Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 22:31, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем развития современного белорусского рынка труда и выявление путей их решения.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
раскрыть понятия «рынок труда», «спрос на труд», «предложение труда»;
определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, проследить его динамику;
выявить основные проблемы развития рынка труда в Беларуси;
наметить перспективы развития рынка труда и решения проблем безработицы в Беларуси.
Введение………………………………………………………………..….…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ РЫНКА ТРУДА, ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Рынок труд в различных теоретических концепциях. Особенности современного рынка труда….………………………………………………....….4
1.2 Структура и инфраструктура рынка труда в Республике Беларусь....9
1.3 Характеристика спроса и предложения на рынке труда, механизм его функционирования……………………………………………………………..…12
2 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь, его динамика……………………………………………………………………….15
2.2 Статистический анализ занятости и безработицы. Гендерные различия на рынке труда………………………………………………………………....…18
2.3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………………………….……..…22
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Актуальные макроэкономические проблемы сферы занятости и рынка труда…………………………………………………………………………….…26
3.2 Проблема дисбаланса на региональном рынке труда: причины и возможности решения…………………………………………………………….28
3.3 Эффективное регулирование рынка труда: зарубежный опыт….….31
Заключение………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………..…36
Таким образом, мы рассмотрели основные подходы к анализу функционирования рынка труда. Сторонники классического подхода (Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др.) полагают, что полная занятость есть норма рыночной экономики и поэтому государство не должно вмешиваться в проблемы рынка труда. Общее перепроизводство невозможно, ибо предложение порождает спрос. В качестве регулятора рынка труда могут успешно использоваться цена и заработная плата, которые, инициируя сокращение расходов, предотвратят уменьшение реального объема выпуска, занятости и доходов. Как полагают сторонники кейнсианской концепции (Дж. Кейнс, Р. Гордон и др.), полная занятость является случайной, но не закономерной. Сторонники этого концептуального подхода выступают за государственное регулирование рынка труда посредством увеличения либо уменьшения совокупного спроса, что предотвратит неравновесное состояние рынка труда. Основное внимание институционалистов уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.
Однако ни один из перечисленных выше подходов не дает полного и адекватного представления о механизме функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.
Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.
1.2 Структура и инфраструктура
рынка труда в Республике
Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данной работе рассмотрено строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. По выбранному критерию можно выделить следующие компоненты:
Рисунок 1 – Компоненты современного рынка труда.
Наличие этих компонентов, их взаимосвязь достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Ниже рассмотрены основные характеристики указанных компонентов.
Субъекты рынка труда - наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.
Наемные работники - это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе). Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки.
Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.
Государство как субъект рыночных отношений представлено республиканскими, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:
Второй компонент - экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирова-ния рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д.
Законодательные нормы и
экономические программы
Безработица - необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Безработица как экономическое явление представляет собой вынужденную незанятость трудоспособного населения, отсутствие постоянного места работы. Незанятость является результатом действия объективных процессов: неравномерного развития производительных сил, противоречивого характера НТП, высоких темпов модернизации производства. Основными причинами безработицы являются: экономическая конкуренция, в частности на рынке труда; несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям; спад производства; свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий, несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства [12, с. 115].
Выделяют несколько видов
безработицы. Фрикционная безработица
представляет постоянное движение рабочей
силы в поисках более подходящего
места работы. Структурная безработица
связана с реструктуризацией экономики
и НТП, вследствие чего изменяется профессионально-
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда [13, с. 9].
1.3 Характеристика спроса и предложения на рынке труда, механизм его функционирования.
Особенность национального рынка заключается в том, что в нем не может быть достигнуто состояние полной занятости населения.
В свою очередь, занятость – это участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы [14, с. 196].
Невозможность достижения полной занятости связано с тем, что для развития национальной экономики необходимо наличие незадействованных или еще не освоенных ресурсов, к числу которых относятся трудовые ресурсы. Наличие свободных трудовых ресурсов, не задействованных в экономике, позволяет ей развиваться. При тотальной занятости развитие либо полностью прекращается, либо происходит медленными темпами.
По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения:
экономически неактивная часть населения. Это население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам — инвалиды. Оно не участвует в функционировании экономики, а поэтому не рассматривается как часть рынка труда;
экономически активная часть населения. Это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности. Его делят на население занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда состоит именно из этой второй группы населения, которая и определяет его функционирование.
На особенности функционирования рынка труда оказывают влияние:
из наиболее подверженных влиянию других рынков.
Например, изменение стоимости потребительских товаров неизбежно повле-чет изменение уровня оплаты труда;
Например, рост объемов пособий на ребенка приведет к изменению состояния рынка труда;
Например, снижение престижа определенной профессии приведет к трансформации рынка труда;
Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал.
Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется, в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.
Информация о работе Проблемы развития рынка труда и пути их решения