Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия………....6
1.1 Понятие прибыли как экономической категории…………………….6
1.2 Особенности формирования прибыли в торговле, ее виды…………10
1.3 Эффективность формирования, распределения и использования прибыли в торговле………………………………………………………………...18
2. Анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия (на примере салона часов «Моё время»)………………………………………….28
2.1 Характеристика предприятия и его деятельности…………………...28
2.2 Анализ формирования и использования прибыли………………...…34
2.3 Факторный анализ прибыли……………………………………………42
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………55
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Краснодарский филиал
(Краснодарский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)
Кафедра экономики и управления на предприятии (торговли)
Курсовая работа
на тему Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия.
на материалах (Салон часов «Моё время»)
студентки Савельевой Алены Александровны, 09-ФЭс-072 группы (2Э)
проверил преподаватель ______________________________
допущена к защите ___________
защищена с оценкой __________
Краснодар
2012 г.
Содержание ..............................
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия………....6
1.1 Понятие прибыли как экономической категории…………………….6
1.2 Особенности формирования прибыли в торговле, ее виды…………10
1.3 Эффективность формирования, распределения и использования прибыли в торговле…………………………………………………………
2.1 Характеристика предприятия и его деятельности…………………...28
2.2 Анализ формирования и использования прибыли………………...…34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………55
Введение
В условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования предоставляется экономическая свобода предприятиям, как основным звеньям экономики, что расширяет возможности их деятельности. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде, что предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий. Одним из основных требований успешного функционирования предприятий является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Основная задача торгового предприятия - закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Прибыль является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, пополнения государственного и местного бюджетов.
Обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Итак, прибыль - это основной многозначный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.
Цель курсовой работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;
д) планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия на основе выявленных резервов в управлении процессами формирования и распределения прибыли. Объектом исследования выбрано коммерческое предприятие розничной торговли «Мое время», специализирующееся на продаже часов.
Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия по формированию и распределению прибыли.
Структурно работа состоит из двух частей. В первой главе рассмотрены теоретические основы понятия прибыли предприятия, изучены факторы, влияющие на ее изменения. Во второй части проводится анализ прибыли предприятия и дается оценка эффективности управления формированием и распределением прибыли.
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия
1.1 понятие прибыли как экономической категории
В обобщенном виде результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и общественного труда отражает прибыль. Прибыль служит важной экономической характеристикой эффективности деятельности организации. В условиях рыночной экономики деятельность организации связана с повышением стимулирующей роли прибыли.
Одновременно прибыль является одной из наиболее сложных категорий, существование которой объясняется наличием двух объективных предпосылок:
- категории прибавочного продукта, который представляется частью совокупного общественного продукта;
- товарно-денежной формы расширенного воспроизводства, при которой прибыль выступает как одна из денежных форм реализации стоимости прибавочного продукта.
Целесообразно рассмотреть экономическое содержание самой прибыли и проследить процесс познания категории прибыли в экономической теории.
По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно изменялось и усложнялось. Прибыль является одной из основных экономических категорий товарного производства, выражающих совокупность сложных экономических отношений. Первые попытки объяснить экономическое содержание понятия «прибыль» были предприняты еще в 16-17 вв. Так, меркантилисты, наиболее яркими представителями которых являлись англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер, утверждали, что возникновение прибыли связано с внешней торговлей - поскольку товары за границей продаются по более высоким ценам, чем внутри страны . Представители классической школы А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает еще «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, т. е. прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной платой.
В свою очередь, существует несколько разновидностей концепции «теории производства». Например, теория производительности капитала (Д. Кларк) рассматривает прибыль как трудовой доход предпринимателя. Такая трактовка прибыли была выдвинута еще в 19 веке и развита немецким ученым В. Рашером, определяющим прибыль как предпринимательскую зарплату. В соответствии с трудовой теорией стоимости К. Маркса источником прибыли является труд работников сферы материального производства, которые создают прибавочный продукт, прибавочную стоимость, а прибыль, соответственно, является превращенной формой прибавочной стоимости. Именно такая точка зрения на прибыль, как прибавочный труд наемных работников, господствовала в советской экономической литературе.
Многие западные экономисты рассматривают прибыль как «глобальный финансовый результат», поскольку, по их мнению, традиционное понимание показателей валовой прибыли, рентабельности, чистой прибыли не дает всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Данные показатели характеризуют лишь отдельные стороны результативности или стадию ее исчисления (валовая, чистая прибыль). Авторами, разработавшими общую концепцию глобальной прибыли, были Адам Смит, Жан Батист Сей, Джон Хикс и др. А. Смит был первым, кто охарактеризовал прибыль как «сумму, которая может быть израсходована без посягательства на капитал». Глобальный финансовый результат определялся как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода при предположении, что кредиторская задолженность была погашена на начало и конец периода. Английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Хикс уточнил это определение, отметив, что прибыль - это сумма, которую человек может израсходовать в течение некоторого промежутка времени и в конце этого периода может иметь тот же достаток, что и в начале.
Компенсаторная и функциональная теория прибыли была представлена Фрэнком Найтом, и отмечала прибыль как справедливую компенсацию и награду за успешное выполнение предпринимательской функции предпринимателю, инвесторам, а также как плату за риск и др.
Джон Кеннет Гелбрейт разработал теории. Монопольной прибыли и прибыли от рыночного дисбаланса (прибыль как удача, везение, конкурентные преимущества, монопольные преимущества и др..
Дальнейшее развитие теории глобального финансового результата привело к идее производить оценку активов по текущим ценам и таким образом определять финансовый результат как разность между стоимостью активов по текущим ценам с их балансовой стоимостью. Затем было введено понятие безденежной прибыли, устанавливаемой в виде разницы между переоцененными активами и активами по балансовой оценке; были открыты принципы условной реализации активов, т. е. заложена основа «нулевого баланса», когда на предприятии может быть «безденежная прибыль» (или безденежный убыток). Это возможно в результате изменения цен на активы. Если рыночная цена активов превышает учетную, то образуется безденежная (потенциальная) прибыль, и наоборот, если их рыночная цена ниже учетной, возникает безденежный (потенциальный) убыток.
Французский экономист Жан Батист Сей считал, что подлинная величина прибыли может быть установлена только за период от начального баланса до баланса ликвидационного. Опираясь на это утверждение, позднее было выведено правило: прибыль предприятия есть разница между средствами, полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия. Дальнейшие исследователи пришли к выводу о необходимости разграничения в учете двух базовых позиций глобальной прибыли: от реализации и от изменения цен на имущество и его оценки.
Во всех определениях прибыли в экономической литературе, подчеркивается тот факт, что прибыль подсчитывается как избыток над затратами по производству продукции, как приращение первоначально авансированной стоимости. Хотя главным источником прибыли является продукт, связь между ними не прямая, а опосредованная движением созданного продукта через фазы общественного воспроизводства. В фазе производства на величину прибыли влияют условия хозяйствования товаропроизводителя, в сфере обращения - состояние рынка, диктующее цены на продаваемые товары, материалы.
Среди российских экономистов следует отметить психологическую и инновационную теорию прибыли Йозефа Шумпетера, рассматривающего прибыль как результат внедрения в производственную практику изобретений технических передовых методов производства. Тогда источником прибыли является вознаграждение за предпринимательскую деятельность, однако оно не постоянно и в конечном счете исчезает.
В настоящее время исследования содержания прибыли далеко не завершены и проводятся на двух уровнях: микроэкономическом (анализ формирования прибыли на уровне предприятия) и макроэкономическом (на уровне экономики в целом, анализ роли прибыли в доходе страны). Таким образом, прибыль, с одной стороны - суть экономическая категория, научная абстракция, выражающая определенные производственные экономические отношения, с другой стороны - это часть стоимости совокупного национального продукта (ВНП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта).
Если в самом общем виде прибыль выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая распределяется через общественные фонды потребления и не включается в себестоимость. То в реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов, выгод.
Прибыль имеет свои экономические границы и законы формирования, обусловленные ее местом и ролью в системе общественного воспроизводства, соотношения с прибавочным продуктом.
Действительно, трудно переоценить значение прибыли в общей системе стоимостных инструментов управления предприятием. Это обусловлено тем, что «… прибыль - это основной оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования». Общая экономическая теория определяет роль прибыли в экономике так: «В реальной действительности прибыль - конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы».
Информация о работе Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия