Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:13, курсовая работа
Цель данной работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических знаний о прибыли как одной из важнейших категорий в условиях рыночной экономики, а также практическом применении методов анализа прибыли для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Указанная цель определяет задачи исследования, состоящие в:
1. Изучении теоретических источников по изучаемой проблеме, определении экспериментальной и методологической базы исследования;
2. Рассмотрении сущности и видов прибыли, методов ее планирования и оценки, показателей рентабельности и способов их расчета;
3. Проведении анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Норма»;
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Прибыль организации в системе рыночных отношений и ее экономическое содержание: роль, виды и значение 9
1.2. Формирование прибыли в рыночных условиях 15
1.3. Показатели рентабельности: как экономическая категория 25
1.4.Методика анализа прибыли рентабельности……………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НОРМА» 33
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Норма» 33
2.2. Оценка прибыли и рентабельности ООО «Норма» Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НОРМА» 61
3.1. Направления снижения расходов предприятия 61
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
Управление прибылью – важнейшая задача руководства и финансовых специалистов любой коммерческой организации. Ее решение возможно на основе скрупулезного анализа поступающей информации о состоянии внутренней и внешней предпринимательской среды. Следовательно, в коммерческой организации должна быть сформирована эффективная система сбора информации, ее контроля и анализа; подобраны квалифицированные кадры, работающие с этой информацией; назначены высококлассные руководители, умеющие оперативно принимать ответственные решения.
1.4. Методика анализ прибыли рентабельности
Обобщающая
оценка финансового состояния
В анализе используются следующие показатели прибыли:
- налогооблагаемая
прибыль представляет собой
- чистая прибыль
это та часть прибыли, которая
остается в расположении предпр
- балансовая
прибыль включает в себя
Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
1 этап – анализ состава и динамики балансовой прибыли. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
2 этап - анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности. Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
3 этап - анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
4 этап - анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности. Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок. Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
5 этап Анализ рентабельности продукции. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
6 этап Анализ распределения и использования прибыли предприятия
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Общество с ограниченной ответственностью «Норма» создано в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.98 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими законодательными актами, а также Учредительным договором о создании Общества и Уставом Общества.
Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Норма». Сокращенное наименование: ООО «Норма».
Место нахождения Общества: Российская Федерация, 656049, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Социалистический, д.109, оф. 202.
Дата регистрации Общества – 25 января 2003 года.
Основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Предметом деятельности Общества является: розничная торговля товарами народного потребления, включая одежду, обувь, сувениры; осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности; оказание дополнительных услуг покупателям; иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Организационная
структура ООО «Норма»
Рис. 2.1 Организационная структура управления ООО «Норма»
К оперативным работникам на предприятии относится торговый персонал – это продавцы и кассиры, административно-управленческий персонал – это директор, главный бухгалтер, заведующая секциями, специалисты – товароведы.
Как видно из рис. 2.1 руководство предприятием осуществляет директор, который одновременно является основным его учредителем. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.
Директору подчиняются товароведы, главный бухгалтер и заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются торговый и обслуживающий персонал.
По данным бухгалтерской отчетности проанализируем финансовое состояние деятельности ООО «Норма» за 2007 год. (Приложение 3-6).
В табл. 2.1 представлена динамика имущества и источников его образования ООО «Норма» по данным бухгалтерской отчетности за 2007 год.
Таблица 2.1
Динамика активов и пассивов ООО «Норма» за 2007 год.
Показатель |
2007 год |
Изменение (+,-), тыс. руб. |
Темп изменения, % | |||
На начало года |
На конец года | |||||
Сумма, тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
Сумма, тыс. руб. |
в % к валюте баланса | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Актив | ||||||
1. Иммобилизованные средства |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2. Оборотные активы, всего |
13300 |
100 |
20354 |
100 |
7054 |
53 |
в том числе: |
– |
– |
2 |
<0,1 |
2 |
– |
издержки обращения и расходы будущих периодов; |
– |
– |
2 |
<0,1 |
2 |
– |
НДС по приобретенным ценностям |
37 |
0,3 |
– |
– |
-37 |
-100 |
ликвидные активы, всего |
13263 |
99,7 |
20352 |
100 |
7089 |
53,4 |
из них: |
10354 |
77,8 |
16690 |
82 |
6336 |
61,2 |
- дебиторская задолженность |
2909 |
21,9 |
3662 |
18 |
753 |
25,9 |
Пассив | ||||||
1. Собственный капитал |
2952 |
22,2 |
6698 |
32,9 |
3746 |
126,9 |
2. Заемный капитал, всего |
– |
– |
1 |
<0,1 |
1 |
– |
из них: |
– |
– |
1 |
<0,1 |
1 |
– |
- краткосрочные кредиты и займы. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3. Привлеченный капитал |
10348 |
77,8 |
13655 |
67,1 |
3307 |
32 |
Валюта баланса |
13300 |
100 |
20354 |
100 |
7054 |
53 |
Как видно из табл. 2.1, соотношение основных качественных групп активов организации на конец декабря 2007 г. характеризуется отсутствием иммобилизованных средств при 100% текущих активов. Активы организации в 2007 г. увеличились на 7054 тыс. руб. (на 53%). Отмечая значительный рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – на 126,9%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.
Графически динамика валюты баланса ООО «Норма» за 2007 год представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2 Динамика валюты баланса ООО «Норма» за 2007 год.
Рост величины активов организации связан, в первую очередь, с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):
Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:
Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «Краткосрочные финансовые вложения» в активе и «Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики» в пассиве (-300 тыс. руб. и -3014 тыс. руб. соответственно). Таким образом, можно сделать вывод о значительном увеличении имущества ООО «Норма» за 2007 г. по сравнению с 2006 г.
Проведем оценку финансовой устойчивости ООО «Норма» за 2006 - 2007 гг. (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Показатели финансовой устойчивости ООО «Норма» за 2007 год.
Показатель |
2007 год |
Изменение, (+,-) |
Нормативное значение | |
На начала года |
На конец года | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Коэффициент автономии |
0,22 |
0,33 |
0,11 |
>0,5 |
2. Финансовый леверидж |
0,29 |
0,49 |
0,21 |
>1 |
3. Коэффициент покрытия инвестиций |
0,22 |
0,33 |
0,11 |
> 0,9 |
4. Коэффициент маневренности собственного капитала |
1 |
1 |
– |
- |
5. Коэффициент мобильности оборотных средств |
1 |
1 |
– |
- |
6. Коэффициент
обеспеченности материальных |
– |
3349,5 |
3349,5 |
>0,5 |
7. Коэффициент
обеспеченности текущих |
0,22 |
0,33 |
0,11 |
>0,1 |
8. Коэффициент краткосрочной задолженности |
1 |
1 |
<0,01 |
- |