Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:22, курсовая работа
Макроэкономическая политика - экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:
· Снижение уровня безработицы и инфляции;
· Увеличение ВВП;
· Выплата по внешнему долгу и др.
1.2.2 Методы государственного регулирования
Для проведения стабилизационной политики государство использует ряд методов воздействия на ключевые экономические показатели, процессы и обстановку.
Регулирование инвестиционного процесса.
Состояние инвестиционного климата в экономике – это один из важнейших факторов, определяющих стабильность экономического развития. Он способен влиять, с одной стороны, на уровень занятости, безработицы, с другой стороны – на уровень инфляции. Через регулирование инвестиций государство оказывает влияние на темпы и пропорции общественного воспроизводства. Корректировка осуществляется в основном с помощью использования мер финансовой и денежно-кредитной политики. Например, государство может увеличить государственные вложения в экономику из средств бюджетов различных уровней или стимулировать частные инвестиции с помощью различных льгот (налоговые льготы, налоговый кредит).
Стимулирование спроса.
Совокупный спрос может регулироваться через государственные закупки, развитие системы потребительского кредита, участие государства в программах ипотечного кредитования и т.п.
Регулирование рынка труда.
Регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости осуществляется государством по ряду направлений. С одной стороны, государство социально защищает работника, устанавливая:
–
максимальную
–
минимальный размер оплаты
– порядок взносов на социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонд занятости;
–
порядок стимулирования
С другой стороны, государство может непосредственно влиять на предложение и спрос на рынке труда. Это воздействие осуществляется через принятие и реализацию таких государственных программ, как:
– программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют быстрой адаптации и меняющимся требованиям рынка;
–
программы содействия найму
–
программы по социальному
Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации.
Государство осуществляет также воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации. Цены считаются стабильными, если средний уровень цен в национальной экономике не меняется или меняется предсказуемо. Отдельные цены при этом могут расти или падать. Воздействие осуществляется в рамках специальной антиинфляционной политики государства, которая является необходимым элементом стабилизации экономики.
Поддержка устойчивого экономического роста.
Общий экономический рост означает увеличение предложения товаров и услуг, приходящихся на душу населения. В качестве меры экономического роста принимается ежегодный темп прироста реального валового национального продукта. Реально достижимый рост национальной экономики зависит от количества и качества имеющихся в распоряжении факторов экономического роста. Мировая практика показывает, что система методов, инструментов и форм государственного регулирования многообразна и в каждой стране она имеет свои особенности. Наиболее важными инструментами государственного регулирования рынка являются: финансовая и денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, антиинфляционная, антимонопольная, внешнеэкономическая политика как отдельные направления государственной экономической политики. [10]
1.2.3 Антикризисное регулирование
В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом. Графически это может быть представлено на рис. 1.6.
Рисунок 1.6 – Кейнсианское регулирование совокупным спросом
Во время кризиса и депрессии, т.е. на понижательной волне циклических колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса: на рис. 6а это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение AD1, приближающее экономику к уровню полной занятости Y*. Напротив, в фазе подъема, и, особенно «бума», во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически отражается (рис. 1.6б) сдвигом кривой AD вниз, в положение AD1 для ликвидации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню потенциального выпуска Y*. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.
Но как правительство узнаёт о том, в какой фазе среднесрочного цикла находится экономика? Для этого оно использует данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, предоставляемые официальными статистическими службами, научно-исследовательскими центрами и т.п. Макроэкономические переменные принято подразделять на проциклические, контрциклические и ациклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла.
Проциклические переменные растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др.
Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии, и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-материальные запасы.
Ациклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цикла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундаментальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).
Но для действенной стабилизационной политики важно знать не только корреляцию между уровнем деловой активности, измеряемым ВВП, и названными тремя группами переменных. Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: так, опережающие показатели как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла. Например, объем товарно-материальных запасов, уровень загрузки производственных мощностей, цены на акции и др. начинают снижаться раньше, чем наступает кризис, и расти раньше, чем экономика вступает в фазу подъема. Таким образом, опережающие показатели сигнализируют о наступающих спадах и подъемах. Напротив, запаздывающие показатели в своей динамике отстают от поворотных точек: уровень безработицы, например, достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна».
Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизационных мероприятий.
Несмотря на все сложности стабилизационной политики, она осуществляется во всех странах рыночной экономики, имея при этом, естественно, свои отличия, связанные с тем, что принято называть «национальной моделью экономики». Американский капитализм отличается от японского, а японский - от переходной экономики России. Поэтому не может быть абсолютно универсальных рецептов в проведении стабилизационной политики. Однако знание основных закономерностей циклического развития экономики - совершенно необходимая предпосылка эффективной макроэкономической политики правительства в любой стране. [9]
1.2.4 Активная и пассивная макроэкономическая политика
Часть экономистов считает, что государство должно проводить кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, направленную на сглаживание экономических колебаний. Так, во время рецессии следует осуществлять стимулирующую экономическую политику, а во время бумов — ограничительную. Это поможет избежать снижения эффективности функционирования экономики, связанного с недоиспользованием или чрезмерным использованием имеющихся ресурсов.
Экономисты неоклассического направления думают иначе. По их мнению, рыночная экономика является внутренне стабильной и саморегулирующейся системой. Экономические колебания возникают вследствие неудачного вмешательства государства в ее функционирование. Лица, принимающие решения, должны сознании ограниченность возможностей стабилизационной политики и учитывать вероятные негативные последствия ее проведения.
Таким образом, первые являются сторонниками активной экономической политики, вторые сомневаются в ее эффективности и считают, что она должна быть пассивной.
В качестве критики активного подхода обычно выдвигают следующие аргументы:
1. Сравнительные
издержки инфляции и
Рисунок 1.7 – Кривая Филлипса
Важным моментом является вопрос об издержках проведения стабилизационной макроэкономической политики. Согласно теоретическим представлениям, вытекающим из кривой Филлипса, эта политика приводит к повышению темпов инфляции. Поэтому встал вопрос о сравнительных издержках безработицы и инфляции.
Выигрыш от сокращения безработицы может быть переоценен, так как трудно оценить потенциальный ВВП и, следовательно, измерить разрыв между ним и реальным ВВП. Поэтому не всегда ясно, когда безработица добровольная, а когда — вынужденная.
С другой стороны, издержки инфляции могут быть недооцены,
так как трудно оценить издержки, связанные с неопределенно стью темпов инфляции, в результате которой агенты отказываются от принятия решений.
В то же время выигрыш от борьбы с безработицей может быть большим, но временным (пока выпуск не достиг потенциального уровня). Издержки от возникающей при этом инфляции могут быть в каждом периоде незначительными, но суммарный их эффект оказывается существенным, так как в новом долгосрочном равновесии темпы инфляции будут постоянно выше прежнего уровня. Поэтому при принятии решений о проведении стабилизационной политики надо сопоставлять приведенные
издержки инфляции с текущим выигрышем от снижения уровня безработицы.
2. Достигает
ли активная политика
Практика показывает, что активное использование бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики сталкивается с большими трудностями из-за существования лагов в ее проведении.
Под лагом экономической политики понимается время, которое проходит между моментом осознания необходимости проведения этой политики и моментом, когда она дает конкретный результат. Обычно считают, что этот лаг является суммой внутреннего и внешнего.
Внутренний лаг представляет собой время, которое проходит с момента осознания потребности в экономической политике до момента начала ее осуществления.
Внешний лаг — время, которое проходит с момента начала осуществления экономической политики до момента, когда она приносит результаты.
С точки зрения внутреннего лага денежная политика имеет несомненные преимущества. Проведение этой политики требует только решения Центрального банка. Изменение бюджетно-налоговой политики может занять несколько месяцев, поскольку требуется решение правительства и его утверждение законодательными органами, после чего указ подписывает президент.
С точки зрения внешнего лага, с одной стороны, преимущество имеет бюджетно-налоговая политика, так как она влияет непосредственно на производство. Кредитно-денежная политика обладает большими внешними лагами. Ее воздействие на экономику опосредованное, оно связано с изменением процентных ставок, которые, в свою очередь, влияют на инвестиционные решения. Однако эти решения пересматриваются не сразу, так как планируются заранее. Поэтому результатов кредитно-денежной политики можно ждать довольно долго.
С другой стороны, как было показано ранее, сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики зависит от соответствующих мультипликаторов. Поэтому выбор конкретной формы политики очень сложен, поскольку при ее проведении следует учитывать как лаги, так и мультипликаторы.
Из-за перечисленных проблем экономическая политика может быть применена, когда тенденции уже поменялись. Другими словами, политика против спада может начаться в момент, когда экономика уже вышла из рецессии. Тогда она будет чрезмерно стимулироваться. И наоборот, ограничительная политика начнет оказывать воздействие на экономику после прохождения пика подъема. Тогда ее следствием может оказаться усиление спада.
Сторонники пассивной экономической политики указывают на существование автоматических стабилизаторов, которые позволяют стимулировать или ограничивать рост ВВП без применения специальных управляющих мер. В качестве таких стабилизаторов обычно рассматривают системы подоходных налогов и социального страхования. Действительно, объем собираемых подоходных налогов возрастает
в период подъема и оказывает, таким образом, ограничительное воздействие на совокупный спрос, что сдерживает чрезмерный рост ВВП. Аналогично сокращение во время спада объема собираемых налогов автоматически оказывает стимулирующее воздействие на экономику и препятствует развитию рецессии.
Информация о работе Проблемы осуществления макроэкономической политики государства