Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия………....6
1.1 Понятие прибыли как экономической категории…………………….6
1.2 Особенности формирования прибыли в торговле, ее виды…………10
1.3 Эффективность формирования, распределения и использования прибыли в торговле………………………………………………………………...18
2. Анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия (на примере салона часов «Моё время»)………………………………………….28
2.1 Характеристика предприятия и его деятельности…………………...28
2.2 Анализ формирования и использования прибыли………………...…34
2.3 Факторный анализ прибыли……………………………………………42
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Фактическая прибыль розничного предприятия в 2011 г.. превысила плановый показатель на 168,6 тыс. руб., прирост составил 10,68%. И хотя план прибыли от внереализационных операций недовыполнен на 30,0 тыс. руб., рост прибыли от реализации товаров на 1,85% и рост прибыли от реализации дополнительных услуг на 0,42% компенсировали этот недостаток.

В динамике отмечается превышение прибыли по всем источникам.

За счет превышения всех показателей прибыли в динамике в зависимости от видов деятельности предприятие получило в 2006 году прибыли в сумме 1746,6 тыс. руб. на 1536 тыс. руб., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 тыс. руб. Прибыль от реализации дополнительных услуг в отчетном периоде составила 162,3 тыс. руб., что положительно отразилось на балансовой прибыли на эту же сумму.

Так как план выполнения прибыли достигнут и перевыполнен в основном за счет реализации товаров, следует изучить влияние соотношений различных товарных групп или наименований по ассортиментному признаку, отражающих соответствующие структурные изменения в ассортименте. Оценивая влияние изменений в ассортименте товаров, следует отметить, что доход организации изменяется в той степени, в какой увеличивается или уменьшается в общем объёме товарооборота удельный вес товаров с более высокими надбавками, и наоборот. Увеличение надбавки без изменения структуры товаров также изменяет валовой доход.

Исследование товарооборота по моделям часов не представляется рациональным в виду специфичности товаров. Широта ассортимента не ограничивается только определением механических, электронно-механических и электронных часов. В соответствии с запросами населения в ассортименте салона большое разнообразие часов с дополнительными устройствами (автоподзаводом, сигнальным устройством, календарем, светящимся циферблатом и др.), миниатюрных и карманных часов, с художественным оформлением и отделкой корпусов, циферблатов и стрелок, часов в комплекте с браслетами и др. Поэтому предпочтительнее классифицировать часы по стоимости их реализации: Влияние изменений в структуре товарооборота на изменение валового дохода можно рассчитать методом процентных чисел (табл. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Влияние структуры товарооборота на валовой доход (тыс. руб. / %)

Товары (часы)

Т/оборот,тыс. руб.

Удельный вес в т/обороте, %

Средний уровень торговой надбавки, %.

Средний валовой доход от реализации товаров тыс. руб.

Процент-ныечисла, гр.4 * гр.5

Уровень валового

дохода

 

 

2010 г.

2011г.

2010 г.

2011 г.

2010г.

2011 г.

2010 г.

2011г.

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

I категория

1 410

1 298

9.00

8,00

13

23,6

183,30

306,33

103,99

-

 

II категория

4 700

5 679

30.00

35,00

16

20

752,00

1 135,80

559,96

-

 

IIIкатегория

1 567

1 460

10.00

9,00

28

30

438,76

438,00

251,93

-

 

IVкатегория

5 013

5 355

32.00

33,00

24

22

1203,12

1178,10

792,01

-

 

V категория

2 976

2 435

19.00

15,01

18,66

21

555,32

511,35

280,01

-

 

Всего

15 666

16 227

100

100

20,00

22,00

3 133

3 570

1 987,89

19,88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице часы классифицированы по стоимости их реализации:

I категория - свыше 50.000 руб.;

II категория - от 10.000 руб. до 49.999 руб.;

IIIкатегория - от 3.000 до 10.000 руб.

IVкатегория - до 3.000 руб.;

Vкатегория - крупногабаритные часы.

Разность между расчётным уровнем и общим средним уровнем торговых надбавок предыдущего периода показывает изменение уровня валового дохода под влиянием изменения структуры товарооборота (структурных сдвигов):

19,88 - 20 = -0,12 %.

Итак, при условии сохранения надбавок на уровне предшествующего периода и фактическом изменении отчётной структуры товарооборота уровень валового дохода к товарообороту уменьшился на 0,12%.

Чтобы найти абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных сдвигов в товарообороте, нужно отчётный объём реализации умножить на полученный уровень влияния структуры (0,12%) и разделить на 100:

16 227 * (-0,12) / 100 = 19,47 тыс. руб.

Вычитая из отчётного уровня надбавок расчётный их уровень, получим влияние изменения уровня торговой надбавки по товарам имеющегося ассортимента часов на уровень валового дохода:

22 - 19,88 = 2,12 %.

Следовательно, повышение торговой надбавки на I, II, III и V категории часов, не смотря на снижение надбавки на часы IV категории по стоимости менее 3.000 руб., повысило уровень дохода на 2,12% или на 344,01 тыс. руб. (16 227 * 2.12/100). То есть влияние повышения надбавки на абсолютное изменение дохода определено, подобно предыдущему расчёту, умножением объёма реализации товаров на полученный уровень влияния надбавки (2,12%) с последующим делением на 100.

Кроме этого, можно определить и влияние товарооборота на сумму валового дохода как произведение абсолютного изменения объёма продаж на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода:

(16 227-15 666) * 20 / 100 = 112.2 тыс. руб.

Сложив влияния факторов по уровням, имеем сумму, равную величине изменения среднего уровня торговой надбавки в целом по предприятию:

-0,12 + 2,12 = 22 - 20 = 2%;

Суммируя влияния факторов по абсолютным значениям, получаем величину, равную абсолютному изменению валового дохода в целом по предприятию:

-19,47 + 344,01 + 112,2 = 3 570 - 3 133 = 437 тыс. руб.

Аналитические данные формирования и использования прибыли отражены в табл. 4 и табл. 5.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Расчет формирования прибыли (тыс. руб.)

 

Наименование показателей

2010 г.

2011г.

Абс. изменение

Приведён

ное значение

Измене

ние без влияния цен

Влияя

ние цен

Темп роста, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Товарооборот, тыс. руб.

15 666

16 227

561

10 818

-4 848

5 409

103.58

 

Валовой доход, тыс. руб.

3 133

3 570

437

2 380

-753

1 190

113,95

 

Уровень валового дохода к товарообороту, %

20.00

22.00

2.00

-

-

-

110,0

 

Издержки обращения, тыс. руб.

740

780

40.00

520.00

-220.00

260.00

70,27

 

Уровень издержек к товарообороту, %

4.72

4.81

0.08

-

-

-

101,76

 

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

2 393

2 790

397.00

1 860.00

-533.00

930.00

77,73

 

Уровень прибыли от продаж:

к товарообороту, %

15.28

17.19

1.92

-

-

-

112,56

 

к валовому доходу, %

76.38

78.15

1.77

-

-

-

102.32

 

к издержкам обращения, %

323.38

357.69

34.31

-

-

-

110.61

 

Операционные доходы, тыс. руб.

-

952

952

634.67

634.67

 

-

 

Операционные расходы, тыс. руб.

200

-

-200

-

-200

-

-

 

Внереализационные доходы, т.р.

420

310

-110

206.67

-213.33

103.33

49.21

 

Внереализационные расходы, тыс. руб.

510

250

-260

166.67

-343.33

83.33

32.68

 

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

2 103

3 802

1 699

2 534.67

431.67

1 267.33

120.53

 

Уровень прибыли до налогообложения к т/обороту, %

13.42

23.43

10

-

-

-

174.54

 

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи, тыс. руб.

841

1521

680

1 014.00

173.00

507.00

120.57

 

Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс. руб.

1 262

2 281

1 019

1 520.67

258.67

-

120.50

 

Уровень прибыли к товарообороту, %

8.06

14.06

6.00

-

-

-

174.50

 

Чрезвычайные доходы, тыс. руб.

25.00

38.00

13.00

25.33

0.33

12.67

-

 

Чрезвычайные расходы, тыс. руб.

78

81

3

54

-

-

-

 

Чистая прибыль (нераспределённая (убыток)), тыс. руб.

1 209

2 238

1 029

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным таблицы 4 видно, что товарооборот в отчётном периоде возрос, но его увеличение произошло за счёт инфляции. При исключении влияния цен наблюдается снижение товарооборота.

То же можно сказать и о валовом доходе. Уровень дохода оказался на 2% выше значения базисного (предыдущего) периода.

Вместе с тем, снижение объёма продаж по приведённому значению в сравнении с базисным (т.е. без влияния цен) привело к снижению валового дохода. По приведённому значению он уменьшился на 753 тыс. руб.

Издержки обращения в отчётном периоде возросли за счёт увеличения цен. По приведённому значению они уменьшились на 220 тыс. руб. Однако относительно изменения товарооборота это уменьшение недостаточно. Поэтому их уровень к обороту возрос на 0,08%.Несмотря на повышение уровня издержек, уровень прибыли от продаж к обороту увеличился на 1.92%, на что положительно повлияло повышение уровня валового дохода на 2%.

Отношение прибыли к объёму продаж и к другим показателям называют рентабельностью (прибыльностью). Повысив рентабельность от продаж по отношению к товарообороту на 1.92% за счет увеличения уровня валового дохода, предприятию не удалось увеличить прибыль без влияния фактора инфляции, так как товарооборот был недостаточно высоким. Поэтому отчётная величина прибыли от продаж составила всего 77,73% от базисной величины без влияния цен.

Показатели рентабельности результата от продаж по отношению к валовому доходу и издержкам обращения также возросли в отчётном периоде.

Причём по отношению к валовому доходу увеличение рентабельности оказалось наименьшим, т. к. уровень валового дохода имеет наибольший рост (2%) по сравнению с уровнем издержек (0.08%). Темп роста товарооборота без влияния инфляции ниже темпа роста валового дохода, что также объясняет наименьшее увеличение уровня рентабельности в отношении к валовому доходу.

Наиболее существенное влияние на величину прибыли в отчётном периоде оказали операционные доходы. На такое изменение по этой статье повлияли доходы, связанные с реализацией основных средств. Они увеличили прибыль на 634.67 тыс. руб. без влияния инфляции. Поэтому в отчётном периоде наблюдается значительное увеличение прибыли от обычной деятельности по приведённому изменению (без влияния цен), уровню и темпам роста.

Остающаяся в распоряжении торгового предприятия балансовая прибыль после выплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды расходуется на формирование фондов накопления и потребления. Целесообразность такого распределения и использования чистой прибыли отражает их эффективность и окупаемость, рассчитываемая отношением годовой суммы прибыли к затратам. Для оценки эффективности использования средств специальных фондов и резервов рассчитаем показатель стимулирования, равный отношению прибыли к израсходованным средства специальных фондов и резервов. О целесообразности и экономической эффективности использования чистой прибыли розничного предприятия свидетельствует рост показателей эффективности отчислений средств в фонды потребления и накопления.

В табл. 5 приведен расчет использования полученной торговым предприятием прибыли.

Таблица 5

Расчет использования прибыли предприятием (тыс. руб.)

 

Показатель

За 2010 г.

2012 г.

Отклонение

В % к 2010 г.

 

 

 

план

факт

% выполнения

от плана

от 2010 г.

 

 

Балансовая прибыль (общая), тыс. руб.

1209

1492

2238

150,0

+746

1029

185,1

 

Платежи из прибыли в бюджет и внебюджетные фонды

308,3

379,1

570,7

150,5

191,6

262,4

185,2

 

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

900,7

1112,9

1667,3

149,8

554,4

766,6

185,1

 

Отчисления: в т.ч.

фонд накопления, тыс. руб.

500,0

639,0

907,7

142,1

268,7

407,7

181,5

 

фонд потребления, тыс. руб.

200,7

273,5

359,6

131,5

86,1

158,9

179,2

 

Другие цели

(резервный фонд)

200,0

200,0

350,0

175,0

150

150

175,0

 

Показатель эффективности отчислений в фонд накопления

3,19

5,91

5,59

94,59

-0,32

2,4

175,2

 

Показатель эффективности отчислений в фонд потребления

1,28

2,53

2,22

87,74

-0,31

0,94

173,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение прибыли от обычной деятельности и, следовательно, чистой прибыли позволило увеличить отчисления в 2011 году в сравнении с 2010 годом в фонд потребления на 158,9 тыс. руб. направленные на социальное развитие и социальную защищенность коллектива, совершенствование торгово-производственных процессов, улучшение условий труда и быта работников торгового предприятия, охраны здоровья работающих, повышения их материального и культурного уровня. Оценка эффективности отчислений в фонд потребления равна 2,53. Это больше показателя предыдущего периода на 73,4%

В фонд накопления в 2011 году было отчислено 907,7 тыс. руб., это 181,5% в сравнении с суммой отчислений в фонд в прошлом периоде. Однако сказать, что в 2011 году на предприятии было больше проявлено заботы о расширении процесса воспроизводства, чем по использованию прироста прибыли для работников, нельзя. Показатель эффективности отчислений в фонд накопления в 2011 году превосходит показатель предыдущего года на 2,4 или на 75,2%.

Оставшиеся средства после распределения в фонды в сумме 350 тыс. руб. направлялись на другие непредвиденные, неотложные и текущие нужды предприятия. Однако, поскольку чистая прибыль (нераспределённая) возросла по сравнению с прошлым периодом на 23,6%, то показатели эффективности отчислений в фонды отражают абсолютное увеличение. Это означает, на увеличение прибыли повлияла и стимулирующая роль этих фондов. То есть полученная прибыль эффективно расходуется на развитие материально-технической базы торгового предприятия, изменение условий труда и быта работников.

 

2.3 Факторный анализ прибыли

Проведем анализ влияния факторов на величину прибыли. Количественное изменение чистого финансового результата при заданном количественном изменении факторных показателей и будет резервом улучшения финансового состояния. Так, на прибыль влияют: товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы от внереализационной деятельности.

В таблице 6 представлена информация о выполнении плана прибыли в 2011 году по кварталам.


Таблица 6

Данные о выполнении плана прибыли в 2011 году по кварталам (тыс. руб.)

Квартал

2010 г.

2011 г.

Отклонение от 2010 г.

 

 

 

факт

В % к факту 2010г.

 

I

557,52

651,68

116,89

+94,16

II

593,03

686,00

115,68

+92,97

III

608,24

720,46

118,45

+112,22

IV

634,21

731,86

115,40

+97,65

Всего

2393

2790

116,59

+397

Информация о работе Принципы формирования и использования прибыли торгового предприятия