Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:13, курсовая работа
Цель данной работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических знаний о прибыли как одной из важнейших категорий в условиях рыночной экономики, а также практическом применении методов анализа прибыли для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Указанная цель определяет задачи исследования, состоящие в:
1. Изучении теоретических источников по изучаемой проблеме, определении экспериментальной и методологической базы исследования;
2. Рассмотрении сущности и видов прибыли, методов ее планирования и оценки, показателей рентабельности и способов их расчета;
3. Проведении анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Норма»;
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Прибыль организации в системе рыночных отношений и ее экономическое содержание: роль, виды и значение 9
1.2. Формирование прибыли в рыночных условиях 15
1.3. Показатели рентабельности: как экономическая категория 25
1.4.Методика анализа прибыли рентабельности……………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «НОРМА» 33
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Норма» 33
2.2. Оценка прибыли и рентабельности ООО «Норма» Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НОРМА» 61
3.1. Направления снижения расходов предприятия 61
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Как видно из данных, приведенных в таблицах 2.17 и 2.18, расходы на содержание и эксплуатацию здания и оборудования ООО «Норма» в 2007 г. составили 50520 тыс.руб., что выше прошлогоднего уровня на 4,5 % (2160 тыс.руб.) и планового уровня - на 12350 тыс.руб. (32,4 %). Увеличение расходов по данной статье затрат произошло главным образом за счет повышения арендной платы на 50 % - на 12000 тыс. руб. по причине увеличения арендуемой площади. Кроме того, в 2006 г. проводился текущий ремонт основных средств в сумме 10930 тыс.руб. На 2007 г. данные расходы не планировались и фактически не осуществлялись.
Таблица 2.18
Структура затрат ООО «Норма» на содержание и эксплуатацию здания и оборудования за 2006 -2007 годы
Статьи затрат |
2006 год |
2007 год план |
2007 год факт | |||
сумма, тыс.руб. |
удель-ный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удель-ный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удель-ный вес, % | |
Амортизация основных средств |
5230 |
10,8 |
5230 |
13,7 |
5230 |
10,4 |
Текущий ремонт основных средств |
10930 |
22,6 |
- |
- |
- |
- |
Коммунальные услуги |
3640 |
7,5 |
4130 |
10,8 |
4420 |
8,8 |
Пожарная и сторожевая охрана |
4560 |
9,4 |
4810 |
12,6 |
4870 |
9,6 |
Аренда здания |
24000 |
49,7 |
24010 |
62,9 |
36000 |
71,2 |
Итого расходов на содержание и эксплуатацию здания и оборудования |
483060 |
100 |
38170 |
100 |
50520 |
100 |
В структуре затрат на содержание и эксплуатацию здания и оборудования наибольший удельный вес занимают платежи за аренду помещения (49,7 %, 62,9 % и 71,2 % в 2006 г., план 2007 г. и факт 2007 г. соответственно). Амортизация основных средств как в 2006 г., так и в 2007 г. (по плану и фактически) составила 5230 тыс. руб., ее удельный вес в структуре расходов ООО «Норма» в 2007 г. составил 10,4 %. Коммунальные услуги, пожарная и сторожевая охрана в 2007 г. увеличились как по сравнению с прошлым годом, так и по сравнению с плановым уровнем, что объясняется повышением тарифов на данные виды услуг.
Рассмотрим прочие издержки обращения ООО «Норма» (табл. 2.19 и 2.20).
Таблица 2.19
Динамика и темпы роста прочих издержек обращения ООО «Норма»
за 2006 -2007 годы
Статьи затрат |
2006 год |
2007 год план |
2007 год факт |
2007 г. к 2006 г. |
2007 г. факт к плану | ||
+/- |
темп роста, % |
+/- |
темп роста, % | ||||
Амортизация нематериальных активов |
30 |
30 |
30 |
- |
100,0 |
- |
100,0 |
Расходы на рекламу |
3580 |
7130 |
1520 |
-2060 |
42,5 |
-5610 |
21,3 |
Представительские расходы |
4160 |
5280 |
2210 |
-1950 |
53,1 |
-3070 |
41,9 |
Подписка на периодические издания |
720 |
1240 |
1260 |
+540 |
175,0 |
+20 |
101,6 |
Почтовые и телеграфные расходы |
480 |
520 |
630 |
+150 |
131,3 |
+110 |
121,2 |
Услуги связи |
830 |
940 |
1080 |
+250 |
130,1 |
+140 |
114,9 |
Командировочные расходы |
7540 |
10230 |
7120 |
-4200 |
94,4 |
-3110 |
69,6 |
Экспертиза товаров |
2160 |
1500 |
520 |
-1640 |
24,1 |
-980 |
34,7 |
Расходы, связанные с охраной труда и техникой безопасности |
1260 |
2180 |
700 |
-560 |
173,0 |
-1480 |
32,1 |
Расходы на страхование |
2560 |
6240 |
8910 |
+3680 |
в 2,4 раза |
+2670 |
142,8 |
Другие затраты |
2700 |
6580 |
320 |
-2380 |
11,9 |
-4200 |
4,9 |
Итого прочих расходов |
26020 |
41870 |
24300 |
-1720 |
93,4 |
-17570 |
58,0 |
Прочие издержки обращения в 2007 г. значительно снизились по сравнению с прошлым годом (на 1720 тыс. руб., или на 6,4 %) и с плановым уровнем (на 17570 тыс. руб., или на 42 %). Положительно можно оценить снижение по сравнению с планом командировочных расходов (на 3110 тыс.руб., или на 30,4 %), представительских расходов (на 3070 тыс.руб., или на 58,1 %) и других затрат (на 6260 тыс.руб., или на 95,1 %). Значительно сократились расходы на рекламу - на 5610 тыс. руб., или на 78,7 % по сравнению с планом, однако дать однозначную положительную оценку данному факту нельзя. Исследуемому предприятию необходимо стимулировать продажи, поэтому снижение расходов на рекламу нецелесообразно.
В 2007 г. значительно возросли расходы на страхование работников: по сравнению с планом – на 2670 тыс.руб. (на 42,8 %) и по сравнению с прошлым годом – на 6350 тыс.руб., или на 248 %.
Таблица 2.20
Структура издержек обращения ООО «Норма» за 2005 -2006 годы
Статьи затрат |
2005 год |
2006 год план |
2006 год факт | |||
сумма, тыс.руб. |
удель-ный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удель-ный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удель-ный вес, % | |
Амортизация нематериальных активов |
30 |
0,1 |
30 |
0,1 |
30 |
0,1 |
Расходы на рекламу |
3580 |
13,8 |
7130 |
17,0 |
1520 |
6,3 |
Представительские расходы |
4160 |
16,0 |
5280 |
12,6 |
2210 |
9,1 |
Подписка на периодические издания |
720 |
2,8 |
1240 |
3,0 |
1260 |
5,2 |
Почтовые и телеграфные расходы |
480 |
1,9 |
520 |
1,3 |
630 |
2,6 |
Услуги связи |
830 |
3,2 |
940 |
2,3 |
1080 |
4,4 |
Командировочные расходы |
7540 |
29,0 |
10230 |
24,4 |
7120 |
29,3 |
Экспертиза товаров |
2160 |
8,3 |
1500 |
3,6 |
520 |
2,1 |
Расходы, связанные с охраной труда и техникой безопасности |
1260 |
4,9 |
2180 |
5,2 |
700 |
2,9 |
Расходы на страхование |
2560 |
9,8 |
6240 |
14,9 |
8910 |
36,5 |
Другие затраты |
2700 |
10,2 |
6580 |
15,6 |
320 |
1,5 |
Итого прочих расходов |
26020 |
100 |
41870 |
100 |
24300 |
100 |
В структуре прочих затрат наибольший удельный вес занимают расходы на страхование – 36,5 % в 2007 г., командировочные расходы – 29,3 % и представительские расходы – 9,1 %.
2.2
Изменение доходов и структуры и уровня издержек обращения может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на прибыль и рентабельность деятельности торгового предприятия. Проанализируем влияние изменения уровня и структуры издержек обращения на прибыль ООО «Норма». Факторную модель прибыли можно представить в виде следующей формулы:
∆ПИ = Т1 – И2
∆ПТ = Т2 – И2
где Т - товарооборот в денежном выражении;
И – издержки обращения (себестоимость);
П – прибыль от продаж
Используя метод цепных подстановок, находим влияние на прибыль от продаж указанных факторов (табл. 2.21).
Таблица 2.21
Изменение прибыли от продаж ООО «Норма» за счет изменения товарооборота и издержек обращения, тыс. руб.
Показатели |
Расчет |
Изменение, (+,-) |
1 |
2 |
3 |
1. Изменение
прибыли за счет изменения
издержек обращения ( |
(169031 – 153030) – (169031 – 143620) |
-9410 |
2. Изменение прибыли от продаж за счет изменения товарооборота |
(169031 – 143620) – (243292 – 143620) |
-74261 |
8. Совокупное влияние факторов |
9410 + 74261 |
83671 |
Таким образом, за 2007 г. произошел рост выручки от продажи предприятия и снижение расходов (издержек обращения), что оказало положительное влияние на изменение прибыли, она увеличилась на 83671 тыс. руб. в 2007 г. по сравнению с 2006 г.
Проанализируем изменение рентабельности деятельности ООО «Норма» за счет изменения издержек обращения и выручки от продажи товаров.
Величина прибыли от продаж на рубль, = Прибыль от продаж
вложенный в продажу товаров
Таблица 2.22
Изменение рентабельности продаж ООО «Норма» за счет изменения прибыли от продаж и издержек обращения
Показатели |
Расчет |
Изменение, (+,-) |
1. Изменение рентабельности продаж за счет изменения прибыли от продаж, % |
(16001 : 153030) - (99672 : 153030) |
54,6 |
2. Изменение рентабельности продаж за счет изменения издержек обращения, % |
(99672 : 153030) - (99672 : 143620) |
4,3 |
3. Совокупное влияние факторов |
54,6 + 4,3 |
58,9 |
Таким образом, увеличение прибыли от продаж привело к повышению рентабельности деятельности предприятия на 54,6 %, снижение суммы издержек обращения привело хоть и к незначительному, но повышению рентабельности на 4,3 %. В целом, рентабельность продаж повысилась на 58,9% .
Важнейшей задачей для максимизации прибыли ООО «Норма» является изыскание резервов сокращения издержек обращения (себестоимости продаж). Перечислим основные пути, какими может осуществляться снижение расходов торгового предприятия: перевыполнение плана товарооборота; снижение товарных запасов; ускорение товарооборота; укрупнение предприятия.
К прочим материальным и приравненным к ним расходам относятся электроэнергия, водоснабжение, топливо, поэтому достичь снижения перерасхода по этой статье можно путём экономного использования этих ресурсов.
Кроме расходов на заработную плату в издержках обращения торговых организаций значительную долю занимают расходы, связанные с оплатой тарифов за транспортировку продукции от производителей до непосредственных потребителей. Существенная экономия по этому виду затрат может быть достигнута за счет рационализации перевозок грузов и использование внутренних резервов при их транспортировке. Правильный выбор транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный), правильное прикрепление торгового предприятия к поставщику (изыскание возможностей сотрудничества с наиболее территориально-приближенными поставщиками), максимальное использование погрузочных мест, чтобы минимизировать долю транспортных расходов на единицу товара. Все это позволит определить оптимальный экономический вариант доставки товаров.