод о значительном увеличении имущества ООО «Норма» за 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Проведем оценку финансовой устойчивости ООО «Норма»  за 2006 - 2007 гг. (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Показатели финансовой устойчивости ООО «Норма» за 2007 год.

 

Показатель

2007 год

Изменение,

(+,-)

Нормативное значение

На начала года

На конец  года

1

2

3

4

5

1. Коэффициент  автономии 

0,22

0,33

0,11

>0,5

2. Финансовый  леверидж 

0,29

0,49

0,21

>1

3. Коэффициент  покрытия инвестиций 

0,22

0,33

0,11

> 0,9

4. Коэффициент  маневренности собственного капитала

1

1

-

5. Коэффициент  мобильности оборотных средств 

1

1

-

6. Коэффициент  обеспеченности материальных запасов 

3349,5

3349,5

>0,5

7. Коэффициент  обеспеченности текущих активов 

0,22

0,33

0,11

>0,1

8. Коэффициент краткосрочной задолженности

1

1

<0,01

-

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия