Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:00, курсовая работа
Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
Введение. 3
1. Понятие социального обеспечения. 5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты. 7
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России. 9
3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 10
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы
социального обеспечения. 10
4. Социальная поддержка населения. 12
4.1. Государственная социальная помощь обеспечит
прожиточный минимум российским гражданам. 13
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан. 14
4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ по
усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения. 15
4.4. Нормативы государственной социальной помощи
согласно закона «О государственной социальной помощи» 18
4.5. Социальные льготы и новое неравенство. 20
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне. 23
5.1. Бедность в России. 24
5.2. Адресное предоставление социальной помощи. 26
5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне. 30
5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне. 33
5.5. Перспективы развития социальной защиты населения. 36
Заключение. 38
Литература. 40
распространением малодетности, сближением параметров сельской и городской
рождаемости, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной
рождаемости, увеличением рождаемости в малолетнем возрасте матери.
Острота депопуляции в Российской Федерации является также следствием высокого
уровня смертности, прежде всего в трудоспособных возрастах у мужчин и в
младенческом возрасте. Особое место среди причин смертности у мужчин в
трудоспособных возрастах занимают неестественные причины смерти – несчастные
случаи, отравления, травмы. Низкая продолжительность жизни особенно
характерна для лиц с относительно низким уровнем образования.
Демографическая ситуация должна
стать предметом особого
Для этого необходима разработка
специальной Концепции
политики Российской Федерации на период до 2015 г., которая должна войти в
перечень первоочередных мер социальной политики на 2000-2001 гг.
4.1. Государственная социальная помощь обеспечит
прожиточный минимум российским гражданам.
Правительство РФ установило прожиточный минимум в целом по России за первый
квартал 2000 года: в расчете на душу населения 1137 руб. 66 коп., для
трудоспособного населения - 1232 руб. 28 коп., для пенсионеров - 851 руб. 32
коп., для детей – 1160 руб. 66 коп. Величина прожиточного минимума является
определяющей для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации
социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования
минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости,
устанавливаемых на федеральном уровне, а также для определения размеров
стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех
уровней на 2000 год. Со дня установления Правительством РФ величины
прожиточного минимума вступают в силу ряд нормативных правовых актов, имеющих
важное практическое значение, в том числе Федеральных закон “О
государственной социальной помощи”.
В общей системе мер по совершенствованию социальной политики РФ большое
внимание уделено вопросам усиления адресности социальной помощи малоимущим
слоям населения. Однако в регионах эти вопросы решались бессистемно,
принимались сотни различных, зачастую противоречивых, нормативных правовых
актов, регулирующих порядок ее предоставление на различных основах.
Руководителями субъектов РФ, а также местного самоуправления неоднократно
высказывались предложения о необходимости принятия на федеральном уровне
законодательного акта, регулирующего единые правовые и организационные основы
оказания государственной социальной помощи российским гражданам.
В этой связи 25 июня 1999 года
Государственной Думой был
года одобрен Советом Федерации и 17 июля 1999 года подписан Президентом РФ
Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, который призван
поддержать уровень жизни семей и одиноких граждан, доходы которых ниже
величины прожиточного минимума. Закон содержит основные нормы, необходимость
законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона от 24
октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”
(последним предусматривается,
что семья или одинокий
доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте РФ, считаются малоимущими и имеют право на получение
государственной социальной помощи).
Размер государственной помощи, согласно Закону “О государственной социальной
помощи”, устанавливается в пределах разницы: для одиноко проживающего
гражданина - между прожиточным
минимумом и его душевым
между суммой величин прожиточных минимумов (для всех членов семьи) и общим
доходом членов семьи.
Кроме адресного принципа государственной социальной помощи (а именно, для
граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума), Закон устанавливает также
заявительный принцип предоставления помощи нуждающимся.
Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства
федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В
случае недостаточности средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных
бюджетов, такие средства выделяются за счет средств бюджета вышестоящего
уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке,
установленном законодательством РФ.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется органами социальной
защиты населения по месту жительства или пребывания в виде денежных выплат,
как то: социальные пособия, субсидии, компенсации или в натуральном виде -
жизненно необходимыми товарами.
Закон предусматривает возможность проверки представленных заявителем сведений
о составе семьи, доходах и имуществе, а также возможность отказа в назначении
этой помощи в случае предоставления заявителем неполных или недостоверных
данных.
Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи или
одинокого гражданина, а также методика расчета среднедушевого дохода,
используемого для определения права малоимущих граждан на государственную
социальную помощь, определяются соответствующим Порядком, утвержденным
Постановлением Правительства РФ 22 февраля 2000 г.
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан
Лица, проживающие на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики
В соответствии с постановлением Правительства РФ “О мерах по социальной
защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной
энергетики” населению, проживающему в 30-километровой зоне вокруг действующих
электростанций, установлены льготные тарифы за пользование электроэнергией и
теплом (при подаче его от систем теплоснабжения атомных электростанций) на
бытовые нужды - в размере 50% от платы, определяемой в общем порядке.
Судьи
Согласно Закону Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”
судьи имеют право на внеочередную бесплатную установку телефона; бесплатный
проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением
такси); бесплатный проезд на пригородном транспорте; 50-процентную скидку на
оплату жилой площади, коммунальных услуг, топлива, а также на абонентную
плату за телефон.
Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и
муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие диагностику и лечение
ВИЧ-инфицированных
В соответствии с Федеральным законом “О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)” работники
предприятий, учреждений и
государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие
диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, подлежат обязательному страхованию
на случай заражения вирусом иммунодефицита при исполнении своих служебных
обязанностей, а также на случай наступления в связи с этим инвалидности или
смерти от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции. Данная категория
работников также имеет право на сокращенный рабочий день и дополнительный
отпуск за работу в особо опасных условиях труда.
Граждане, проживающие и работающие в закрытом
административно-
Согласно Закону Российской Федерации “О закрытом административно-
территориальном образовании” граждане, проживающие и работающие в закрытом
административно-
бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их
жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при
аварии на предприятиях или объектах.
За работниками предприятий или объектов (других юридических лиц,
расположенных на территории
закрытого административно-
образования), высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией
указанных организаций, а также при сокращении численности или штата
сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев) средняя
заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой
стаж.
В случае ликвидации предприятий или объектов (а также других юридических лиц,
расположенных на территории
закрытого административно-
образования), уменьшения объемов или перепрофилирования производства,
влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на
досрочный (но не менее чем за два года) выход на пенсию.
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за
сданное ими в федеральную собственность жилье по сложившимся в данных
регионах ценам либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом
месте жительства.
4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ
по усилению адресности социальной
поддержки малоимущего
Усиление адресности социальной
поддержки малоимущего
главных приоритетов социальной политики государства на 2001 год и
среднесрочную перспективу
Стратегические направления и ориентиры политики государства на 2001 год и на
среднесрочную перспективу, определены в Бюджетном послании Президента России
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2001 год
и на среднесрочную перспективу" и в Плане действий Правительства Российской
Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001
годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 № 1072-
р).
В соответствии с указанными программными документами переход к адресной
социальной поддержке
подразумевает необходимость
большого комплекса социальных обязательств, установленных федеральным
законодательством. Государство не отказывается от наиболее важных социальных
гарантий населению. Напротив, социальная поддержка твердо гарантируется
наиболее нуждающимся гражданам страны.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения на ближайшую
перспективу положен принцип адресного предоставления социальной помощи лишь
тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного
минимума.
По данным Минэкономразвития России, в 1999 г. расходы консолидированного
бюджета по статьям раздела "Социальная политика" составили 1,7% ВВП страны
или примерно 6% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской
Федерации. При этом необходимое финансирование установленных на федеральном
уровне льгот и пособий оценивается в более чем 15% ВВП, что превышает расходы
федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.
В результате сложилась ситуация, когда муниципалитетам, непосредственно
работающим с социально незащищенными слоями населения на местах,
Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне