Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:00, курсовая работа
Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
Введение. 3
1. Понятие социального обеспечения. 5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты. 7
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России. 9
3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 10
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы
социального обеспечения. 10
4. Социальная поддержка населения. 12
4.1. Государственная социальная помощь обеспечит
прожиточный минимум российским гражданам. 13
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан. 14
4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ по
усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения. 15
4.4. Нормативы государственной социальной помощи
согласно закона «О государственной социальной помощи» 18
4.5. Социальные льготы и новое неравенство. 20
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне. 23
5.1. Бедность в России. 24
5.2. Адресное предоставление социальной помощи. 26
5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне. 30
5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне. 33
5.5. Перспективы развития социальной защиты населения. 36
Заключение. 38
Литература. 40
представителей
3.1. Состояние и перспективы социальной работы.
Можно выделить три аспекта в области социальной работы: а) оказание помощи
отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
б) актуализацию потенциала самопомощи лиц; в) целенаправленное влияние на
формирование и реализацию
социально-экономической
[10]
В настоящее время активно развиваются два уровня социальной работы. Первый
уровень представляет собой
социально-бытовое
благотворительная помощь особо нуждающимся. Второй уровень включает в себя
такие аспекты социальной работы как психолого-социальный, медико-социальный,
социально-педогагический, социально-правовой и социально-реабилитационный.
[11]
Социальная деятельность осуществляется в рамках определенного социального
пространства, которое представляет
собой форму общественного
в виде "поля", где осуществляются многообразные социальные связи и отношения
между различными общественными субъектами.
[12] В этом "поле" осуществляются
так же все экономические
социально-экономические
функции организаций и
обеспечения, социального страхования, занятости, попечительства, образования,
здравоохранения, охраны общественного порядка и т.д.
Следует выделить необходимость принятия новой концепции социальной политики и
социальной работы, которая должна основываться на принципах апробированных
мировой практикой и связанных с моделями "социального государства" и
"социальной рыночной экономики.[13]
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы
социального обеспечения
Одним из важных факторов, влияющих
на эффективность социального
является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. К
сожалению, этот принцип в настоящее время существует больше теоретически,
нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение не
позволяет окончательно определить эту константу. Считается также, что минимум
пенсии должен соответствовать минимуму заработной платы, но, однако уровень
минимальной зарплаты оказался величиной непостоянной, да и практика показала,
что финансово-экономическое положение страны не позволяет прогрессивно
увеличивать эти важнейшие социальные показатели.
Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства и
детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по
временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда
социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов.
Современная система социального
обеспечения предусматривает
социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения
социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной
поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как
компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц
нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от
гражданина.
Необходимым элементом федеральной
системы социального
пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями является система
социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми. В
комплекс социальных услуг
входят услуги, оказываемые в медико-
учреждениях, содержание детей
в детских учреждениях
скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство лечения как вид
профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов
транспортными средствами и средствами передвижения, а также протезно-
ортопедическая помощь.
Система медицинской помощи и социальной помощи включает: диагностическую,
протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального
характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая
выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Гарантии осуществления
медико-социальной помощи закреплены законодательством. Также в условиях
переходного периода большое
значение приобретает такой
социального обеспечения как бесплатная лекарственная помощь, либо со скидкой,
и обеспечение нуждающихся в подобном виде услуг путевками для санаторно-
курортного лечения либо бесплатно, либо со скидкой.
Система льгот по системе
социального обеспечения
адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и их семьям
и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают скидки по оплате
жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах
городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и
водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов
на железнодорожном, воздушном,
водном или междугородном
транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.
4. Социальная поддержка населения
В настоящее время доля населения, имеющего право на получение социальных
гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской
Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской Федерации,
т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных выплат
и льгот. Только 9 видами социальных пособий и компенсаций (включая
ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн. чел. На федеральном
уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий,
дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким
категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.).
Распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по этим
направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только
четверть общей суммы
реализуемых всеми
приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума
домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним доходом выше
прожиточного минимума домохозяйства - три четверти. Такое положение связано с
тем, что практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные
на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа.
Лишь два вида социальных выплат - ежемесячное пособие на ребенка и жилищные
субсидии - предусматривают проверку нуждаемости и предоставляются
домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Принятый летом 1999 г. Федеральный закон “О государственной социальной
помощи”, разрабатывавшийся как закон о перестройке всей системы социальной
защиты на основе адресного принципа, в существующей редакции может означать
лишь появление
основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том
числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один вид
не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.
В 1999г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела “Социальная
политика” составили 74,5 млрд. руб., то есть 1,7% ВВП или примерно 6,0%
суммарных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом
необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот и
пособий оценивается в более чем 15 процентов ВВП, что превышает расходы
федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.
Сложившееся положение противоречит принципам федерализма. Муниципалитетам
компенсируется не более 30% их затрат на выполнение федерального социального
мандата. Основная часть расходов местной власти на социальную защиту
населения приходится на выполнение федеральных законов “О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей”, "О ветеранах", "О социальной защите
инвалидов в РФ". При этом у региональных властей на практике остаются очень
ограниченные возможности модифицировать эти льготы и приспособить их к своим
потребностям.
Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач
состоит в том, чтобы максимально
расширить самостоятельность
принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой
территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны
предоставляться конкретным категориям населения. Основная задача федеральной
власти при таком подходе – с помощью межбюджетного выравнивания
способствовать повышению
эффективности системы
решению снижения социальной дифференциации и борьбы с бедностью.
Развитие и функционирование сети учреждений социальной защиты населения по
ряду направлений тяготеет к стационарным видам социальных услуг, хотя их
эффективность в отдельных случаях ниже, чем у нестационарных видов социальной
помощи. Приоритетным, как правило, является финансирование сложившейся сети
социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ негосударственных
организаций к оказанию соответствующих услуг в рамках социального заказа
ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными и религиозными
организациями. Недостаточно используются возможности самофинансирования при
предоставлении социальных услуг.
Практически не существует стимулов к снижению административных издержек
функционирования системы социальной защиты. Отсутствует практика мониторинга
эффективности социальной помощи в большинстве регионов.
Одной из проблем в связи с этим является недостаточность статистической
информации о состоянии дел в социальной защите, низкая репрезентативность
такой информации и несопоставимость различных источников статистических
данных.
Проблемы, связанные с низкой эффективностью существующих социальных выплат и
льгот накладываются на крайне неблагоприятные тенденции в демографическом
развитии. В результате предшествующего демографического развития в масштабах
всей страны наступила п. продолжает усиливаться депопуляция. Этот процесс
начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом, что
усугубило характер его последствий и ухудшило возможности по его сдерживанию.
Критически низкий уровень рождаемости в Российской Федерации не только
является фактором депопуляции, но и составляет самостоятельную
демографическую проблему. В настоящее время коэффициент суммарной рождаемости
почти в два раза отстает от уровня, необходимого для простого воспроизводства
населения. Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым
Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне