Проблемы развития рынка труда и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем развития современного белорусского рынка труда и выявление путей их решения.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
раскрыть понятия «рынок труда», «спрос на труд», «предложение труда»;
определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, проследить его динамику;
выявить основные проблемы развития рынка труда в Беларуси;
наметить перспективы развития рынка труда и решения проблем безработицы в Беларуси.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ РЫНКА ТРУДА, ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Рынок труд в различных теоретических концепциях. Особенности современного рынка труда….………………………………………………....….4
1.2 Структура и инфраструктура рынка труда в Республике Беларусь....9
1.3 Характеристика спроса и предложения на рынке труда, механизм его функционирования……………………………………………………………..…12
2 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь, его динамика……………………………………………………………………….15
2.2 Статистический анализ занятости и безработицы. Гендерные различия на рынке труда………………………………………………………………....…18
2.3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………………………….……..…22
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Актуальные макроэкономические проблемы сферы занятости и рынка труда…………………………………………………………………………….…26
3.2 Проблема дисбаланса на региональном рынке труда: причины и возможности решения…………………………………………………………….28
3.3 Эффективное регулирование рынка труда: зарубежный опыт….….31
Заключение………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………..…36

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 335.49 Кб (Скачать файл)

Развитие современного общества неизменно связано с дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Это объясняется тем, что давно минуло время, когда вопрос о колебаниях уровня занятости считали простым и очевидным [23, с. 481].

Сегодня в большинстве  промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно  оценивается по динамике занятости и безработицы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принима-ющие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.

К числу наиболее актуальных макроэкономических проблем сферы  занятости и рынка труда необходимо, на наш взгляд, отнести следующие:

• Постоянное сокращение численности  населения страны. Уже более 15 лет  в Республике Беларусь годовая численность  умерших превышает численность родившихся и, несмотря на сохраняющийся положительный миграционный прирост, население в стране постоянно уменьшается. Негативное влияние на динамику численности населения оказывает низкая рождаемость и высокая смертность, в том числе по причине несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий. Происходит общее постарение населения, и, прежде всего, его экономически активной части.

• Недостаточно согласованное  развитие основных факторов производ-ства. Возможности расширения занятости и сокращения безработицы зависят в первую очередь от интенсивности инвестиционных вложений в создание новых рабочих мест и темпов экономического роста. В настоящее время невысокий уровень совокупного спроса на труд из-за недостаточного объема инвестиций (прежде всего в реальный сектор производства) определяет существование циклической безработицы.

• Невысокий (при своей  значительной отраслевой и региональной дифференциации) средний уровень оплаты труда, определяющий соответствующий уровень доходов большей части населения.

• Снижение численности  занятых в науке и образовании. С 1990 численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3-5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 35 исследователей.

• Нестабильный характер занятости  в негосударственном секторе  экономики, прежде всего из-за нередких банкротств коммерческих предприятий, особенно малых и средних. В сфере малого предпринимательства нарушается трудовое законодательство,  нужно говорить и о криминализации бизнеса. В настоящее время малый бизнес все еще нельзя считать полноценным источником легальной и достойной занятости, реальной альтернативой трудоустройства для работников, увольняемых с крупных и средних предприятий.

• Качественное (структурное) несоответствие параметров спроса на труд и его предложения в региональном, отраслевом, профессиональном, возрастном и других разрезах. Нескоординированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций.

•Низкий уровень межотраслевой  и межрегиональной подвижности  населения и рабочей силы, в  которой значительна роль стихийных  и случайных процессов. Отсутствует четкая миграционная политика, регулирующая региональную динамику и структуру населения Беларуси и основанная на анализе и прогнозировании перспективных социально-экономических (инвестиционных, производственных и иных) условий [24, с. 167].

Насущность обозначенных и, возможно, других проблем сферы  занятости и рынка труда требует анализа результатов реализации действующей политики занятости, оценки ее перспективной результативности и адаптации к актуальным социально-экономическим приоритетам развития и прогнозируемому состоянию рынка труда.

Контуры политики занятости  в Беларуси должны соответствовать  отечественному и зарубежному (прежде всего развитых стран) опыту, накопленному за время эволюции государственной политики занятости, учитывая специфику нашей страны и переходного этапа ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проблема дисбаланса  на региональном рынке труда:  причины и возможности решения

Под региональным рынком труда  понимается относительно самостоятельная динамическая система распределения и использования трудовых ресурсов, складывающаяся в рамках определенной территории с присущими ей социально-экономическими и демографическими особенностями развития, природно-климатическими условиями, обусловленная спецификой территориального размещения отраслей экономики (видов экономической деятельности) и уровнем развития субъектов спроса на труд.

Особенности региональных рынков труда проявляются, с одной стороны, в их промежуточном положении между национальным рынком труда и внутренними рынками труда субъектов хозяйствования. Это обусловливает необходимость регулирования рынка труда не только на макро- и микро -, но и на мезо - уровне. Вместе с тем региональный рынок труда находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с товарными рынками и рынком образовательных услуг. По отношению к рынку товаров рынок труда является производным, так как спрос на труд зависит от спроса на результат труда. Одновременно рынок образовательных услуг является производным по отношению к рынку труда и зависит от спроса субъектов хозяйствования на работников различных уровней подготовки, специальностей и профессий. Зарубежная практика свидетельствует о том, что реализация регулятивных мер должна учитывать особенности конкретных региональных рынков труда, инструментом которых выступают региональные программы занятости, разработанные с учетом данных о развитии официально контролируемой части рынка труда, результатов предварительной оценки и прогноза развития ситуации на всех сегментах региональных рынков труда, товарных рынков, рынке образовательных услуг.

В настоящее время четко  прослеживается внутренняя дифференциация по параметрам удовлетворенного и неудовлетворенного спроса. Так, для многофункциональных  рынков труда характерен высокий  образовательный уровень работников. Одновременно снижается образовательный  уровень работников на аграрных рынках труда, где более половины занятых не имеют высшего и среднего специального образования. Региональная структура неудовлетворенного спроса на труд также неоднородна по профессионально-квалификационному признаку, что обусловлено неравномерным территориальным распределением субъектов спроса на труд и их экономическим состоянием. Вследствие этого может обостриться проблема структурной безработицы в разрезе районов и городов Республики [25].

  На официальной части регионального рынка труда предложение труда является заниженным, так как посредством мер государственного регулирования уровень официально регистрируемой безработицы постоянно снижается. Это объясняется жесткими правилами постановки на учет и выплаты пособия по безработице, условиями сохранения статуса безработного (общественные работы, сотрудничество с центром занятости и пр.), низким размером пособия по безработице. Наличие ряда формальных процедур отталкивает фактически безработного гражданина от регистрации и постановки на учет в органах государственной службы занятости. При этом регистрируемая безработица, формирующая неудовлетворенное предложение труда, неравномерно представлена в территориальном разрезе в зависимости от типа регионального рынка труда, что обусловливает значительную вариацию ключевых проблем, вызывающих дисбалансы на нем.

Наряду со значительной региональной дифференциацией объемы спроса и  предложения труда не сбалансированы по профессионально-квалифика-ционному признаку. Сравнительный анализ состава свободных рабочих мест и профессионального состава безработных граждан показывает, что по ряду профессий предложение устойчиво и в несколько раз превышает спрос, например в Витебской области по профессии бухгалтер — в 4 раза, оператор ПЭВМ — в 5, парикмахер — в 7, секретарь — в 17 раз. При этом спрос выше предложения по следующим профессиям: медсестра — в 6 раз, врач — в 15, ветврач — в 18, швея — в 4, зоотехник — в 9, токарь — в 5 раз.

Недостаток кадров не всегда связан с реальным отсутствием специалистов на рынке труда. Дефицит вызван чаще всего несоответствием требований работодателей к работнику в отношении его ключевых компетенций, навыков и уровня образования реальным компетенциям потенциальных работников, а также отсутствием возможности работодателя оплачивать труд компетентных сотрудников на достойном уровне в силу своих финансовых ограничений. Одновременно спрос на труд неравномерно распределен в разрезе регионов, что связано с дифференциацией территориального размещения субъектов спроса на труд и доминирующих видов экономической деятельности.

Одной их ключевых проблем  рассогласованности рынка труда  и рынка образовательных услуг  выступают эффекты информационной асимметрии. Проблемы неполноты информации усиливаются в связи с усложнением  деятельности субъектов рынков, появлением потребностей в новых специальностях, востребованных на рынке труда, дифференциацией и усложнением требований к работникам, что обусловливает соответствующие изменения в подготовке специалистов системой образования.

Выявленные ограничения  затрудняют самонастраивание отношений между участниками товарных рынков, рынка труда и рынка образовательных услуг, что вызывает необходимость их внешнего регулирования. Совершенствование регулирования региональных рынков труда включает также развитие институциональных форм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, одной из которых является система опережающего профессионального обучения. Под ОПО понимается совокупность совместных мероприятий учреждений образования, органов государственной службы занятости населения и работодателей по содействию в обучении работников, находящихся под риском увольнений, до наступления срока расторжения с ними трудовых договоров. Ее введение в организациях создаст возможность оказывать услуги органами государственной службы занятости работникам организаций до расторжения с ними трудовых договоров, адресно подбирая такие формы, направления переподготовки и повышения квалификации, которые позволят расширить перспективы трудоустройства. Для выделенных риск-групп работников (в результате использования процедуры дифференциации работников) предлагаются соответствующие направления образовательных программ: повышение квалификации с низких разрядов на более высокие; получение востребованной смежной профессии; получение профессии другой отрасли (сектора); помощь в организации индивидуальной предпринимательской деятельности; освоение новых компетенций (в рамках полученной ранее квалификации); развитие общих ключевых компетенций, способствующих росту социально-профессиональной адаптации работников. Практическая реализация мероприятий ОПО обеспечит возможность: осуществить превентивную подготовку и переподготовку востребованных кадров по заявкам работодателей и служб занятости с учетом приоритетов инновационного развития экономики; повысить конкурентоспособность работника на рынке труда за счет приобретения новых компетенций, способствующих повышению производительности труда в рамках профессии или овладению новыми видами профессиональной деятельности, смене рабочего места. Опережающее обучение целесообразно проводить в первую очередь среди работников отраслей — «ликвидаторов» рабочих мест, руководствуясь перечнем профессий отраслей — «создателей» рабочих мест. Это позволит сократить социальные издержки реструктуризации и обеспечить перелив трудовых ресурсов из отраслей (видов экономической деятельности), сокращающих рабочие места, в перспективные отрасли (виды экономической деятельности), минуя состояние безработицы, сохранив человеческий капитал работников [26].

Таким образом, совершенствование  регулирования региональных рынков труда состоит в более точном прогнозировании развития всех его составляющих, дифференциации регулирующих мер в зависимости от типа регионального рынка труда, определении перспективной потребности отраслей экономики (видов экономической деятельности) в кадрах, согласовании развития рынка образовательных услуг и регионального рынка труда, акцентировании внимания на превентивном регулировании за счет системы опережающего профессионального обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Эффективное регулирование  рынка труда: зарубежный опыт

 

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к  регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики. На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.

Поэтому для Беларуси важной задачей становится изучение опыта  развитых стран в данной области и, в частности, европейских государств, применяющих помимо традиционных, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда [27, c. 152].

Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости  и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует  достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.

Информация о работе Проблемы развития рынка труда и пути их решения