Проблемы осуществления макроэкономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономическая политика - экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:
· Снижение уровня безработицы и инфляции;
· Увеличение ВВП;
· Выплата по внешнему долгу и др.

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_-_vsyo (1).doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)

[13]

 

1.4.3 Результаты реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы

 

Достигнуты высокие темпы развития избранной модели социально ориентированной рыночной экономики. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличился за прошедшее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

При этом на результаты выполнения Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

Однако оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий.

Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ.

Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составил в 2010 году около 3 млрд. долларов США. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличилась с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 — 960 тыс. рублей в 2010 году.

В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза).

Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.

Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году. [16]

Усилия, предпринимаемые по становлению сельскохозяйственного сектора страны, дают значимый валовый рост. Предприятия данного сектора обеспечивают продовольственную безопасность страны, но необходимо повышать экономическую эффективность их деятельности. По данным национального статистического комитета, просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций на 1 июля 2010 г. составила 2 трлн. рублей. На просроченную кредиторскую задолженность приходилось 18,2% от общего объема кредиторской задолженности. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось 32,6% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Она также превысила просроченную дебиторскую задолженность в 4,8 раза.

Промышленный сектор является наиболее пострадавшим от мирового экономического кризиса, вызванного финансовыми потрясениями в мировой экономике. Предприятия промышленности в основном страдают от падения цен и спроса на производимую ими продукцию на внешних рынках. Следствием чего стало падение производства и рост запасов готовой продукции. По данным Белстата соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на промышленных предприятиях, в январе-июле 2010 г. в фактических ценах составило 59,1% (в январе-июле 2009 г. – 88,3%). На конец июля 2010 года наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось в легкой промышленности (170,4%), машиностроении и металлообработке (110%). Темпы роста кредитной задолженности белорусских предприятий (28,8% в годовом исчислении) заметно опережают темпы роста ВВП и инвестиций (6,6% и 4%, соответственно).

За период с 2006—2010 гг. в республике был принят целый ряд мер по улучшению инвестиционной привлекательности страны. Была предпринята попытка реанимировать фондовый рынок страны, отменена «золотая акция», ряд предприятий был предложен для приватизации иностранным инвесторам, уменьшена ставка налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, получен кредитный рейтинг, реформируется система налогообложения в сторону ее значительного упрощения. Летом 2010 произошло первое успешное размещение евробондов на сумму в 1 млрд. долларов США.

Отрицательное сальдо торгового баланса увеличилось с -2617 млн. долларов в 2006 году до -7265 млн. в 2009 г.

Начиная с июня 2007 года, правительство Беларуси привлекло иностранные кредитные ресурсы на сумму 8010,5 млн. долл.

По данным Национального банка Беларуси, на 1 апреля 2010 г. отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВП составило 44,7%. [17]

 

1.4.6 Социально-экономической развитие Республики Беларусь в первом полугодии 2011 г.

 

В составе ЕЭП у Беларуси имеются все предпосылки для роста:

- Емкий  рынок, большой объем потребления  – несмотря на то, что совокупное  население трех стран меньше, чем в Китае и Индии, но среднедушевой  доход – выше, следовательно, более  высоки и стандарты потребления, что привлекательно для бизнеса с позиции масштабов и доходов;

- Огромная  территория и уникальное сочетание  разнообразных природных и трудовых  ресурсов, рациональное по соотношению  «цена-качество».

В январе-мае 2011 г. белорусская экономика развивалась достаточно высокими темпами: прирост ВВП – 12.5% относительно аналогичного периода предыдущего года (6.6%). Результаты первого полугодия (11%) также позволяют сделать вывод о наращивании экономического потенциала страны.

Для национальной экономики в этот период были характерны:

- динамика промышленного производства – 13 % прироста за первые пять месяцев и 11.5% - за первое полугодие 2011 г. (прогнозное задание – 9-9,5%);

- повышение  индекса промышленного оптимизма  в июне – по сравнению с  данными, зафиксированными в мае, на 8 пунктов, на начало июля – ещё на 2 пункта;

- рост  производительности труда и рентабельности  продаж в промышленности;

- уменьшение  разрыва между ростом производительности  труда и его оплатой. Если на 1% прироста производительности труда  в январе 2011 г. прирост реальной заработной платы составил 3.8%, то в январе-мае разрыв сократился более чем в 2 раза;

- улучшение  технологической структуры инвестиций: удельный вес стоимости машин, оборудования, транспортных средств  повысился с 38.1% в 2010 г. до 40.1% в первом полугодии 2011 г.;

- усиление  во 2 квартале текущего года инновационной  активности промышленных организаций: по прогнозу удельный вес отгруженной  инновационной продукции в общем  объеме отгруженной продукции  составил 13.3%.

Кроме того, в первом полугодии впервые за несколько лет темпы роста экспорта превысили динамику импорта и отрицательное сальдо внешнеторговой деятельности идет на убыль.

В то же время очевидны ошибки монетарной политики, негативная ситуация на валютном рынке, сохраняющаяся множественность валютных курсов, взрывной рост цен по целому спецтру продукции, снижение уровня жизни, высокий дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси.

Важнейшая для Беларуси проблема – отсутствие прогресса в совершенствовании структуры экономики. Основное ядро экономик развитых стран составляют обрабатывающие отрасли промышленности (около 20%), сферы финансов (25%) и услуг (22%), структура экономики Беларуси же по-прежнему далека от оптимальных пропорций.

Основу технологической структуры экономически развитых стран составляют высоко- и среднетехнологичные производства (около 50%), из которых высокотехнологичные занимают порядка 15%. В Беларуси удельный вес высоких технологий в производстве почти в три раза ниже.

Отсутствие притока прямых иностранных инвестиций в страну (немногим более 11% за первое полугодие от общей величины годового прогноза) блокирует проведение повсеместной модернизации, масштабное и опережающее развитие ресурсосберегающих, наукоемких, высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг, создание высокопроизводительных рабочих мест, инновационные процессы.

Сохраняется иллюзия, что расширение инвестиционного спроса содействует положительной динамике ВВП. Рост инвестиций в основной капитал составил 127.6% (по прогнозу 116-117%). На самом же деле происходит ещё более глубокий разрыв между масштабом капитальных вложений и полученным эффектом. На 1% прироста ВВП вновь потребовалось увеличение инвестиций – теперь уже более чем на 2.5%.

Розничный товарооборот по итогам полугодия также превысил прирост экономики более чем в полтора раза. Рост заработной платы и приумножение доходов расширяют потребительский спрос и таким образом стимулируют развитие экономики. Однако если этот процесс происходит форсированными темпами и в отрыве от экономических реалий, то в конечном счете неминуемо раскручивается очередной виток инфляции, что и привело республику к мировому «лидерству» в области роста цен.

Уровень инфляции в стране достиг рекордного за последние десять лет значения – 36.2%. Такого показателя инфляции в последнее десятилетие не наблюдалось ни в европейских странах, ни в странах СНГ, ни в развивающихся странах. Наиболее высокая инфляция в последние годы была характерна для Венесуэлы – 27-30%.

По-прежнему наращивает свои позиции «институт» убыточных организаций, в которых средний размер убытка уже превышает 2.7 млрд руб., или 3.3% ВВП в масштабах всей страны (в январе-мае 2008 г. – около 0.5%). Созданная эффективно работающими организациями прибыль по цепи «налоги-субсидии» перетекает в систему поддержки бесперспективных производств, лишая первых возможности закрепить свой успех в конкуренции на мировом рынке и потворствуя разгильдяйству и расхлябанности вторых.

Одной из ключевых проблем дисбаланса белорусской экономики остается «социальная» нагрузка на производственный сектор – избыточная занятость, порождающая слабую мотивацию труда на рабочих местах, уравниловку и иждивенческие настроения.

Экономика, нацеленная на эффективность, не имеет права быть «раздаточной». В условиях, когда стимулировать рост за счет увеличения государственных расходов почти невозможно, особое значение приобретает эффективность частных и государственных расходов и проектов. Она зависит не только от мер экономии, но и от содержания (инновационности) самих проектов и правильного выбора приоритетов. «Инвестировать значительные дополнительные средства в упадочную отрасть – то же самое, что вести схватку в зыбучих песках», считает Уоррен Баффетт, самый успешный инвестор в мире.

В этих условиях особое значение для прогнозирования дальнейшего развития и определения путей достижения намеченных целей приобретает не столько масштаб, сколько сбалансированность и качество роста. Любые финансовые «подушки безопасности», основанные на запасах и резервах, имеют пределы и быстро теряют значение при длительном ухудшении мировой конъюктуры. Реальная «подушка безопасности» для нашей страны – конкурентоспособность собственной экономики. Но конкурентоспособность, основанная на дешевом труде и российских энергоресурсах, девальвация отечественной валюты, должна уступать место конкурентоспособности, основанной на инновациях и инвестициях. [14]

 

1.4.7 Выводы и предложения

 

Белорусская экономика в 2011 г., как и в прежние годы, за исключением кризисного 2009 г., развивалась достаточно высокими темпами: рост ВВП – 111%, продукция промышленности – 111.5%; инвестиции в основной капитал – 127.6; экспорт – 154.8; импорт – 152.9; реальная заработная плата – 119.6; производительность труда – 112.3%.

В первом полугодии впервые за несколько лет темпы роста экспорта превысили динамику импорта при сохранении, однако, отрицательного сальдо торговли товарами и услугами в размере 2.6 млрд долл. США. Повысилась с 7.5 до 9.4% рентабельность реализованной продукции, работ и услуг; активизируется инвестиционная деятельность, улучшилась технологическая структура капитальных вложений.

Однако эти показатели были достигнуты преимущественно путем экстенсивного использования факторов производства – материальных ресурсов, труда, капитала. Об этом свидетельствуют: неснижающаяся на протяжении длительного периода материалоемкость валового выпуска; недостаточные темпы уменьшения энергоемкости ВВП и роста производительности труда, уровень которых в 2-3 раза отстает от экономически развитых европейских государств; недостаточные объемы привлечения инвестиций для структурных преобразований экономики и низкий уровень эффективности их использования (на 1 рубли прироста ВВП в 1 полугодии 2011 г. было использовано 3.2 рубля инвестиций в основной капитал).

Информация о работе Проблемы осуществления макроэкономической политики государства