Система кадрового планирования нефтяного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ системы кадрового планирования предприятия.
Задачи исследования:
- узнать, что подразумевает под собой кадровое планирование;
- узнать какие бывают виды кадрового планирования и типы планов;
- выявить методы кадрового планирования;
- узнать при помощи каких методов дают оценку эффективности кадрового планирования на предприятии;
- посмотреть какие особенности кадрового планирования существуют в нефтегазовых компаниях;
- рассмотреть организационную и производственную структуру предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»;
- проследить динамику основных технико- экономических и финансовых показателей;
- проанализировать состав и структуру персонала предприятия;
- описать систему кадрового планирования предприятия;
- выявить проблемы в кадровом планировании предприятия;
- предложить направление улучшения системы кадрового планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Теоретические и методические основы кадрового планирования
на предприятии ……………………………..……………………………..5
1.1 Понятие кадрового планирования…………………………………….5
1.2 Разновидности кадрового планирования и типы планов……………7
1.3. Методы кадрового планирования..……………………………..…...13
1.4 Методы оценки эффективности кадрового планирования
на предприятии……………………………………………………………15
1.5 Особенности кадрового планирования в нефтегазовых
компаниях…………………………………………………………….......23
2 Экономическая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»…...30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….30
2.2 Организационная и производственная структуры объекта исследования……………………………………………………………………..33
2.3 Динамика основных технико-экономических и финансовых показателей……………………………………………………............................46
2.4 Анализ состава и структуры персонала предприятия……………...44
3. Система кадрового планирования на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» и пути ее улучшения…………………………………………………………….49
3.1 Описание системы кадрового планирования на предприятии……49
3.2 Проблемы в кадровом планировании на предприятии……………52
3.3 Основные направления улучшения системы
кадрового планирования на предприятии………………………………52
3.4 Экономическая оценка эффективности предложенных
мероприятий………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………..58
Список использованной литературы…………………………………….60

Файлы: 1 файл

система кадрового планирования.docx

— 126.55 Кб (Скачать файл)

           Итак, из данных таблицы видим, что среднесписочная численность персонала ОАО «Лукойл» в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 63000 человека, в частности это произошло за счет увеличения числа руководителей на 3000 человека и рабочих на 47000 человек. Также наблюдается увеличение числа специалистов на 15000 человек.

За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло.

Наибольший удельный вес занимают рабочие с удельным весом в 2013 году 61,04%, далее наибольший вес в структуре персонала, как и в 2012 году занимают специалисты с удельным весом 24,94%, третье место в структуре принадлежит, аналогично к 2012 году, руководители с удельным весом в 2011 году 11,69% и последнее место в структуре персонала занимают служащие с удельным весом 2,34%.

Далее проанализируем динамику движение персонала ОАО «Лукойл», данные представим в виде таблицы 2.3

              Таблица 2.8 Анализ движения персонала ОАО «Лукойл»

Показатель

2011 г., тыс.чел

2012 г., тыс.чел.

2013 г., тыс.чел.

Абсолютное отклонение, (+,-)

Относительное отклонение, %

2013/2012

2013/2011

2013/2012

2013/2011

1. Среднесписочная численность  персонала, тыс.чел.

289

322

385

63

96

19,57

33,22

2. Количество принятых  сотрудников, тыс.чел.

15

35

61

26

46

74,29

306,67

3. Количество уволенных  сотрудников

, тыс.чел., в том числе

2

4

80

76

78

1900

3900,00

- по собственному желанию

2

3

67

64

65

2133,33

3250,00

- за нарушение трудовой  дисциплины 

0

1

13

12

13

1200,00

100,00

4. Общее число принятых  и уволенных сотрудников 

37

39

141

102

104

261,54

281,08

5. Коэффициент по приему (стр. 2/стр. 1)

5,19

10,87

15,84

0,0497

0,1065

   

Продолжение таблицы 2.8.

 

6. Коэффициент по увольнению, (стр3/стр.1)

 

0,69

 

1,24

 

20,78

 

0,1954

 

0,2009

   

7. Коэффициент текучести  кадров (стр. 3.1+3.2/стр. 1)

0,69

1,24

20,78

0,1954

0,2009

   

8. Коэффициент общего  оборота рабочей силы (стр. 4/стр.1)

12,80

12,11

36,62

0,2451

0,2382

   

 

Из данных таблицы видим, что в ОАО «Лукойл» наблюдается активное движение персонала. Наблюдается увеличение коэффициента по приему, а также общего оборота рабочей силы.

Увеличение этих коэффициентов объясняется политикой предприятия по увеличению числа персонала, а также его обновления по возрастному показателю.

Одним из важнейших условий увеличения прибыли является увеличение выработки каждого работника коллектива, а также рационального использования персонала является экономное эффективное использование рабочего дня. От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы и выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является составной аналитической работы ОАО «Лукойл», данные по анализу сведем в таблицу 2.9

 

Таблица 2.9. Использование рабочего времени ОАО «Лукойл»

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2013/2012

Отклонение 2013/2011

Списочная численность персонала, тыс.чел.

289

322

385

63

96

Время отработанное всеми сотрудниками

560660

632730

775474

142744

214814

В том числе сверхурочное время

58340

59339

63908

4569

5568

Отработано дней всеми сотрудниками

72250

80500

97790

17290

25540

Продолжение таблицы 2.9

Количество дней отработанных одним рабочим

250

250

254

4

4

Средняя продолжительность рабочего времени

7,76

7,86

7,93

0,07

0,17


            Из данных таблицы видим, что при общем увеличении среднесписочной численности персонала, также увеличилось отработанное время всеми сотрудниками, так в 2012 году время отработанное время сотрудниками увеличилось по отношению к 2011 году на 72070 часов, а в 2013 году по сравнению с 2011 году на 142744 часов, а к 2011 году на 214814 часов.

Однако при увеличении отработанного времени всем персоналом наблюдаем увеличение работы в сверхурочное время в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 4569 часов, а по сравнению с 2011 годом на 5568 часов.

Средняя продолжительность рабочего дня повышается, это положительно отражается на деятельности ОАО «Лукойл», так как снижаются потери рабочего времени по техническим и не зависящим от персонала причинам.

Далее проведем анализ использования рабочего времени сотрудников ОАО «Лукойл» за 2011-2013 гг. Данные представим в виде таблицы 2.5

 

Таблица 2.10- Анализ использования фонда рабочего времени предприятия за 2011-2013

Наименование показателя

2011 г., дней

2012 г., дней

2013, дней

Абсолютное отклонение, у.ед.

Темп роста, %

2012-2011

2013-2012

2013-2011

2012-2011

2013-2012

2013-2011

Календарное количество дней

365

365

365

-

-

-

-

-

-

В т.ч.:

Праздничные и выходные дни

126

125

129

-1

+4

+3

0,79

3,2

2,38

Продолжение таблицы 2.10

Номинальный фонд рабочего времени, дни

239

240

236

+1

-4

-3

0,41

1,67

1,25

Неявки на работу, дни

54

49

98

-5

+49

+44

9,25

100

81,48

В том числе:

                 

Очередные отпуска

20,6

21,8

19,4

+1,2

-2,4

-1,2

5,82

11,01

5,82

Временная нетрудоспособность

8,5

10,1

4,9

+1,6

-5,2

-3,6

1,88

51,48

42,35

Предусмотренные законодательством

2,0

2,0

1,8

-

-0,2

-0,2

-

10

10

Учебные отпуска

0,5

0,6

0,3

+0,1

-0,3

-0,2

20

50

40

З разрешения администрации

11,7

14,31

21,2

+2,61

+6,89

+9,5

22,30

48,14

81,19

Простои

10,2

-

50,3

-10,2

+50,3

+40,1

100

100

393,13

Прогулы

0,5

0,19

0,05

-0,31

-0,14

-0,45

6,2

7,36

90

Полезный фонд рабочего времени

185

191

138

+6

-53

-47

3,24

27,74

25,40


 

Как видим из баланса рабочего времени, ОАО «Лукойл» очень не эффективно использует трудовые ресурсы, невыходы на работу с разрешения руководства составляют львиную долю рабочего времени и в 2013 году составляют 21,1 день, также в 2013 году существовали простои. Вины рабочих в этом нет, но эти два фактора существенно повлияли на общий полезный фонд рабочего времени, который в 2013 году составляет 138 дней по сравнению с 191 днем 2012 года.

Предприятию необходимо ограничить невыходы на работу с разрешения администрации и по возможности сократить простои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система кадрового планирования  на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» и пути ее улучшения.

3.1 Описание  системы кадрового планирования на предприятии

 

Сотрудники Компании являются основой потенциала ОАО "ЛУКОЙЛ". На сегодняшний день персонал компании насчитывает около 150 тыс. специалистов, ведущих деятельность в более чем 60 регионах России и 30 странах мира на четырех континентах. Тысячи работников по всему миру ежедневно своим трудом вносят вклад в динамичное развитие Группы «ЛУКОЙЛ».

Именно благодаря им Компании удается добиваться впечатляющих успехов. Поэтому повышение эффективности работы и социальной защищенности работников является основной целью социальной политики компании.

В целях обеспечения конкурентоспособного уровня заработной платы работников постоянно проводится мониторинг заработных плат на соответствующем сегменте рынка труда в регионах присутствия.

Помимо материального поощрения, в работе с персоналом Компания использует моральные стимулы. Так, в 2009 году за высокое профессиональное мастерство, добросовестный и плодотворный труд 25работников были награждены государственными наградами, 673 человека – ведомственными знаками отличия в труде, 779 работников и 39трудовых коллективов – наградами Компании. Стало доброй традицией ежегодно проводить конкурс на звание «Лучшие работники и организации Группы «ЛУКОЙЛ».Победители конкурса награждаются памятными призами, денежными премиями.

В дополнение к материальному и моральному поощрению Компания реализует широкий комплекс программ и мероприятий, составляющий социальный пакет. Затраты на его реализацию в 2009 году составили 278 млн долл. Основными составляющими социального пакета являются:

- охрана  здоровья и медицинское обслуживание  работников Компании, включая добровольное  медицинское страхование;

- создание  условий для отдыха и оздоровления  работников и членов их семей, организация спортивно-оздоровительных  мероприятий;

- оказание  помощи работникам в приобретении  собственного жилья;

- социальная  поддержка женщин и семей с  детьми;

- социальная  поддержка молодых специалистов;

- негосударственное  пенсионное обеспечение, с 2004 года  действующее на принципах долевого  участия работника и работодателя  в формировании негосударственных  пенсий.

Эффективная система социальной защиты способствует привлечению в Компанию квалифицированных специалистов, снижает текучесть кадров, укрепляет корпоративный дух и является основой успешной производственной деятельности.

Одним из основных направлений деятельности в области управления персоналом в Компании является подготовка и профессиональное обучение ее работников, прежде всего руководящего состава и резерва кадров. С этой целью сформированы и активно реализуются программы по развитию лидерского потенциала, профессиональных и управленческих навыков в профильных вузах и в других российских и зарубежных учебных заведениях. Компания использует весь спектр современных средств обучения – бизнес-практикумы, выездные семинары, специальные программы обучения, зарубежные стажировки, тренинги, курсы повышения квалификации, дни профессиональной подготовки, дистанционное обучение, обучение по программам MBA и др. Развивается сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями – РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Финансовой академией при Правительстве РФ, НОУ «Институт нефтегазового бизнеса», с Высшей школой экономики. Из года в год на основе соглашений о сотрудничестве между вузами и Компанией растет количество студентов, которые проходят практику в производственных подразделениях организаций Группы. В 2009 году 72 студента прошли практику в ОАО «ЛУКОЙЛ» и более 1 000 студентов – в организациях Группы.

Работа с молодежью и молодыми специалистами является одним из приоритетных направлений Политики Управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ». Работа с молодыми специалистами в Компании регламентирована Комплексной целевой программой Группы «ЛУКОЙЛ» по работе с молодыми работниками и молодыми специалистами на 2008-2017 гг.

На сегодняшний день доля работников до 30 лет в общей численности персонала Компании составляет около 25%. Особое внимание службы управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ» и организаций Группы «ЛУКОЙЛ» уделяют работе с молодыми специалистами.

Учитывая то, что именно профессионализм работников и удовлетворение трудом положены в основу процветания Компании, в мае 2003 года была принята Политика управления персоналом ОАО "ЛУКОЙЛ", которая является основополагающим документом в области управления кадрами и опирается на фундаментальные принципы деятельности и миссии ОАО "ЛУКОЙЛ" - стать одним из лидеров среди крупнейших энергетических компаний мира. Политика управления персоналом - это политика единой интегрированной компании, имеющей сильную и устойчивую корпоративную культуру и стройную систему корпоративных ценностей.

Информация о работе Система кадрового планирования нефтяного предприятия