Проблемы осуществления макроэкономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономическая политика - экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:
· Снижение уровня безработицы и инфляции;
· Увеличение ВВП;
· Выплата по внешнему долгу и др.

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_-_vsyo (1).doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Во время рецессии объем страховых выплат по безработице увеличивается, что автоматически стимулирует экономику. В период бума снижение этих выплат ограничивает совокупный спрос. Это приводит к сглаживанию циклического подъема.

Действие автоматических стабилизаторов, по мнению сторонников пассивной политики, обеспечивает быстрое восстановление равновесия без дополнительного вмешательства государства.

 

3. Несовершенная  информация о состоянии экономики

С проблемой существования лагов тесно связана проблема несовершенства информации о текущем состоянии экономики и результатах проводимой экономической политики.

На продолжительность внутренних лагов влияет, в частности, то, что агрегированные данные собираются достаточно редко. Поэтому для принятия решений о проведении экономическом политики используются так называемые опережающие показатели. Речь идет об индикаторах, предупреждающих о наступлении очередной фазы экономического цикла. В качестве примера можно назвать величину запасов, цены на акции, объем заказом. реальные запасы денежных средств, объем кредитов и др. Зачастую изменение этих показателей вызывает необходимость формирования соответствующих мер экономической политики до поступления отчетных агрегированных данных о состоянии экономики. Таким образом управляющие органы стараются снизить продолжительность внутреннего лага.

Тем не менее, оценка эффективности экономической политики затруднена из-за того, что длина внутреннего и внешнего лага в точности неизвестна. Кроме того, существует неопределенность в оценке результатов политики, во-первых, из-за неточного знания величины мультипликатора; во-вторых, из-за неточного знания реакции экономических агентов на проводимую политику. Так, например, политика снижения налогов, направленная на стимулирование потребления и, тем самым, совокупного спроса, может привести к увеличению сбережений, в то время как потребление останется неизменным. Реакция экономических агентов на снижение налогов зависит от способа формирования ожиданий и временного горизонта, на котором принимаются решения.

 

4. Рациональные  ожидания и критика Лукаса

Зависимость последствий экономической политики от способа формирования ожиданий породила так называемую критику Лукаса. Суть критики Лукаса заключается в необходимости учета при проведении экономической политики не только текущих ожиданий, но и обратного влияния на ее результаты изменений этих ожиданий (петля обратной связи). Положительный пример критики Лукаса — соотношение потерь и результата при адаптивных и рациональных инфляционных ожиданиях. Традиционное соотношение потерь и результата при проведении ограничительной кредитно-денежной политики может быть существенно снижено и даже сведено к нулю, если экономические агенты формируют свои ожидания рационально . Пример отрицательного влияния ожиданий на экономическое развитие — история введения инвестиционного налогового кредита для стимулирования совокупного спроса во время рецессии. Фирмы знают, что обычно при спаде правительство вводит инвестиционный налоговый кредит, поэтому при появлении признаков рецессии они приостанавливают инвестиции, ожидая налоговых льгот. В результате инвестиционный спрос падает, что усугубляет рецессию.

Ожидания оказывают существенное влияние на экономическое поведение. К тому же их очень трудно измерить и точно определить, как они изменятся под воздействием экономической политики. Это обстоятельство также затрудняет проведение активной экономической политики. [11]

 

1.3 Политика  твердого курса и произвольная  макроэкономическая политика

 

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между "политикой твердого курса" и "свободой действий". Последовательная макроэкономическая политика ("политика твердого курса" или "игра по правилам") предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального Банка (ЦБ). "Твердый курс" означает, что меры правительства и Центрального Банка по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных "правил игры".

 

Примером пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы является увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и других факторов.

Примером активной политики в рамках названного курса ЦБ может быть следующая.

 

 

где – темп роста денежной массы;

 

 –  фактический уровень безработицы в текущем и прошлом году (соответственно).

В обоих случаях твердым курсом ЦБ является, в терминах модели IS-LM, сдвиг кривой LM вправо, так как ЦБ стремится стабилизировать с помощью расширения денежного предложения находящуюся в спаде экономику. Величина этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при активной — увеличивается в зависимости от глубины спада.

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика "свободы действий" или "свободы инициативы") означает, что правительство и Центральный Банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более широкое, чем в контексте дискреционной фискальной политики. "Свобода действий" означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная  макроэкономическая политика снижает  риск принятия некомпетентных  решений.

Некомпетентность в экономической политике может быть связана не столько с некомпетентностью конкретных официальных лиц, сколько с двумя следующими обстоятельствами. Во-первых, некомпетентное решение правительства может возникнуть стихийно, как результат столкновения противоречивых интересов различных социальных групп. Во-вторых, несовершенство информации является "питательной почвой" для действий дилетантов, предлагающих заманчивые, но малореалистичные программы быстрого разрешения сложных макроэкономических проблем.

При твердых курсах политики правительства и ЦБ снижаются риски принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или "популярных" программ.

2) Политика  твердого курса снижает влияние  политического бизнес-цикла на  динамику уровней занятости, выпуска  и инфляции.

Политические деятели, осуществляющие меры фискальной и монетарной политики, стараются сделать так, чтобы к моменту выборов сложились благоприятные в социальном смысле условия, которые обеспечили бы переизбрание лидеров данной партии на следующий срок. В этих целях можно сначала простимулировать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в результате более жесткой политики расходов, что обеспечит к моменту перевыборов относительно высокую занятость при относительно умеренной инфляции. Такого же результата можно добиться и с помощью противоположной комбинации мер - сначала провести жесткую антиинфляционную политику, сопровождающуюся ростом безработицы, а затем стимулирующую политику по увеличению занятости и доходов. Таким образом, маневрирование уровнями занятости и инфляции оказывается нацеленным не столько на обеспечение устойчивого экономического роста, сколько на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге политический процесс сам по себе превращается в один из факторов циклических колебаний экономики.

Твердые курсы политики правительства и ЦБ позволяют относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.

3) "Игра  по правилам" способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.

Проблема недоверия связана не столько с недоверием к отдельным официальным лицам, сколько с возможными отказами правительства и ЦБ от своих обещаний по проведению тех или иных экономических мер. Например, при произвольной макроэкономической политике правительство может объявить о льготном налогообложении прибылей от инвестиций, чтобы привлечь капитал в определенные отрасли и регионы. Но когда капитал уже инвестирован, правительство может отказаться от своих обещаний по снижению налогообложения, так как это создает угрозу увеличения дефицита госбюджета. Другой пример: в целях стимулирования инноваций правительство выдает изобретателям новых видов продукции патенты, предоставляющие им монопольное право использования ее в течение ряда лет и получения монопольной прибыли. Но после того, как изобретения уже сделаны, правительство может аннулировать патенты, чтобы сделать продукцию более доступной для потребителя.

В каждом из этих случаев экономические агенты знают, что правительство может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от "обмана" — не инвестируют и не делают изобретений. В результате такой непоследовательной политики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются заблокированными пессимистическими ожиданиями.

Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста. [12]

 

1.4 Основные направления социально-экономического  развития Республики Беларусь: приоритеты и средства

 

1.4.1 Основная цель, важнейшие задачи, приоритеты и целевые показатели пятилетия 2006-2010 гг.

 

Целевые ориентиры пятилетки и важнейшие задачи по их достижению были определены исходя из реализации принципа преемственности основных положений долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и программ с учетом складывавшейся в базисном пятилетии социально-экономической ситуации и итогов выполнения Программы-2005, а также тенденций мирового экономического развития.

Основная цель состояла в дальнейшем повышении уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. важнейшие задачи были направлены на решение вытекающих из оценки современного состояния и реализации мировых тенденций актуальных проблем, создание необходимых макроэкономических условий для перехода страны к устойчивому социально-экономическому развитию, формирование нового постиндустриального общества. Они включали:

- рост  реальных денежных доходов и заработной платы, снижение уровня малообеспеченности (бедности);

- существенное  смягчение последствий демографического  кризиса, обусловившего уменьшение  численности населения; создание  благоприятных условий и возможностей  для интеллектуального и физического развития человека;

- повышение  уровня конкурентоспособности экономики  на основе технологического обновления  и реструктуризации производства, мобилизации внутренних источников  и привлечения иностранных инвестиций  и кредитов;

- опережающее развитие сферы услуг, прежде всего прогрессивных – коммуникационных, информационных, финансовых, консалтинговых, страховых и др.;

усиление государственной поддержки научных исследований и разработок, инноваций, реализация крупномасштабных пинновационно-инвестиционныз проектов;

- развитие  взаимовыгодного экономического  сотрудничества со странами СНГ, прежде всего с Россией, Евразийского  сообщества и Евросоюзом.

Основными приоритетами были:

- Всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов населения, качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг.

- Инновационное развитие национальной экономики.

- Наращивание  экспортного потенциала на основе развития наукоемких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически чистых производств.

- Развитие  агропромышленного комплекса и  возрождение села.

Целевые показатели:

- повышение реальных денежных доходов и среднемесячной заработной платы в 1.5-2 раза;

- снижение  уровня энергоемкости ВВП в 1.4-1.5 раза;

- рост  инвестиций в основной капитал  – в 1.5-2.5 раза.

 

 

 

1.4.2 Основные расчетные макроэкономические показатели развития страны на 2006-2010 гг.

 

Показатели приведены в таблице 1 и реализованы в трех вариантах (инерционный, средний и оптимистический), различающихся интенсивностью использования ресурсов, скоростью проведения экономических реформ, масштабами внедрения достижений НТП, долей валовых накоплений (инвестиций) в ВВП, масштабами привлечения иностранных инвестиций и кредитов.

 

Таблица 1 – Темпы роста важнейших макроэкономических показателей развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., %

Показатель

2001-2005 гг. (ожидаемое выполнение)

2006-2010 гг (прогноз)

Инерционный варант

Средний вариант

Оптимистический вариант

Валовый внутренний продукт (производство)

139-142

133-140

143-150

160-162

Продукция промышленности

140-143

124-130

133-140

145-150

Продукция сельского хозяйства

129-132

122-127

127-134

134-140

Рост инвестиций в основной капитал

166-171

140-150

150-160

200-220

Производство всех видов услуг

145-150

140-150

150-160

170-175

Индексы изменения реальных денежных доходов населения

167-180

135-140

143-150

160-162

Индекс роста реальной заработной платы рабочих, служащих и колхозников

185-188

137-145

145-150

165-170

Информация о работе Проблемы осуществления макроэкономической политики государства