Реформа социальной защиты населения на местном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие социального обеспечения. 5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты. 7
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России. 9
3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 10
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы
социального обеспечения. 10
4. Социальная поддержка населения. 12
4.1. Государственная социальная помощь обеспечит
прожиточный минимум российским гражданам. 13
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан. 14
4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ по
усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения. 15
4.4. Нормативы государственной социальной помощи
согласно закона «О государственной социальной помощи» 18
4.5. Социальные льготы и новое неравенство. 20
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне. 23
5.1. Бедность в России. 24
5.2. Адресное предоставление социальной помощи. 26
5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне. 30
5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне. 33
5.5. Перспективы развития социальной защиты населения. 36
Заключение. 38
Литература. 40

Файлы: 1 файл

состав выплат соц характера на предприятии.docx

— 121.65 Кб (Скачать файл)

услуги, в том числе  социальные, заключая договор с общественной или

коммерческой организацией. Многие органы местного самоуправления, в том числе в

пилотных городах, уже использовали эту возможность в других отраслях комплекса

социальной сферы, прежде всего при организации обслуживания жилого фонда.

[24]

Диверсификация социального  обслуживания требует большего, чем  просто наличие

правовой базы и существование  некоммерческих организаций. Муниципалитеты

должны выразить готовность распрощаться со своей монополией в  предоставлении

социальных услуг и  начать работать совместно с негосударственными

организациями. Со своей  стороны, общественность должна продемонстрировать

готовность работать с  местной властью и уровень  профессиональной и

управленческой компетентности, достаточный для удовлетворения потребностей в

социальных услугах.

Анализ опыта четырех  городов позволяет выявить имеющиеся  тенденции в

диверсификации социального  обслуживания. В целом в этой области  пока

доминируют муниципальные  социальные учреждения. Тем не менее та или иная

степень сотрудничества с  некоммерческим сектором присуща всем городским

администрациям. Хотя реально  собственно взаимодействие еще только

формируется, его масштаб  и используемые модели различны. Таблица 5.3

представляет индикаторы взаимодействия в четырех пилотных городах.

Пермь, где действует сильный  центр поддержки негосударственных  организаций, -

безусловный лидер в развитии взаимодействия между общественностью  и местным

самоуправлением. Хотя формы  сотрудничества самые разные, важнейшая  модель -

предоставление грантов  на конкурсной основе тем общественным организациям,

которые успешно предоставляют  необходимые услуги местному сообществу. Успехи

грантовых конкурсов вносят существенную лепту в развитие сотрудничества между

городской администрацией и  общественностью.

В Новгороде сильный некоммерческий сектор и администрация взаимодействуют  по

целому ряду вопросов, прежде всего в области помощи инвалидам. Хотя в

Новгороде и был проведен муниципальный конкурс на поддержку  социальных

проектов, его не удалось  довести до конца: победители не получили гранты, тем

не менее в тех или  иных формах помощь им обещала оказать  администрация. В

городе используются другие формы сотрудничества, в частности, предоставление

общественным организациям муниципальных помещений.

Сравнительно с этими  городами в Томске взаимодействие общественности и

местной власти развито меньше. Однако здесь используются различные  формы

сотрудничества, например, организация  совместных мероприятий. В Арзамасе

низкий уровень взаимодействия обусловлен недостаточной активностью

общественного сектора.

Хотя конкурсные механизмы  распределения грантов уже использовались как

минимум в одном из пилотных городов, ни один из них не имеет  опыта

конкурсного размещения муниципальных  заказов на социальное обслуживание.

Большинство из них сегодня  готовы развивать это направление. На конец 1999 г.

два города, Новгород и Томск, приняли необходимые нормативные  документы,

которые охватывают широкий  круг вопросов, включая требования к справедливому

и равному обращению с  участниками конкурса, обеспечивают необходимый уровень

прозрачности конкурсного  процесса. Тем не менее томское законодательство

ограничивает круг участников конкурса некоммерческими организациями. Ни один

из нормативных документов не включает описания апелляции в  случае

несправедливого обращения  с участниками конкурса.

На момент обследования в  Арзамасе и Перми нормативная  база была недостаточной

для проведения конкурсов  муниципального социального заказа. Пермское

законодательство не разделяло  социальный заказ и социальный грант.

Таблица 5.3. Взаимодействие между общественными организациями  и органами

местного самоуправления (январь 2000 г.)

Арзамас Новгород Томск Пермь

Муниципальные социальные учреждения направляют граждан в общественные организации  X  X

Общественные организации  и городская администрация имеют  соглашения об обмене информацией  X X X

Общественные организации  используют муниципальные помещения  и оборудование для предоставления услуг населению X X  X

Общественные организации  сотрудничают с администрациями  в проведении мероприятий X X X X

Общественные организации, предоставляющие социальные услуги, получали гранты от местной администрации    X

Общественные организации  получали другую помощь в финансовой и натуральной форме от города  X  X

Городская администрация  проводила конкурсы на размещение муниципального социального заказа

 

 

 

Источник: интервью Urban Institute (USA) и Фонда "Институт экономики города"

с представителями городских  администраций Арзамаса, Новгорода, Томска и

Перми.

Сложившаяся административная практика может рассматриваться  как важнейшее

препятствие для развития муниципального социального заказа. Ни один из

четырех обследованных городов  не ведет учет административных издержек на

предоставление пособий  или услуг силами муниципальных  учреждений. Это,

безусловно, осложнит попытки  выявить экономию при заключении контрактов на

предоставление услуг  силами общественных организаций. Кроме  того, размещение

заказа требует большей  административной нагрузки на органы управления, чем в

случае предоставления грантов. Органы социальной защиты в обследованных

городах не имели необходимой подготовки в этих вопросах.

Готовность общественных организаций к участию в конкурсах  на размещение

социального заказа различна. В Новгороде, и особенно в Перми, множество

некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, имеют  опыт участия

в конкурсах, проводимых либо местной властью, либо международными

благотворительными фондами. Это не столь характерно для Томска и Арзамаса.

Однако важнейшим препятствием для получения муниципального заказа может быть

размер общественной организации. Множество организаций во всех пилотных

городах совсем небольшие и не смогут предоставлять услуги в масштабе города и

даже района, так как  группа населения, которой необходимы услуги (например,

пенсионеры, нуждающиеся  в обслуживании на дому), весьма значительна. Кроме

того, большинство общественных организаций не имеет необходимых  лицензий на

социальное обслуживание.

Большинство этих сложностей можно преодолеть. Однако там, где  число

некоммерческих организаций  или других потенциальных поставщиков  услуг

невелико, вряд ли можно в  ближайшем будущем ожидать развития муниципального

социального заказа. Во всем остальном диверсификация социального  обслуживания

имеет хорошие перспективы, причем одни города, несомненно, имеют  больше

возможностей для ее скорейшего осуществления, чем другие.

 

5.5. Перспективы развития  социальной защиты населения

 

Стратегия реформирования социального  сектора, предложенная нынешним российским

правительством,[25] включает предложения

по развитию отдельных  отраслей комплекса социальной сферы (образование,

здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт  и др.). Общие

ориентиры здесь: обеспечение  всеобщей доступности и общественно  приемлемого

качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего,

медицинское обслуживание и  среднее образование; обеспечение  максимально

эффективной защиты социально  уязвимых домохозяйств; создание для

трудоспособного населения  экономических условий, позволяющих  гражданам за счет

собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального  потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных  расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы

высвободить необходимые  бюджетные ресурсы, предусматривается  сокращение

бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот  и выплат,

предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть

федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна

предоставляться преимущественно  в адресной форме и только тем  домохозяйствам,

фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут

шире использовать процедуры  обязательной проверки нуждаемости  получателей

социальной помощи. Предусматривается  также установление ограничений  на общее

число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться

одновременно одной и  той же семье.

Переход к адресному порядку  предоставления помощи может значительно  улучшить

положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного  числа

получателей, таких как  ветераны Великой Отечественной  войны, ликвидаторы

аварии на Чернобыльской  АЭС, Герои Советского Союза и  России, категориальные

льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти  льготы

предполагается перевести  в форму денежных выплат и производить  из

федерального бюджета. Льготы, установленные для различных  категорий

государственных служащих, работников правоохранительных органов  и

военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и

включены в оплату труда.

2) Перераспределение полномочий  по реализации федерального социального

законодательства. Стратегия  реформирования социального сектора  предполагает

изменение действующего порядка  взаимодействия органов власти федерального и

регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В

целом предполагается передача большего объема полномочий по определению

размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный

уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной

социальной помощи, могут  варьироваться в региональном разрезе  в зависимости

от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости

населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться

на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении  величины

федеральных трансфертов. Новая  система потребует усиления методической роли

федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и

типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой  сфере - расширение

возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами,

по выбору производителей услуг, в том числе в области  здравоохранения и

образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе

активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается

обеспечение равноправного  доступа к государственному финансированию через

механизм социального  заказа для государственных и негосударственных

Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне