Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:13, курсовая работа
Цель данной работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических знаний о прибыли как одной из важнейших категорий в условиях рыночной экономики, а также практическом применении методов анализа прибыли для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Указанная цель определяет задачи исследования, состоящие в:
1. Изучении теоретических источников по изучаемой проблеме, определении экспериментальной и методологической базы исследования;
2. Рассмотрении сущности и видов прибыли, методов ее планирования и оценки, показателей рентабельности и способов их расчета;
3. Проведении анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Норма»;
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Прибыль организации в системе рыночных отношений и ее экономическое содержание: роль, виды и значение 9
1.2. Формирование прибыли в рыночных условиях 15
1.3. Показатели рентабельности: как экономическая категория 25
1.4.Методика анализа прибыли рентабельности……………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НОРМА» 33
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Норма» 33
2.2. Оценка прибыли и рентабельности ООО «Норма» Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НОРМА» 61
3.1. Направления снижения расходов предприятия 61
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Рассмотрим основные направления снижения издержек обращения для ООО «Норма». Одним из таких путей является сокращение расходов на экспертизу товаров. Таких расходов в 2007 г. было осуществлено на сумму 520 тыс. руб. Экспертиза товаров проводится по инициативе покупателя, если товар оказывается бракованным или ненадлежащего качества. Если более тщательно проводить проверку товара при его приемке от поставщика, бракованные изделия не попадут в товарооборот ООО «Норма», и расходы на экспертизу товаров не понадобятся.
Еще одним резервом снижения издержек обращения на исследуемом предприятии является сокращение командировочных и представительских расходов. Предприятие на эти цели в 2007 г. израсходовало 7120 тыс. руб. и 2210 тыс. руб. соответственно, поскольку главными поставщиками товаров на предприятие являются иногородние организации. ООО «Норма» целесообразно заключать договора на централизованную поставку товаров, тогда указанные расходы значительно сократятся, снизятся также и транспортные расходы.
В 2006 г. ООО «Норма» арендовало дополнительную площадь магазина, вследствие чего арендная плата увеличилась на 1200 тыс. руб. в год. Поскольку уровень продаж предприятия в последнее время снижается, увеличение расходов по данной статье можно считать нецелесообразным. Поэтому ООО «Норма» можно порекомендовать временно сократить торговую площадь с целью снижения арендных платежей до уровня прошлого года. Поскольку объектом налогообложения единым налогом на вмененный доход является торговая площадь предприятия, для ООО «Норма» при этом снизится уровень налогообложения.
Таким образом, при выполнении данных рекомендаций общая сумма резервов снижения себестоимости продаж и роста прибыли в ООО «Норма» составит:
520 + 7120 + 2210 + 1200 = 21850 тыс. руб.
Прибыль от продажи товаров при этом составит:
99672 + 21850 = 121522 тыс. руб.
На рис. 3.1 графически представлена сумма прибыли от продаж ООО «Норма» за 2007 г. фактически и сумма прибыли от продаж после внедрения предложенных мероприятий.
Рис. 3.1 Сумма прибыли от продаж ООО «Норма» до и после предложенных направлений
Таким образом, выявленные резервы позволят увеличить прибыль от продажи товаров в ООО «Норма» на 21850 тыс. руб. или 15,2 %.
В целях повышения доходности и прибыли ООО «Норма» магазину предлагается оказывать дополнительные услуги покупателям.
Цели оказания дополнительных услуг – обеспечить конкурентоспособность, завоевать новые сегменты рынка, достижение большей прибыли.
Задачи оказания дополнительных услуг в розничной торговле: обеспечить высокую культуру сервиса обслуживания; обеспечить рекламу; обеспечить высокое качество и большой ассортимент услуг.
Перечень таких услуг зависит от специализации магазина, места его расположения, торговой площади и др. Наибольшее число элементов дополнительного обслуживания предоставляют покупателям крупные специализированные магазины, универсамы, универмаги и т.п.
Все дополнительные услуги делятся на три группы: 1) оказание помощи покупателю в совершение покупки и при ее использовании; 2) информационно-консультационные услуги; 3) создание удобств покупателям.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят: прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно в магазине по телефону или вне магазина, комплектование заказов, упаковка заказов, отпуск товаров непосредственно в магазине или доставка на дом); реализация товаров в кредит; организацию работ по послепродажному обслуживанию; организацию доставки товаров на дом; упаковка купленных в магазине товаров; комплектование и улучшенную упаковку подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам.
Информационно-консультационные услуги включают: консультации специалистов по товарам; проведение рекламных презентаций товаров; предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио и видео средствами.
В состав услуг по созданию удобств покупателям входит: гарантированное хранение купленных товаров; прием и хранение вещей покупателя; парковка личных автомашин покупателей на организованную у магазина стоянку; реализация пищевых продуктов с потреблением на месте; организация и создания мест отдыха; предоставления услуг комнаты матери и ребенка (при наличии в магазине комплекса товаров для детей).
Кроме перечисленных выше покупателям в магазинах могут предоставляться и другие услуги, не связанные напрямую с совершаемыми ими покупками. К числу таких услуг относят: телефонные услуги; продажа цветов и прием заказов на изготовление букетов; обмен валюты; проявка фотопленок и печать фотографий; ксерокопирование.
Следует отметить, что перечисленные услуги, оказываемые магазином, могут быть платными и бесплатными.
К бесплатным услугам
относят те из них, которые непосредственно
связаны с продажей товаров (упаковка
развесных продовольственных и
некоторых видов
Услуги, выполнение которых требует дополнительных затрат, предоставляются магазином за отдельную плату по утвержденным прейскурантам.
Таким образом, ООО «Норма» можно оказывать дополнительные услуги покупателям за дополнительную плату, а именно: вызов такси; доставка товаров на дом по заявке клиента; организация парковки автомобилей у магазина.
Оказание данных услуг клиенту не только приведет к их удовлетворению, но увеличит валовый оборот и принесет дополнительную прибыль магазину. Экономический эффект от данных мероприятий можно представить следующим образом:
Таблица 3.1
Исходные данные для расчета мероприятия по внедрению новых видов услуг в ООО «Норма»
Наименование видов услуг |
Цена за ед. услуги, руб. |
Прибыль на 1 руб. выручки, руб. |
Проектируемое количество услуг, ед. |
Единовременные текущие затраты, руб. |
Вызов такси |
50 |
0,23 |
500 |
- |
Доставка товаров на дом |
150 |
0,23 |
2000 |
- |
Платная парковка автомобилей |
20 |
0,23 |
1000 |
- |
Расчет увеличения объема реализации услуг и прибыли можно рассчитать по формулам: i * Оi (3.1)
где Цi – цена единицы i-той услуги (новой)
Оi – количество предоставленных услуг i-го вида
При этом увеличение прибыли определяется по формуле:
1 (3.2)
Расчет показателей:
Δ V = 20 * 1000 + 150 * 2000 + 50 * 500 = 345,0 тыс. руб.
Δ П = 20 * 1000 * 0,23 + 150 * 2000 * 0,23 + 50 * 500 * 0,23 = 79,35 тыс. руб.
Таким образом, введение данных услуг позволит магазину увеличить валовый оборот на 345,0 тыс. руб. и получить дополнительную прибыль в размере 79,35 тыс. руб.
Одним из новшеств применяемых услуг в настоящий момент является организация комнат для детей, посещающих их пока родители делают покупки. Такое направление, возможно, предложить и магазину ООО «Норма», экономический результат от реализации данных мероприятий составит:
Таблица 3.2
Исходные данные для расчета мероприятия по открытию
комнаты для детей
Наименование видов услуг |
Средняя сумма на чел., руб. |
Прибыль на 1 руб. выручки, руб. |
Проектируемое количество чел. |
Текущие затраты, тыс. руб. |
Посещение детской комнаты |
100 |
0,41 |
2400 |
500 |
Расчет увеличения объема реализации услуг и прибыли можно рассчитать по формулам 3.1 и 3.2.
Расчет показателей:
ΔV = 100 * 2400 = 240,0 тыс. руб.
ΔП = 100 * 2400 * 0,41= 98,4 тыс.руб.
Таким образом, введение услуг по посещению комнаты для детей позволит магазину увеличить валовый товарооборот на 240,0 тыс. руб. и получить дополнительную прибыль в размере 98,4 тыс. руб.
В совокупности предложенные мероприятия позволят магазину увеличить объем оказанных услуг в размере 585,0 тыс. руб. и получить прибыль в размере 177,75 тыс. руб.
Проанализируем совокупный эффект от разработанных в данной дипломной работе направлений: 99672 + 21850 + 177,75 = 121699,75 тыс. руб.
На рис. 3.2 графически представлена сумма прибыли от продаж ООО «Норма» за 2007 г. фактически и сумма прибыли от продаж после внедрения предложенных мероприятий.
Рис. 3.2 Сумма прибыли от продаж ООО «Норма»
до и после предложенных направлений
Таким образом, выявленные резервы позволят увеличить прибыль от продажи товаров в ООО «Норма» на 22027,75 тыс. руб. или 23,0 %.
Проведенное в рамках работы исследование позволяет сделать вывод о том, что в условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации - валовая (балансовая) прибыль или убыток.
Прибыль является важнейшим составным элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.
Получение прибыли является основной целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Указанное обусловливает интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы в рыночных условиях.
Изучение социально-
Исследование было проведено на основе применения основополагающих логических методов, а также сравнительно-аналитического, математического, балансового методов, позволяющих наиболее полно и всесторонне решить поставленные в начале исследования задачи.
В рыночных условиях важнейшая роль отводится предприятиям торговли, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения, организаций и государства в тех или иных материальных благах. Указанный фактор обусловил выбор в качестве объекта наблюдения и анализа торговой организации – ООО «Норма».
Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия не может обойтись без анализа таких показателей как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.
С помощью анализа указанных показателей вырабатываются стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговой деятельности, осуществляются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Исходную базу
для анализа показателей
По результатам проведенного анализа, содержание которого изложено в рамках второй главы работы, было выявлено следующее:
- план по
товарообороту перевыполнен на
10 % или 13292 тыс. руб., что объясняется
в основном увеличением
- по сравнению с 2006 г. оборот торговли в 2007 г. увеличился на 43,9 % или 74261 тыс. руб., в т. ч. по продаже продуктов питания - на 54331 тыс. руб. или 60,9 %; по продаже прочих товаров – 19930 тыс. руб. или 25,0 %.
- наибольший
удельный вес в структуре