Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия………....6
1.1 Понятие прибыли как экономической категории…………………….6
1.2 Особенности формирования прибыли в торговле, ее виды…………10
1.3 Эффективность формирования, распределения и использования прибыли в торговле………………………………………………………………...18
2. Анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия (на примере салона часов «Моё время»)………………………………………….28
2.1 Характеристика предприятия и его деятельности…………………...28
2.2 Анализ формирования и использования прибыли………………...…34
2.3 Факторный анализ прибыли……………………………………………42
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:

ЧП = ВП - НП (4)

где ЧП - чистая прибыль предприятия, руб.;

ВП - валовая прибыль, руб.;

НП - налог на прибыль, руб.;

Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.

Средства специальных фондов и резервов имеют целевое назначение и расходуются специально утвержденным сметам. Так, фонд накопления используется на развитие производства и торговли; техническое перевооружение и реконструкцию предприятия; совершенствование торгово-производственных и других технологических процессов. Фонд потребления расходуется на социальное развитие и социальную защищенность работников предприятия (повышение квалификации, улучшение условий труда, охраны здоровья, социально-культурных и бытовых условий и т.д.).

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль - от суммы затрат, относимых на прибыль. Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

объем реализации;

структура товарооборота;

величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);

уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние. Так, к внешним факторам относятся:

а) политическая стабильность;

б) состояние экономики;

в) демографическая ситуация;

д) конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;

е) темпы инфляции;

ж) ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

а) объем валового дохода (и факторы, его определяющие);

б) производительность труда работников;

в) скорость оборачиваемости товаров;

г) наличие собственных оборотных средств;

д) эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

1.3 Эффективность формирования, распределения и использования прибыли в торговле

Теоретической базой анализа финансовых результатов организации является принятая для всех организаций, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли в соответствии с формой № 2 бухгалтерской отчётности «Отчёт о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

Чтобы выявить резервы улучшения финансового состояния, необходимо определить количественное изменение чистого финансового результата при заданном количественном изменении факторных показателей, то есть провести анализ влияния факторов на величину прибыли. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Поэтому с изменением состава товаров меняется и финансовый результат. Влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода и издержек обращения можно определить методом абсолютных разниц.

Основными взаимовлияющими факторами являются:

объем продажи товаров;

розничные цены на реализованные товары;

издержки обращения;

оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала);

фондовооруженность работников;

налогоемкость предприятий;

численность работников.

Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов, то есть ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.

При использовании метода комплексного анализа, исходя из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора, должен вызвать адекватный рост другого. Развитие торгового предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

П > Т > И > Ф >Р (5)

где П - темп роста прибыли,

Т - темп роста товарооборота,

И - темп роста издержек обращения,

Ф - темп роста фондовооруженности работников,

Р - темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.

Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом же соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.

Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы. Общая сумма валового дохода торгового предприятия находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных надбавок.

Чтобы рассчитать влияние изменения товарооборота на сумму прибыли методом абсолютных разниц, нужно базисный уровень прибыли от реализации товаров умножить на величину абсолютного изменения товарооборота по плану или в динамике:

 

?РNр =

(N1р - N0р) х У1

=

? Nр х У1

(6)

 

 

100

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

где N0р - базисный (предшествующий отчётному) объём товарооборота;

N1р - отчётный объём товарооборота;

У1 - базисный уровень прибыли от реализации товаров, (%).

Вместо отчётных данных можно использовать приведённые величины.

Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение розничных цен. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а, значит, растет и прибыль. Наоборот, снижение цен приведет к уменьшению прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют также приемом абсолютных разниц.

На балансовую (общую) прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли (или убытков) от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их влияние на прибыль определяется прямым счетом.

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда работников, обеспечивающее рост розничного товарооборота, а значит и рост прибыли от реализации товаров.

Далее рассматриваются методы эффективного использования данных факторов, например:

- увеличение фактического объема розничного товарооборота (количества реализованных товаров);

- рост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары;

- предоставление покупателям скидки при продаже товаров на льготных условиях;

- закупка товаров через посредников (влияние звенности товародвижения);

- списание за счет торговых надбавок товарных потерь, уценки и порчи товаров;

- изменение структуры товарооборота.

Влияние на прибыль изменения среднего уровня валового дохода рассчитывается умножением фактического розничного товарооборота на величину отклонения отчётного уровня валового дохода от базисного:

 

?РУВ =

N1р х (У1В - У0В)

=

N1р х ?УВ

(7)

 

 

100

 

100

 

 

 

 

 

где У0В и У1В - базисный и отчётный средние уровни валового дохода по отношению к товарообороту соответственно.

Особое внимание следует уделить выявлению и мобилизации возможностей и прогнозных резервов роста валового дохода.

Влияние уровня издержек на величину прибыли определяется умножением фактического розничного товарооборота на величину абсолютного изменения базисного уровня издержек в сравнении с отчётным (плановым):

 

 

 

 

 

 

 

?РУИ =

N1р х (У0И - У1И)

=

N1р х (-?УИ)

(8)

 

 

100

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


где У0И и У1И - базисный и отчётный средние уровни издержек обращения по отношению к товарообороту соответственно.

Вычитание издержек отчётного уровня из базисного обусловлено тем, что издержки, в отличие от товарооборота и валового дохода, отрицательно влияют на финансовый результат.

В результате применения алгоритма расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли определяется степень значимости изменения таких факторов как:

- изменение объема розничного товарооборота, в том числе за счет повышения розничных цен на товары;

Информация о работе Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия