Пути повышения прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной дипломной работы является поиск путей повышения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории
- Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории
1.1 Сущность, функции и источники образования прибыли торгового предприятия
1.2 Прибыль и рентабельность как показатели эффективности коммерческой деятельности
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния
2 Оценка и анализ прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес»
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Ваш бизнес»
2.2 Анализ формирования прибыли ООО «Ваш бизнес»
2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «Ваш бизнес»
3 Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес
3.1 Основные направления повышения прибыли и рентабельности
3.2 Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий
3.2.1 Эффективность совершенствования работы с поставщиками
3.2.2 Эффективность организации работы под заказ
3.2.3 Эффектность организации обновления компьютеров
3.2.4 Расчет сводных показателей эффективности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс.баб.docx

— 67.45 Кб (Скачать файл)

Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности  право оперативно маневрировать  поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты .налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам  деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль.

Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая предназначена  для строительства и приобретения основных фондов, т. е. создания нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут  раздельный учет образования и использования  фондов накопления.

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного  назначения и осуществление других капитальных вложений. Часть средств  фонда накопления, направленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется  безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числились в  активе баланса на расчетном счете, появляется эквива­лентная стоимость  другого имущества, созданного на эти  средства и также отраженного  в активе, но по другой статье (например, «Основные средства», «Нематериальные  активы» и др.

Кроме того, за счет фонда  накопления финансируют расходы, которые  носят безвозвратный характер:

-  на проведение научно-исследовательских  работ;

-  на природоохранительные  мероприятия;

-  расходы сверх установленных  норм включения в себестоимость  для налогообложения (повышение  квалификации, командировочные, представительские  расходы, проценты за кредит  и др.);

-  расходы по выпуску  ценных бумаг;

-  взносы по созданию  других предприятий;

-  уплата штрафных санкций  в случае сокрытия (за­нижения) прибыли,  нарушения требований по охране  окружающей среды; ряд других  расходов.

Для контроля за движением  средств в составе фонда накопления рекомендуется выделять фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.

Средства фондов потребления  предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме  капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств  фондов потребления работникам выплачиваются  премии, не связанные с производственными результатами, различ­ного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Социальные и компенсацион­ные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет средств фонда потребления. К социальным выплатам относятся; материальная помощь, оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых, приобретение за счет предприятия медикаментов и т.п.

Фондовый метод использования  прибыли предполагает распределение  чистой прибыли в соответствии с  учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и  расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной  политике предприятия

Изначально различают  бухгалтерскую и экономическую  прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль  определяется как разность между  валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму  прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.

Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской  деятельности, следует учитывать  не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные  издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих  владельцам предприятия или предприятию  как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.

Сумма явных и имплицитных  издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом  совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский  доход, который свидетельствует  об окупаемости расходов торгового  предприятия (предпринимателя) и способности  его к самофинансированию (саморазвитию)»[3]. Таким образом, бухгалтерская прибыль  отличается от экономической на величину имплицитных издержек.

Показатели прибыли отражают прибыль как экономическую категорию  и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в  анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей, это система  показателей определяемая бухгалтерской  отчетностью

1.2  Прибыль и рентабельность  как показатели эффективности  коммерческой деятельности

Чтобы торговое предприятие  успешно функциониро­вало, необходимо проводить глубокий анализ его коммер­ческой  деятельности в зависимости от постоянно  меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво  прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее[4].

Проводя систематический  и глубокий анализ коммер­ческой  деятельности, можно:

-  быстро, качественно  и профессионально оценивать  результативность коммерческой  работы как предприятия в целом,  так м его структурных подразделений;

-  точно и своевременно  находить и учитывать факто­ры, влияющие на получаемую прибыль  по конкретным ви­дам реализуемых  товаров и предоставляемых услуг;

-  определять расходы  на торговую деятельность (из­держки  обращения) и тенденции их изменения,  что необ­ходимо для определения  продажной цены и расчета рента­бельности;

-  находить оптимальные  пути решения коммерческих проблем  торгового предприятия и получения  достаточной прибыли в ближайшей  и отдаленной перспективе.

Как можно оценить и  проанализировать деятельность торгового  предприятия? Очевидно, что любая  коммерчес­кая организация, независимо от ее размеров, сферы дея­тельности, прибыльности или убыточности, —  сложная си­стема, которая взаимодействует  с рыночной средой. Поэто­му вряд ли найдется единственный показатель, который  мог бы исчерпывающе отразить все  стороны коммерческой де­ятельности  предприятия. Таковым не может быть даже прибыль, хотя этот показатель является наиболее точно определяющим эффективность  функционирования органи­зации (предприятия). Для всесторонней оценки эффектив­ности деятельности предприятия необходима система показателей.

Как было отмечено выше, важнейшим  показателем эф­фективности работы торгового (коммерческого) предприя­тия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия — объем реализованной  продукции, ее состав и ассортиментная структу­ра, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т. д.

От размера полученной прибыли зависят пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата на­логов и др. Наличие прибыли  свидетельствует о том, что расходы  торговых предприятий полностью  покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. При­быль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами. В торговле разли­чают прибыль от реализации товаров (операционная при­быль) и чистую, или балансовую, прибыль.

Операционная прибыль  — это разность между торго­выми надбавками (наценками) и издержками обращения,

Прибыль от продаж рассчитывается с учетом так на­зываемых прочих планируемых и непланируемых  доходов и расходов. К планируемым  расходам относят налоги, уп­лачиваемые  в федеральный и местный бюджеты; неплани-руемые расходы — штрафы, пени и неустойки, уплачен­ные за нарушение договорных обязательств, убытки от спи­сания безнадежных  долгов и другие потери, которые  умень­шают операционную прибыль. К  непланируемым доходам относят  штрафы, пени и неустойки, полученные от раз­личных организаций, излишки  товарно-материальных цен­ностей, выявленные при инвентаризации, списание креди­торской  задолженности за истечением сроков исковой дав­ности и др.

Для характеристики экономической  эффективности тор­гового предприятия, а также в целях проведения сравни­тельного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень  прибыли ха­рактеризует рентабельность торговых организаций — один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли — отношение  суммы прибыли к товарообороту. Однако он не является единственным показателем  рентабельности тор­говой или коммерческой деятельности, ибо показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме  товарооборота. В данном показателе не находит отражение степень эффек­тивности всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой -деятельностью. Так, при одной и той же сумме прибыли и товарооборота у раз­ных коммерческих организаций могут быть различные вло­жения в основные и оборотные средства. В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведен­ными затратами (издержками обращения)

 

где П — прибыль торгового  предприятия за опреде­ленный период (в сумме);

Р — расходы торгового  предприятия (в сумме).

Этот показатель позволяет  судить об эффективности коммерческой деятельности, поскольку показывает, какова доля прибыли на каждый рубль  расходов по ведению ком­мерции.

К другим показателям эффективности  этой группы мож­но отнести: отношение  прибыли к фонду заработной пла­ты; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые  другие.

Одним из качественных показателей  эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (рас­ходы по осуществлению коммерческой деятельности).

Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме  затраты на осуществление торговой де­ятельности. Эти издержки могут  быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. с вы­полнением торговлей дополнительных функций (расходы по перевозкам, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.). Такого рода расходы называются дополнительными  издер­жками.

Расходы, связанные с осуществлением процессов купли-продажи товаров (закупка, реализация товаров и процес­сы, которые непосредственно способствуют совершению актов купли-продажи  товаров), называются чистыми издержками обращения. При анализе коммерческой деятель­ности важно выявить  долю чистых и дополнительных издержек обращения. Уровень издержек обращения  рассчи­тывается как процентное отношение суммы издержек обращения  к товарообороту. Он в определенной степени от­ражает экономичность  коммерческой деятельности и при­меняется при сравнении работы однотипных и находящих­ся в примерно одинаковых условиях торговых организаций.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход  от вложения средств в акции и  другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью  окупаются средства, вложенные в  торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли  к собственному капиталу.

Рентабельность активов  рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет  оценить эффективность суммарных  капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных  размеров источников этих средств.

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и  оборотных средств для расчета  уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых  подчеркивает определенный аспект результатов  деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный  отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих  затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно  влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых  на предприятии работников, характеризует  эффективность использования рабочей  силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к  среднесписочной численности работников).

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади  предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете  на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади  позволит повысить размер прибыли.

Основные показатели приведены  в таблице 1.1.

Таблица 1.1Система показателей  оценки прибыли и рентабельности

Показатель Методика расчета Условные обозначения Значение

Уровень валовой прибыли Увп=ВП/Т*100 

ВП – валовая прибыль, тыс. руб.

Т – товарооборот, тыс. руб.

Характеризует долю валовой  прибыли в товарообороте

Уровень издержек обращения Уио=ИО/Т*100 ИО – издержки обращения, тыс. руб. Характеризует долю издержек обращения в товарообороте

Информация о работе Пути повышения прибыли на предприятии