Пути повышения прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной дипломной работы является поиск путей повышения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории
- Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории
1.1 Сущность, функции и источники образования прибыли торгового предприятия
1.2 Прибыль и рентабельность как показатели эффективности коммерческой деятельности
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния
2 Оценка и анализ прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес»
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Ваш бизнес»
2.2 Анализ формирования прибыли ООО «Ваш бизнес»
2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «Ваш бизнес»
3 Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес
3.1 Основные направления повышения прибыли и рентабельности
3.2 Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий
3.2.1 Эффективность совершенствования работы с поставщиками
3.2.2 Эффективность организации работы под заказ
3.2.3 Эффектность организации обновления компьютеров
3.2.4 Расчет сводных показателей эффективности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс.баб.docx

— 67.45 Кб (Скачать файл)

Рентабельность конечной деятельности R=ЧП/Т*100 ЧП – чистая прибыль, тыс. руб. Характеризует уровень чистой прибыли к товарообороту

Рентабельность собственного капитала Rск=ЧП/СК*100 СК – собственный капитал, тыс. руб. Характеризует эффективность использования собственного капитала

Рентабельность активов Rа=А/СК*100 А – сумма активов, тыс. руб. Характеризует эффективность использования активов

Используя эти основные показатели, можно дать экономическую оценку эффективности деятельности торгового  предприятия.

1.3  Факторы, оказывающие  влияние на прибыль и методика  оценки их влияния

В ходе анализа прибыли  и рентабельности изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).

Основными составляющими  прибыли являются:

-  товарооборот,

-  издержки обращения,

-  внереализационные доходы  и расходы.

Товарооборот является одним  из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий. Различают розничный и оптовый  товарооборот. Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров  либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления  в качестве сырья, материалов, комплектующих  и т.д. В результате оптового товарооборота  товары не выходят из сферы обращения. Розничный товарооборот – это  продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в  сферу потребления. Сущность розничного товарооборота выражают экономические  отношения, связанные с обменом  наличных денежных средств населения  на приобретенные товары. Однако в  состав розничного товарооборота может  быть включены: продажа по безналичному расчету продовольственных товаров  юридическим лицам социального  назначения (больницам, санаториям, детским  садам и др.); продажа товаров  юридическим лицам, но исключительно  за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

Издержки обращения –  это выраженные в денежной форме  затраты живого и овеществленного  труда по доведению товара от производителя  до потребителя, преобразованию производственного  ассортимента в торговый, организации  процесса купли-продажи и потребления, удовлетворения спроса потребителей. Издержки обращения учитываются  на всех стадиях ценообразования, начиная  от производства, когда в себестоимость  продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной  торговли.

Внереализационные доходы и  расходы не связаны с основной деятельностью предприятия. К ним  относятся проценты к получению  и проценты к оплате, доходы от аренды и сдача имущества в аренду, прочие подобные доходы и расходы.

На размер прибыли и  рентабельности влияют две группы факторов: внутренние и внешние (рис. 1.3).

 

результаты коммерческой деятельности,

эффективность заключенных  сделок на поставку товаров,

объем и структура товарооборота,

формы и системы оплаты труда,

производительность труда,

эффективность основных и  оборотных средств,

уровень валовых доходов  и издержек обращения,

размер прочей прибыли,

нарушения налогового законодательства

 

уровень развития экономики  страны в целом;

меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;

природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия;

не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; и  т.д.;

нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями  государственной дисциплины по хозяйственным  вопросам

 

 

Рис. 1.3. Факторы, оказывающие  влияние на прибыль

Внешние факторы – это  факторы внешней среды существования  предприятия. В большинстве случаев  оно само не может на них повлиять, и, поэтому вынуждено приспосабливаться  к ним.

К группе внешних факторов относятся:

-  уровень развития  экономики страны в целом;

-  меры регулирования  деятельности предприятий со  стороны государства;

-  природные (климатические)  факторы, транспортные и другие  условия, вызывающие дополнительные  затраты у одних предприятий  и обусловливающие дополнительную  прибыль у других;

-  не предусмотренные  планом предприятия изменения  цен на сырье, продукцию, материалы,  топливо, энергоносители, покупные  полуфабрикаты; тарифов на услуги  и перевозки; норм амортизаци­онных  отчислений; ставок арендной платы;  минимальной заработной платы  и начислений на нее; ставок  налогов и других сборов, выплачиваемых  пред­приятием;

-  нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими  организациями государственной  дисциплины по хозяйственным  вопросам, затрагивающим интересы  предприятия.

Внутренние факторы непосредственно  связаны с результатами деятельности предприятия, в основном повлиять на них может само руководство предприятия, к ним относятся:

-  результаты коммерческой  деятельности,

-  эффективность заключенных  сделок на поставку товаров,

-  объем и структура  товарооборота,

-  формы и системы  оплаты труда,

-  производительность  труда,

-  эффективность основных  и оборотных средств,

-  уровень валовых доходов  и издержек обращения,

-  размер прочей прибыли,

-  нарушения налогового  законодательства.[5]

Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе  производится анализ динамики прибыли  и рентабельности в целом по предприятию  и по его подразделениям путем  выявления тенденции изменения  массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях  исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей  и сравниваются с динамикой аналогичных  показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается  влияние факторов на прибыль и  рентабельность.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

-  объема реализации  продукции (VРП);

-  ее структуры (УДi);

-  себестоимости (Сi);

-  уровня среднереализационных  цен (Цi).

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция  является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Для определения степени  влияния рассмотренных факторов на уровень прибыли и рентабельности используются различные математические и статистические методы.

Для определения тенденции  развития показателя используют метод  конечных разниц, метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов. Метод  конечных разниц заключается в том, что определение степени уравнения, описывающего тенденцию развития показателя, происходи путем нахождения разниц между показателями. Метод укрупнения интервалов заключается в том, что уровни ряда объединяют в более крупный временной интервал (дни в недели, месяцы в кварталы и т.п.). Метод скользящей средней – это присваивание уровню ряда значения, равного средней арифметической предыдущего, текущего и последующего значения показателя. Метод наименьших квадратов наиболее точно определяет тенденции развития показателя, но является и самым трудоемким. Он заключается в том, чтобы определить функцию, описывающую линию тренда, квадрат расстояния от которого до фактических значений показателя наименьший[6].

Определение степени влияния  факторов происходит при помощи такого статистического метода, как метод  цепных подстановок. Недостатком этого  метода является то, что порядок  выбора фактора влияет на результат  анализа, достоинством является простота расчетов и возможность определения  степени влияния с минимальными временными затратами.

 

2  Оценка и анализ  прибыли и рентабельности ООО  «Ваш бизнес»

2.1  Организационно-правовая  и экономическая характеристика  ООО «Ваш бизнес»

Общество является юридическим  лицом, действующего на принципах полного  хозяйствования расчета, самофинансирования, имеет круглую печать и штампы, фирменные бланки, собственный товарный знак, эмблему и другие реквизиты, самостоятельный баланс расчетный  и иные счета в учреждениях  и банках.

Предприятие приобретает  права юридического лица с момента  его регистрации постановлением главы администрации Советского района г. Красноярска.

Предметом деятельности общества, согласно уставу, является:

-  розничная торговля  компьютерами, оргтехникой и комплектующими;

-  осуществление внешнеэкономической  деятельности;

-  торгово-закупочная деятельность.

При осуществлении хозяйственной  или иной деятельности предприятие  может от своего имени приобретать  имущественные и неимущественные  права, нести обязанности, заключать  договора, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, совершать  в страна и за рубежом в установленном  порядке сделки, осуществлять иную деятельность в соответствии с действующем  законодательством и настоящим  Уставом.

Имущество предприятия составляют финансовые ресурсы и материальные ценности, находящиеся на балансе  и являются собственностью общества. Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, личные средства участников, вложенные в  уставный капитал.

Предприятие создается на основе индивидуальной собственности  граждан путем формирования Уставного  капитала предприятия за счет взносов  денежных средств, передачи имущества  интеллектуальной собственности.

Размер Уставного капитала может пополняться за счет прибыли  от коммерческой деятельности, либо расширения состава учредителей и суммы  их взносов.

Учредители несут убытки по обязательствам Предприятия в  пределах их вкладов. Учредители, не полностью  внесшие вклады, отвечают по обязательствам Предприятия невнесенной частью вклада.

Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде его  ликвидации и реорганизации.

 Высшим органом управления  является Совет учредителей, в  его ведении находятся вопросы:

-определение стратегии  развития предприятия;

-внесение изменений в  Устав предприятия;

-назначение руководителя  предприятия.

Структура организации - это  логические взаимоотношения уровней  управления и функциональных обязанностей.

Организационная структура  управления - это форма разделения труда, закрепляющая определенные функции  управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления. Структура управления в значительной мере определяет результативность взаимодействий и эффективность функционирования организационной структуры в  целом. Поэтому она должна строится с таким расчетом, чтобы обеспечить достижение целей организации с  наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1. Структура управления ООО «Ваш бизнес»

 

Фирма имеет свой расчетный  счет в ЗАО КБ “Кедр”, через который  осуществляет все безналичные платежи.

Целями деятельности ООО  «Ваш бизнес» являются:

-  удовлетворение общественных  потребностей в его услугах  (работе, продукции);

-  реализация на основе  получения прибыли социально  – экономических интересов членов  трудового коллектива и собственников  предприятия;

-  удовлетворение через  демократические механизмы самоуправления  и социально-профессионального роста  потребности работников в социальном  самоуважении, самореализации личности;

Предприятие занимает несколько  помещений: торговый зал, складское  помещение, кабинет главного бухгалтера, кабинет руководства.

Торговый зал оборудован современной офисной мебелью  и техникой.

Основные экономические  показатели ООО «Ваш бизнес» приведены  в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Основные экономические  показатели работы ООО «Ваш бизнес»  за 2002-2003 года

Показатели Ед. изм. 2002 2003 Отклонение Темп роста, %

Товарооборот Тыс. руб. 15744 16607 863 105,48

Численность работников всего Чел. 15 15 0 100,00

В т.ч. ТОП Чел. 10 10 0 100,00

Производительность труда  одного работника Тыс. руб./ чел. 1049,6 1107,133 57,53 105,48

Показатели Ед. изм. 2002 2003 Отклонение Темп роста, %

Производительность труда  одного работника ТОП Тыс. руб./ чел. 1574,4 1660,7 86,30 105,48

Валовая прибыль     

Сумма Тыс. руб. 4105 4836 731 117,81

Уровень в % к товарообороту % 26,07 29,12 3,05 -

Издержки обращения     

Сумма Тыс. руб. 3089 3708 619 120,04

Уровень в % к товарообороту % 19,62 22,33 2,71 -

Прибыль (убыток) от продаж     

Сумма Тыс. руб. 1016 1128 112 111,02

Рентабельность продаж % 6,45 6,79 0,34 -

Доходы от участия в  деятельности других предприятий Тыс. руб. - - - -

Информация о работе Пути повышения прибыли на предприятии