Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:22, курсовая работа
Макроэкономическая политика - экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:
· Снижение уровня безработицы и инфляции;
· Увеличение ВВП;
· Выплата по внешнему долгу и др.
На основе данных табл. 2.6 строится график в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Рис. 2.4 (Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM) должен состоять из следующих графиков:
(график для базового периода и для 5 прогнозируемых периодов).
Рисунок 2.4 - Стимулирующая фискальная политика на графике IS/ LM
Аналогичные действия производятся и для сдерживающей фискальной политики.
Таблица 2.7 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
12,345 |
1374,52 |
319,507 |
140 |
1834,0 |
319,50 |
519,40 |
519,42 |
1834,03 |
2 |
11,946 |
1327,07 |
324,702 |
140 |
1791,7 |
324,69 |
519,41 |
519,42 |
1791,76 |
3 |
11,488 |
1272,49 |
330,648 |
140 |
1743,1 |
330,64 |
519,41 |
519,42 |
1743,14 |
4 |
10,949 |
1208,77 |
337,657 |
140 |
1686,4 |
337,18 |
519,41 |
519,42 |
1685,96 |
5 |
10,355 |
1137,56 |
345,381 |
140 |
1622,9 |
345,38 |
519,42 |
519,42 |
1622,94 |
Рост государственных расходов приводит к повышению процентной ставки, расходов потребителей, инвестиционных расходов, совокупных расходов, сбережений, что вызывает рост национального дохода.
При проведении сдерживающей фискальной политики повышаются налоги, что обратным образом воздействует на национальный доход и вызывает его уменьшение.
Суть кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному (Национальному) банку.
При анализе кредитно-денежной политики выполняются все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:
1) проведение стимулирующей монетарной политики.
Строится табл. 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Таблица 2.8 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
12,345 |
1374,52 |
319,507 |
140 |
1834,0 |
319,50 |
519,41 |
519,42 |
1834,03 |
2 |
11,681 |
1400,41 |
328,138 |
140 |
1868,5 |
328,13 |
623,29 |
623,3 |
1868,55 |
3 |
10,885 |
1431,48 |
338,494 |
140 |
1909,9 |
338,49 |
747,95 |
747,96 |
1909,98 |
4 |
9,9290 |
1469,76 |
350,922 |
140 |
1960,6 |
349,92 |
897,54 |
897,55 |
1959,69 |
5 |
8,7918 |
1513,50 |
365,706 |
140 |
2019,2 |
365,83 |
1076,0 |
1077,06 |
2019,34 |
На основании данных табл. 2.8 строится рис. 2.6
Рисунок 2.6 - Стимулирующая монетарная политика на графике IS/ LM
2) проведение
сдерживающей монетарной
Строится табл. 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики. На основании данных табл. 2.9 строится рис.2.7
Таблица 2.9 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
12,345 |
1374,52 |
319,507 |
140 |
1834,0 |
319,50 |
519,41 |
519,42 |
1834,03 |
2 |
13,009 |
1348,63 |
310,877 |
140 |
1799,5 |
310,87 |
415,52 |
415,539 |
1799,51 |
3 |
13,540 |
1327,92 |
303,972 |
140 |
1771,8 |
303,97 |
332,41 |
332,428 |
1771,89607 |
4 |
13,965 |
1311,35 |
298,449 |
140 |
1749,8 |
298,56 |
265,93 |
265,943 |
1749,80 |
5 |
14,333 |
1300,34 |
293,662 |
140 |
1734,0 |
294,78 |
212,74 |
212,754 |
1735,12 |
Рисунок 2.7 - Сдерживающая монетарная политика на графике IS/ LM
При проведении сдерживающей монетарной политики государство уменьшает предложение денежной массы, что приводит к увеличению потребительских совокупных расходов, сбережений и инвестиционных расходов, вследствие чего уменьшается национальный доход. Сдерживающая монетарная политика направлена на уменьшение национального дохода путем снижения предложения денег, приводящего к снижению расходов, сбережений и инвестиций.
Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.
Для анализа комбинированной политики строится табл. 2.10. На основании данных табл. 2.10 строится график Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM. На рис. 2.8 строятся графики функций IS и LM для нулевого и пятого анализируемого периодов.
Таблица 2.10 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Уровень цен Р |
1 |
12,3 |
1374,58 |
319,507 |
140 |
1834,0 |
319,44 |
519,41 |
519,42 |
1834,0 |
2,06 |
2 |
12,3 |
1375,93 |
319,976 |
182 |
1877,9 |
319,97 |
566,63 |
566,64 |
1877,9 |
2,26 |
3 |
12,3 |
1375,53 |
319,850 |
236,6 |
1931,9 |
319,84 |
619,14 |
619,15 |
1931,9 |
2,49 |
4 |
12,4 |
1371,79 |
318,596 |
307,58 |
1997,9 |
318,59 |
674,34 |
674,35 |
1997,9 |
2,74 |
5 |
12,6 |
1364,30 |
316,099 |
399,85 |
2080,2 |
316,09 |
735,64 |
735,65 |
2080,2 |
3,01 |
Рисунок 2.8 - Комбинированная экономическая политика на графике IS/ LM
Комбинированная политика, поддерживающая развитие относительно стабильности цен, благоприятствует более эффективному использованию ресурсов, более объёмным инвестициям в предпринимательство, и гибкому росту производительности труда и реальной заработной платы работников.
Вывод по проведенным политикам: исходя из данных, полученных в результате проведения фискальной, монетарной и комбинированной политик стоит отметить, что максимальный прирост национального дохода больше при проведении стимулирующей фискальной политики. Далее по эффективности следует комбинированная политика. Но надо принимать во внимание, что при проведении стимулирующей фискальной политики изменение процентной ставки выше, чем при проведении комбинированной. Следовательно, уровень инфляции при фискальной политике будет выше. Из этого следует, что комбинированная политика является наиболее оптимальной.
Вывод по практической части: в практической части курсовой работы отражен расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов, расчет ВВП, ЧНП, национального дохода и личного дохода. Произведен анализ и прогноз изменений в экономике с применением модели IS-LM, выявлена зависимость национального дохода от процентной ставки (для товарного рынка эта зависимость прямая, а для денежного рынка – обратная). Условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка пересечения прямых IS-LM определяет равновесие на денежном и товарном рынках. Но т.к. совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым (из-за изменения макроэкономических параметров), государство вынуждено проводить стабилизационную политику с целью поддержания динамического равновесия при необходимых уровне цен, занятости, росте дохода.
Заключение
Макроэкономическая политика государства – очень сложное и многогранное понятие. Никогда нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, к чему приведут те или иные меры, как на результат повлияет реакция потребителей и достигнет ли политика своей цели. Однако в основе любых действий по государственному регулированию экономики должен лежать самый точный расчет и самые последние прогнозы, а проводить его должны специалисты, разбирающиеся во всех тонкостях функционирования макроэкономических систем. Только тогда принимаемые меры могут достичь своей цели.
В моей курсовой работе было приведено описание большого количества способов влиния на экономическую ситуацию в стране. Каждый из методов воздействия имеет свои тонкости, нюансы и определенные «показания к применению». Возможны ситуации, когда несколько вариантов выхода выглядят одинаково привлекательно, и экономистам приходится полагаться исключительно на свою интуицию. Но как и в любой сфере деятельности, нет способов абсолютно точно предсказать результаты действий, и именно поэтому я считаю, что экономике как науке есть куда развиваться. Каждый день в мире происходит масса интереснейших с экономической точки зрения событий, которые могут быть использованы как ценный опыт в будущем. Ведь сколько бы научных трудов ни было написано, экономика прежде всего – наука о поведении субъектов, людей, а люди являются наименее изученными существами в мире.
Информация о работе Проблемы осуществления макроэкономической политики государства