Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа
Вывод: По данным таблицы , в среднем, по перевозке нефтяных грузов, в период с 2009 по 2011 гг. Холдинг ОАО «РЖД» перевозит 16,23%, показатель значительно увеличился по сравнению с данными 2009 года. На вагоны ОАО «РЖД» приходится в 2009 г 0,2%,а в 2012 составляет 0,02%,показатель снизился на на 1,8%. На ДЗО ОАО «РЖД» в 2009г приходилось 2,07%,а в 2012г составил 16,20%,показатель увеличился
В данном случае услугой-заменителем является транспортировка нефтяных грузов другими транспортными компаниями, работающими как на железнодорожном, так и на других видах транспорта (в основном автомобильном и трубопроводном) и находящимися в тех же регионах.
Определение географических границ целевого товарного рынка
Основными направлениями перевозок нефтяных грузов являются:
Учитывая расположение региональных представительств, ООО «Компания Z» охватывает все основные места зарождения грузопотоков нефтяной продукции.
Определение состава хозяйствующих субъектов,
действующих на рынке
Определение поставщиков услуг
Все конкуренты ООО «Компания Z» делятся на две группы: внутриотраслевые – частные компании, занимающиеся оказанием услуг в сфере железнодорожных перевозок, и межотраслевые – осуществляющие перевозки в подвижном составе и автомобильным транспортом. Также конкурентами являются компании, выполняющие транспортировку нефтяных грузов в универсальном подвижном составе. В настоящее время на рынке железнодорожных грузовых перевозок присутствует Конкурентов много компаний перевозящих нефть и нефтяную продукцию. На автомобильном транспорте необходимо оценивать на региональном уровне из-за большого количества предприятий, имеющих в собственности автотранспорт и осуществляющих перевозки грузов на коммерческой основе.
Представительствам ООО «КомпанияZ» необходимо сегментировать данный рынок по наиболее характерным признакам (род груза, направления, условия перевозки, род вагона) и определить конкретных конкурентов в каждом сегменте, исходя из данных территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и практики работы.
Определение потребителей услуг
Основными потребителями услуг предприятия являются грузоотправители, грузовладельцы и экспедиторы скоропортящихся грузов. Можно выделить основные группы потребителей услуг ООО «Компания Z»:
В ООО «Компания Z» существует полный перечень всех потребителей их услуг.
Определение объема рынка услуг по транспортной обработке грузов и доли компании на рынке
Общий объем перевозок нефтяных грузов в России оценивается на уровне 511,4 млн.т. в год, что в пересчёте на суточный объём — около 10,27 млн баррелей. Если сравнивать результаты с 2010 годом, получается, что объём добычи нефти возрос на 1,2%. Самым крупным «добытчиком» нефти стала «Роснефть» с показателем 114,5 млн тонн «чёрного золота». Главный конкурент «Газпрома» является «Новатэк» с уровнем добычи в 53,3 млрд кубометров, у «Роснефти» это ещё одна крупная российская компания «Лукойл» с уровнем в 85,3 млн тонн и «ТНК-ВР» с показателем в 72,6 млн тонн.
Определение уровня концентрации рынка
Чтобы рассчитать
количественные показатели, характеризующие
структуру рынка услуг в сфере
перевозок скоропортящихся
Коэффициент рыночной концентрации (CR-3) рассчитывается как процентное отношение объема перевозок скоропортящихся грузов, выполненных в своем подвижном составе тремя крупнейшими компаниями, к общему объему перевозок грузов на данном товарном рынке.
При общем объеме перевозок скоропортящихся грузов 130 976 тыс. т коэффициент рыночной концентрации CR-3 будет равен:
CR-3 = (2 819,30 + 2 725,40 + 43 552,10) х 100/ 130 976= 33,25%,
что свидетельствует о низкой концентрации рынка транспортных услуг в сфере перевозок нефтяных грузов на дальние и средние расстояния.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами равен 1169,08.
Таблица 3.2
Участники рынка железнодорожных транспортных услуг в сфере перевозок нефтяных грузов (данные условные)
№ |
Наименование компании |
Объемы перевозок в 2012 г., |
Доля на рынке, % |
п/п |
тыс. т |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
К1 |
2 819,30 |
2,15 |
2 |
К2 |
2 725,40 |
2,08 |
3 |
К3 |
2 631,40 |
2,01 |
4 |
К4 |
2 537,40 |
1,94 |
5 |
К5 |
2 443,40 |
1,87 |
6 |
К6 |
2 349,40 |
1,79 |
7 |
К7 |
2 255,50 |
1,72 |
8 |
К8 |
2 161,50 |
1,65 |
9 |
К9 |
2 067,50 |
1,58 |
10 |
К10 |
1 973,50 |
1,51 |
11 |
К11 |
1 879,60 |
1,44 |
12 |
К12 |
1 879,60 |
1,44 |
13 |
К13 |
1 832,60 |
1,40 |
14 |
К14 |
1 785,60 |
1,36 |
15 |
К15 |
1 738,60 |
1,33 |
16 |
К16 |
1 691,60 |
1,29 |
17 |
К17 |
1 644,60 |
1,26 |
18 |
К18 |
1 597,60 |
1,22 |
19 |
К19 |
1 550,60 |
1,18 |
20 |
К20 |
1 503,60 |
1,15 |
21 |
К21 |
1 409,70 |
1,08 |
22 |
К22 |
1 362,70 |
1,04 |
23 |
К23 |
1 315,70 |
1,00 |
24 |
К24 |
1 268,70 |
0,97 |
25 |
К25 |
1 221,70 |
0,93 |
26 |
К26 |
1 174,70 |
0,90 |
27 |
К27 |
1 127,70 |
0,86 |
28 |
К28 |
1 080,70 |
0,83 |
29 |
К29 |
1 033,80 |
0,79 |
30 |
К30 |
986,8 |
0,75 |
31 |
К31 |
939,8 |
0,72 |
32 |
К32 |
892,8 |
0,68 |
33 |
К33 |
845,8 |
0,65 |
34 |
К34 |
798,8 |
0,61 |
35 |
К35 |
751,8 |
0,57 |
36 |
К36 |
704,8 |
0,54 |
37 |
К37 |
657,8 |
0,50 |
38 |
К38 |
610,9 |
0,47 |
39 |
К39 |
563,9 |
0,43 |
40 |
К40 |
516,9 |
0,39 |
41 |
К41 |
516,9 |
0,39 |
42 |
К42 |
469,9 |
0,36 |
43 |
К43 |
422,9 |
0,32 |
44 |
К44 |
375,9 |
0,29 |
45 |
К45 |
328,9 |
0,25 |
46 |
К46 |
281,9 |
0,22 |
47 |
К47 |
234,9 |
0,18 |
48 |
К48 |
188 |
0,14 |
49 |
К49 |
141 |
0,11 |
50 |
К50 |
94 |
0,07 |
51 |
Z |
43 552,10 |
33,25 |
Х |
Итого 50 крупнейшими компаниями ж.-д. транспорта: |
106 940,20 |
81,65 |
X |
Рынок перевозок нефтяных грузов, всего |
130 976 |
100,00 |
Таблица 3.3
Оценка состояния конкурентной среды на рынке
Наименование |
Единица измерения |
Значение показателя |
Оценка состояния |
показателя |
конкурентной среды | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Численность субъектов |
ед. |
100,00 |
– |
на данном рынке |
|||
2. Доля анализируемого субъекта на рынке |
% |
33,25 |
не занимает доминирующего положения |
3. Коэффициент рыночной |
% |
37,49 |
низкоконцентрированный рынок |
концентрации (СЛ) |
|||
4. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) |
– |
1169,08 |
умеренноконцентрированный |
Итоговая оценка |
Вывод: Компания Z занимает 33,25% на рынке транспортных услуг в сфере перевозок продукции на средние и дальние расстояния и не имеет доминирующего положения. В данном сегменте функционируют около 100 субъектов, предоставляющих аналогичные услуги, что обеспечивает потребителям возможность альтернативного выбора предложения услуги. Рынок является умеренно концентрированным (конкурентным).
Определение уровня концентрации рынка
Чтобы рассчитать
количественные показатели, характеризующие
структуру рынка услуг в сфере
перевозок скоропортящихся
Коэффициент рыночной концентрации (CR-3) рассчитывается как процентное отношение объема перевозок скоропортящихся грузов, выполненных в своем подвижном составе тремя крупнейшими компаниями, к общему объему перевозок грузов на данном товарном рынке.
При общем объеме перевозок скоропортящихся грузов 282 159 тыс. т коэффициент рыночной концентрации CR-3 будет равен:
CR-3 = (2 819,30 + 2 725,40 + 43 552,10) х 100/ 282 159= 17,40%,
что свидетельствует о низкой концентрации рынка транспортных услуг в сфере перевозок нефтяных грузов на дальние и средние расстояния.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами равен 251,90.
Таблица 3.4
Участники рынка железнодорожных транспортных услуг в сфере перевозок нефтяных грузов (данные условные)
п/п |
тыс. т |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
К1 |
2 819,30 |
1,00 |
2 |
К2 |
2 725,40 |
0,97 |
3 |
К3 |
2 631,40 |
0,93 |
4 |
К4 |
2 537,40 |
0,90 |
5 |
К5 |
2 443,40 |
0,87 |
6 |
К6 |
2 349,40 |
0,83 |
7 |
К7 |
2 255,50 |
0,80 |
8 |
К8 |
2 161,50 |
0,77 |
9 |
К9 |
2 067,50 |
0,73 |
10 |
К10 |
1 973,50 |
0,70 |
11 |
К11 |
1 879,60 |
0,67 |
12 |
К12 |
1 879,60 |
0,67 |
13 |
К13 |
1 832,60 |
0,65 |
14 |
К14 |
1 785,60 |
0,63 |
15 |
К15 |
1 738,60 |
0,62 |
16 |
К16 |
1 691,60 |
0,60 |
17 |
К17 |
1 644,60 |
0,58 |
18 |
К18 |
1 597,60 |
0,57 |
19 |
К19 |
1 550,60 |
0,55 |
20 |
К20 |
1 503,60 |
0,53 |
21 |
К21 |
1 409,70 |
0,50 |
22 |
К22 |
1 362,70 |
0,48 |
23 |
К23 |
1 315,70 |
0,47 |
24 |
К24 |
1 268,70 |
0,45 |
25 |
К25 |
1 221,70 |
0,43 |
26 |
К26 |
1 174,70 |
0,42 |
27 |
К27 |
1 127,70 |
0,40 |
28 |
К28 |
1 080,70 |
0,38 |
29 |
К29 |
1 033,80 |
0,37 |
30 |
К30 |
986,8 |
0,35 |
31 |
К31 |
939,8 |
0,33 |
32 |
К32 |
892,8 |
0,32 |
33 |
К33 |
845,8 |
0,30 |
34 |
К34 |
798,8 |
0,28 |
35 |
К35 |
751,8 |
0,27 |
36 |
К36 |
704,8 |
0,25 |
37 |
К37 |
657,8 |
0,23 |
38 |
К38 |
610,9 |
0,22 |
39 |
К39 |
563,9 |
0,20 |
40 |
К40 |
516,9 |
0,18 |
41 |
К41 |
516,9 |
0,18 |
42 |
К42 |
469,9 |
0,17 |
43 |
К43 |
422,9 |
0,15 |
44 |
К44 |
375,9 |
0,13 |
45 |
К45 |
328,9 |
0,12 |
46 |
К46 |
281,9 |
0,10 |
47 |
К47 |
234,9 |
0,08 |
48 |
К48 |
188 |
0,07 |
49 |
К49 |
141 |
0,05 |
50 |
К50 |
94 |
0,03 |
51 |
Z |
43 552,10 |
15,44 |
Х |
Итого 50 крупнейшими компаниями ж.-д. транспорта: |
106 940,20 |
37,90 |
X |
Рынок перевозок нефтяных грузов, всего |
282 159 |
100,00 |
Таблица 3.5
Оценка состояния конкурентной среды на рынке
Наименование |
Единица измерения |
Значение показателя |
Оценка состояния |
показателя |
конкурентной среды | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Численность субъектов |
ед. |
100,00 |
– |
на данном рынке |
|||
2. Доля анализируемого субъекта на рынке |
% |
15,44 |
не занимает доминирующего положения |
3. Коэффициент рыночной |
% |
17,40 |
низкоконцентрированый |
концентрации (СЛ) |
|||
4. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) |
– |
251,90 |
низкоконцентрированый |
Итоговая оценка |
Вывод: Компания Z занимает 15,44% на рынке транспортных услуг в сфере перевозок продукции на средние и дальние расстояния и не имеет доминирующего положения. В данном сегменте функционируют около 100 субъектов, предоставляющих аналогичные услуги, что обеспечивает потребителям возможность альтернативного выбора предложения услуги. Рынок является низкоконцентрированным (конкурентным).
Раздел 4. Методика оценки уровня транспортной составляющей в конечной цене перевозимой продукции.
Система показателей. Информационная база
Уровень транспортной составляющей в конечной цене перевозимой продукции - показатель, наиболее точно отражающий тарифную нагрузку транспорта на товаропроизводителя.
Оценка транспортной составляющей зависит от уровня тарифа на перевозимые товары и направления перевозки, а также от конечной средневзвешенной цены перевозимого товара в пункте потребления.
Расходы на транспортировку груза, как правило, включают в себя не только участие какого-либо вида транспорта, но и такие элементы транспортного обслуживания, как: