Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия………....6
1.1 Понятие прибыли как экономической категории…………………….6
1.2 Особенности формирования прибыли в торговле, ее виды…………10
1.3 Эффективность формирования, распределения и использования прибыли в торговле………………………………………………………………...18
2. Анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия (на примере салона часов «Моё время»)………………………………………….28
2.1 Характеристика предприятия и его деятельности…………………...28
2.2 Анализ формирования и использования прибыли………………...…34
2.3 Факторный анализ прибыли……………………………………………42
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

По товарной специализации салон часов «Моё время» - универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом товаров, что позволяет отнести предприятие к сервис-центрам.

По методу обслуживания покупателей предприятие применяет метод личных продаж. Широкий ассортимент часовой продукции, предлагаемый салоном часов «Моё время» своим покупателям, позволяет привлечь покупателей разных группы и слоев населения. Хотя среди покупателей преобладают группы (слои) населения как среднего материального достатка, так и высокого.

Продажа часовых изделий розничным торговым предприятием «Моё время» производится в специализированных отделах и секциях магазина, где обеспечивается полный их учет, сохранность и обеспечиваются надлежащие условия для их выбора потребителем. Поскольку товар магазина достаточно специфический, он требует от работников магазина специальных познаний в технологии действия самих товаров. Причем продажа товаров осуществляется только при наличии на них документов об изготовителях товара и паспорта на товар, содержащий талон для обеспечения гарантийного обслуживания потребителей. Все товары имеют индивидуальную упаковку.

При необходимости продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию о товарах, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Для этого в торговом зале вывешена информация о предлагаемых потребителям товарах и услугах, а также преимущества послепродажного обслуживания. Безусловно определяя часы основным предлагаемым товаром, магазин имеет отдел сопутствующих товаров, в числе которых широкий выбор аксессуаров - ремешки, цепочки, и т.д.

Главное направление в работе: предоставлять потребителю максимальное разнообразие качественного и красивого товара.

Девиз фирмы - элегантность, изысканность, благородство.

Поставка товаров производится в салон часов «Моё время» предпринимателем по мере необходимости на основе заключения договоров с оптовыми компаниями

Ассортимент торгового предприятия представлен моделями и марками часов, которые разделены на категории по средней розничной цене. Так, к первой категории относятся марки часов, стоимость которых свыше 50 000 руб. Ко второй категории - от 10 000 руб. до 49 999 руб. Третью категорию представляют часы стоимостью от 3 000 до 10 000 руб. и четвертую - до 3 000 руб. К пятой категории относятся крупногабаритные часы (будильники, настенные и напольные часы). Следует добавить, что первые три категории представлены часами из благородных металлов.

Имея довольно расширенный ассортимент, реализация товара производится методом личной продажи.

Для определения конкурентов розничного торгового предприятия «Моё время», следует указать, что в городе в настоящее время нет сети часовых магазинов, не оптовых компаний, реализующих такую продукцию. Часовой рынок города представлен еще двумя салонами часов и 14 розничными точками, предлагающими часовую продукцию населению. Преимущество сервис-центров, или салонов, в предложении покупателям широкого ассортимента модельных часов раскрученных и признанных брэндов, а также в предоставлении дополнительных условий своим клиентам по гравировке и ремонту даже эксклюзивных моделей. Однако, конкурирующие с салоном часов «Моё время» центры занимаются помимо реализации часов также реализацией ювелирных изделий. А розничные точки по продаже часов при том что имеют не такой расширенный ассортимент, реализуют т в основном продукцию отечественных производителей.

Финансовый результат торговой деятельности организации «Моё время» определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного года. По завершении каждого квартала на предприятии подводится промежуточный годовой итог финансового результата за квартал, полугодие, 9 месяцев. По завершении четвертого квартала формируется итоговый финансовый результат за весь отчетный год.

Финансовый результат представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации. Превышение доходов над расходами означает прибыль, а расходов над доходами - убыток. (Основание - Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.99)

Таким образом, финансовый результат деятельности организации формируется из прибыли, полученной от продажи товаров. Такой деятельности, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций у торгового предприятия «Моё время» нет.

Особенность определения финансового результата от продаж в торговой организации «Моё время» состоит в предварительном исчислении валового дохода, который представляет собой сумму реализованной торговой наценки, определяемой в виде разницы между покупной и отпускной ценой проданного товара. Для определения финансового результата торговой организации от продаж из суммы ее валового дохода вычитается величина издержек обращения, относящаяся к проданным товарам.

Определение прибыли (убытка) от продаж отражает разницу между доходами в виде выручки и расходами в виде себестоимости продаж. А в качестве начального промежуточного показателя определяется валовой доход (маржа) - как реализованная торговая наценка. Определение прибыли (убытка) от продаж необходимо и для целей налогообложения. Определение нераспределенной (чистой) прибыли или убытка производится путем вычета из предыдущего показателя суммы начисленных платежей по налогу на прибыль.

В итоге остается нераспределенная (чистая) прибыль.

По окончании календарного года от суммы фактической бухгалтерской прибыли, полученной за отчетный год, в первоочередном порядке производится окончательный расчет причитающейся бюджету суммы налога на прибыль по установленной ставке.

Таким образом, на предприятии розничной торговли «Моё время» предусмотрены пять основных показателей прибыли. Первоначально для проведения анализа прибыльности торгового процесса необходимо определить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения.

Рассмотрим основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности салона часов «Моё время» за 2009 - 2011 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности салона часов «Моё время» за 2009 - 2011 гг. (тыс. руб.)

 

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение

(+;-)

Темп роста по годам (%)

 

 

 

 

 

2010г. к 2009г.

2011 г. к 2010 г.

2009 г.

2010 г.

 

Товарооборот, тыс. руб.

14815

15666

16227

851

561

105,7

103,58

 

Себестоимость товаров, тыс. руб.

12406

12530

12657

+124

+127

100,99

100,99

 

Валовой доход, тыс. руб.

2407

3133

3570

+726

+437

130,2

113,95

 

Издержки обращения, тыс. руб.

702

740

780

+38,0

+40,0

111,1

105,41

 

Товарные запасы, тыс. руб.

456,0

620,3

924,3

164,3

303,9

136,0

149,0

 

Среднесписочная численность работников, человек

7

8

8

-

-

100,0

100,0

 

Фонд оплаты труда, 
тыс. руб.

504,5

586,0

685,0

+81,5

+99,0

116,2

116,9

 

Торговая площадь, мІ

48

48

48

-

-

-

-

 

Товарооборот на 1 мІ торговой площади, тыс. руб.

308,65

326,38

338,06

+17,73

+11,68

105,74

103,58

 

Балансовая прибыль, тыс. руб.

842,5

1175,3

1746,6

332,8

571,3

139,5

148,61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятием за 2009 г.. получено прибыли 1746,6 тыс. руб., что превышает финансовый результат 2010 года на 571,3 тыс. руб. или на 48,61%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2011 г. по сравнению с 2010 г. В сравнении с 2009 г., в 2010 г. балансовая прибыль увеличилась на 332,8 тыс. руб. (39,5%).

На рассматриваемом предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себестоимости товаров и издержек обращения. Причём рост себестоимости и издержек оправдываются ростом валового дохода, так что темпы роста валового дохода (130,2% в 2005 году и 113,95% в 2006 году) опережают темпы роста товарооборота (105,7%; 103,58%), себестоимости товаров (100,99%), издержек обращения (111,1% и 105,41%). То есть вложения дополнительных средств в себестоимость товаров и издержки принесли определённую отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения за рассматриваемый период. Причём наибольшие темпы роста наблюдаются по уровню валового дохода в отношении к себестоимости товаров (112,83%). Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров.

Наименьшие темпы роста отмечены по уровню валового дохода в отношении к издержкам обращения. Последнее соотношение в конечном итоге определяет размер прибыли, оценка изменениям которой будет дана позднее. Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл. 1) свидетельствует о правильной тенденции установления торговой наценки на рассматриваемые товары в целом. В общем можно отметить положительные изменения в работе организации в отчётном периоде.

На торговом предприятии нарушается основное условие эффективности деятельности, представленное в формуле (5). Для нашего торгового предприятия соотношения темпов роста в 2006 году выглядит следующим образом:

133,71 > 113,95 > 105,41 > 103,58

где 133,71 - темп роста прибыли предприятия;

103,58 - темп роста товарооборота;

113,95 - темп роста валового дохода;

105,41 - темп роста издержек обращения.

Темп роста прибыли магазина больше, чем темп роста товарооборота, валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста товарооборота составляет наименьшую величину из всех перечисленных показателей, хотя должен превышать темпы роста валового дохода и издержек обращения.

Нарушение динамики развития основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия свидетельствует о наличии неиспользованных возможностей роста доходности магазина. А это означает, что за счет планирования увеличения товарооборота можно выявить резервы улучшения работы и повысить прибыльность деятельности торгового предприятия.

2.2 Анализ формирования и использования прибыли

Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. Для оценки выполнения плана по использованию источников прибыли в организации «Моё время», фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли. Информация о составе и динамике прибыли, полученной предприятием в 2009-2010 гг., представлена в табл. 2.

План по балансовой прибыли перевыполнен на 10,68%. Темп ее прироста к прошлому году составил 48,61%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товаров (в 2011 году 87,27%). Из-за того, что от внереализационных операций в 2011 году была получена прибыль (3,43%), балансовой прибыли стало больше на 60,0 тыс. руб. За счет увеличения прибыли от реализации дополнительных услуг предприятие получило дополнительно еще 37,0 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли салоном часов «Моё время» в 2011 году (тыс. руб.)

Показатели

2010 г.

2011 г..

Изменения по сравнению

 

 

Сумма

Уд. вес в %

План

Факт.

С планом

С 2010г.

 

 

 

 

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

в сумме

по уровню, %

в сумме

по уров

ню, %

 

Балансовая прибыль

1175,3

100

1578

100

1746,6

100

168,6

-

571,3

-

 

Прибыль от реализации товаров

1140

97,00

1348

85,42

1524,3

87,27

176,3

1,85

384,3

-9,73

 

Прибыль от внереализацион-ных операций

-90

-7,66

90

5,7

60

3,43

-30

-2,27

150,0

11,09

 

Прибыль от реализации дополнительных услуг

125,3

10,66

140,0

8,87

162,3

9,29

22,3

0,42

37,0

-1,37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия