Прибыль туристического предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях тема формирования, использования и распределения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обыкновению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов управления процессами формирования и распределения прибыли организации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Прибыль как экономическая категория
1.1 Сущность, функции прибыли
1.2 Виды прибыли и их характеристика
Глава 2. Прибыль-критерий оценки результатов работы туристского предприятия
2.1 Источник образования прибыли
2.2 Принципы распределения прибыли
2.3 Факторы, определяющие размер прибыли
Глава 3. Основные направления повышения прибыли на туристком предприятии
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУР прибыль тур.предприятия.docx

— 490.62 Кб (Скачать файл)

Стабильность политики распределения  прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки ее политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в процессе действия крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).

При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли  в связи с корректировкой стратегии  развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность  инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из важных условий  обеспечения «прозрачности» фондового  рынка, формирующей реальную стоимость  обращающихся акций.

При распределении прибыли, определении  основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние  конкурентной среды, которая может  диктовать необходимость существенного  расширения и обновления производственного  потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного  развития, ресурсы которых предназначаются  для финансирования капитальных  вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской  деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда  и т.п. Общая схема распределения  прибыли предприятия

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся на распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий  соответствующих форм собственности.

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли  в бюджет и по статьям использования  на предприятии. Законодательно распределение  прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты  различных уровней в виде налогов  и других обязательных платежей. Определение  же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования  находится в компетенции самого предприятия.

 

2.3 Факторы, определяющие размер прибыли

 

Специфика задач, стоящих перед каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий их хозяйственной деятельности не позволяют выработать единую модель распределения прибыли, которая носила бы универсальный характер. Поэтому основу механизма распределения прибыли конкретного предприятия составляет анализ и учет в процессе этого распределения отдельных факторов, которые увязывают этот процесс с текущей и предстоящей хозяйственной деятельностью данного предприятия.

Факторы, влияющие на пропорции и эффективность распределения прибыли, весьма разнообразны; различна и степень интенсивности их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту капитализируемой части прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части.

По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на две основные группы:

1) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия);

2) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности предприятия).

Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся: правовые ограничения, налоговая система, среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал, альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов, конъюнктура товарного рынка, «прозрачность» фондового рынка и темп инфляции.

Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд) и другие условия.

Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система  налоговых льгот существенным образом  влияет на пропорции распределения  прибыли. Если уровень налогообложения  личных доходов граждан значительно  ниже уровня налогообложения хозяйственной  деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к  повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система  предусматривает льготы по реинвестированию прибыли. По ее направлению на благотворительные  и иные цели, это создает предпосылки  стимулирования таких форм использования  прибыли.

Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использования прибыли.

Характер среднерыночной нормы прибыли на инвестированный капитал формирует эффективность пропорций потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, а соответственно и к повышению доли капитализируемой части прибыли.[7, c. 208]

Если предприятие имеет возможность привлекать ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость собственного капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.

Фактор инфляции генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих выплат. Однако, если предприятие выпускает инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно опережать темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала (в форме основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей), то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь.

Темп инфляции. Этот фактор генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников  к росту текущих их выплат. Однако если предприятие выпускает инфляционно  защищенную продукцию (а цены на отдельные  виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно опережать  темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень  материализации капитала, то негативным влиянием этого фактора на реально  обусловленные пропорции распределения  прибыли можно пренебречь. Главным  условие при этом является выплата  текущих доходов собственникам  в предстоящих периодах с учетом их корректировки на индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.

В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, эффективность капитализации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

Стадия конъюнктуры товарного  рынка. В период подъема конъюнктуры  рынка, на котором предприятие реализует  свою продукцию, эффективность капитализации  прибыли в процессе ее распределения  возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в  предстоящем периоде гораздо  большую норму прибыли на реинвестируемый  капитал, чем в предшествующие периоды.

«Прозрачность» фондового рынка. Возможность быстрого использования  акционерами информации о характере  распределения прибыли и уровне выплачиваемых дивидендов на акцию  позволяет им оперативно принимать  решения о реинвестировании капитала (при снижении уровня дивидендных  выплат) или приобретении дополнительного  числа акций (при повышении уровня дивидендных выплат). Поэтому в  условиях высокой «прозрачности» фондового  рынка необходимо учитывать последствия  управленческих решений о распределении  прибыли, их влияние на изменение  реальной стоимости и рыночной котировки  акций. При отсутствии такой «прозрачности» влияние этого фактора проявляется  в меньшей степени и со значительным «лагом запаздывания».

Среднерыночная норма прибыли  на инвестированный капитал. Характер этого показателя формирует эффективность  пропорций потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием  управленческих решений по этому  вопросу. В условиях снижения среднерыночного  уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, т.е. повышение доли капитализируемой части прибыли.[10, c. 398]

Если предприятие имеет возможность  привлекать финансовые ресурсы из внешних  источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость  его капитала, оно может больший  размер прибыли распределять среди  собственников и персонала, так  как его инвестиционные потребности  будут удовлетворяться за счет более  дешевых альтернативных внешних  источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или  если стоимость его привлечения  значительно превышает уровень  средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более  эффективным будет использование  прибыли в инвестиционных целях.

Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия. К числу важнейших из этих факторов относятся: уже упоминавшийся менталитет собственников предприятия, рентабельность деятельности, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов, альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов, стадия жизненного цикла предприятия, риски осуществляемых операций и видов деятельности, уровень текущей платежеспособности предприятия.

Так, при низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности (а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена.

Если в портфеле предприятия имеются готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно превышает средневзвешенную стоимость капитала, и такие проекты, могут быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях) должна существенно возрасти. Ряд ранее начатых инвестиционных проектов могут требовать ускоренного завершения в условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка. При недостатке инвестиционных ресурсов для завершения их реализации следует отказаться от высокого уровня потребления прибыли в пользу ее капитализации.

Если потребность в инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования, то возможности использования прибыли на цели потребления существенно расширяются. И наоборот, если прибыль является основным внутренним источником финансовых ресурсов предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к внешним источникам финансирования).

На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат доходов собственникам. Это связано с высоким уровнем инвестиционных потребностей таких предприятий, их ограниченным доступом к кредитным ресурсам, более высокой стоимостью привлекаемого капитала. В то же время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а, следовательно, могут обеспечить более высокие размеры выплат доходов владельцам и персоналу.

Если предприятие ведет агрессивную, высокорисковую политику в отдельных сферах своей деятельности или осуществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов. Без обеспечения такого минимального внутреннего страхования хозяйственной деятельности возрастает неотвратимая угроза банкротства предприятия.

Если собственников волнует угроза потери финансового контроля над управлением предприятием при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходимость существенного увеличения доли собственной его части, а это означает, что при распределении прибыли уровень ее капитализации должен существенно повышаться.

Информация о работе Прибыль туристического предприятия