Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:43, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ системы кадрового планирования предприятия.
Задачи исследования:
- узнать, что подразумевает под собой кадровое планирование;
- узнать какие бывают виды кадрового планирования и типы планов;
- выявить методы кадрового планирования;
- узнать при помощи каких методов дают оценку эффективности кадрового планирования на предприятии;
- посмотреть какие особенности кадрового планирования существуют в нефтегазовых компаниях;
- рассмотреть организационную и производственную структуру предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»;
- проследить динамику основных технико- экономических и финансовых показателей;
- проанализировать состав и структуру персонала предприятия;
- описать систему кадрового планирования предприятия;
- выявить проблемы в кадровом планировании предприятия;
- предложить направление улучшения системы кадрового планирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Теоретические и методические основы кадрового планирования
на предприятии ……………………………..……………………………..5
1.1 Понятие кадрового планирования…………………………………….5
1.2 Разновидности кадрового планирования и типы планов……………7
1.3. Методы кадрового планирования..……………………………..…...13
1.4 Методы оценки эффективности кадрового планирования
на предприятии……………………………………………………………15
1.5 Особенности кадрового планирования в нефтегазовых
компаниях…………………………………………………………….......23
2 Экономическая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»…...30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….30
2.2 Организационная и производственная структуры объекта исследования……………………………………………………………………..33
2.3 Динамика основных технико-экономических и финансовых показателей……………………………………………………............................46
2.4 Анализ состава и структуры персонала предприятия……………...44
3. Система кадрового планирования на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» и пути ее улучшения…………………………………………………………….49
3.1 Описание системы кадрового планирования на предприятии……49
3.2 Проблемы в кадровом планировании на предприятии……………52
3.3 Основные направления улучшения системы
кадрового планирования на предприятии………………………………52
3.4 Экономическая оценка эффективности предложенных
мероприятий………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………..58
Список использованной литературы…………………………………….60
Итак, из данных таблицы видим, что среднесписочная численность персонала ОАО «Лукойл» в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 63000 человека, в частности это произошло за счет увеличения числа руководителей на 3000 человека и рабочих на 47000 человек. Также наблюдается увеличение числа специалистов на 15000 человек.
За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло.
Наибольший удельный вес занимают рабочие с удельным весом в 2013 году 61,04%, далее наибольший вес в структуре персонала, как и в 2012 году занимают специалисты с удельным весом 24,94%, третье место в структуре принадлежит, аналогично к 2012 году, руководители с удельным весом в 2011 году 11,69% и последнее место в структуре персонала занимают служащие с удельным весом 2,34%.
Далее проанализируем динамику движение персонала ОАО «Лукойл», данные представим в виде таблицы 2.3
Таблица 2.8 Анализ движения персонала ОАО «Лукойл»
Показатель |
2011 г., тыс.чел |
2012 г., тыс.чел. |
2013 г., тыс.чел. |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
Относительное отклонение, % | ||
2013/2012 |
2013/2011 |
2013/2012 |
2013/2011 | ||||
1. Среднесписочная численность персонала, тыс.чел. |
289 |
322 |
385 |
63 |
96 |
19,57 |
33,22 |
2. Количество принятых сотрудников, тыс.чел. |
15 |
35 |
61 |
26 |
46 |
74,29 |
306,67 |
3. Количество уволенных сотрудников , тыс.чел., в том числе |
2 |
4 |
80 |
76 |
78 |
1900 |
3900,00 |
- по собственному желанию |
2 |
3 |
67 |
64 |
65 |
2133,33 |
3250,00 |
- за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
1 |
13 |
12 |
13 |
1200,00 |
100,00 |
4. Общее число принятых и уволенных сотрудников |
37 |
39 |
141 |
102 |
104 |
261,54 |
281,08 |
5. Коэффициент по приему (стр. 2/стр. 1) |
5,19 |
10,87 |
15,84 |
0,0497 |
0,1065 |
||
Продолжение таблицы 2.8. | |||||||
6. Коэффициент по увольнению, (стр3/стр.1) |
0,69 |
1,24 |
20,78 |
0,1954 |
0,2009 |
||
7. Коэффициент текучести кадров (стр. 3.1+3.2/стр. 1) |
0,69 |
1,24 |
20,78 |
0,1954 |
0,2009 |
||
8. Коэффициент общего оборота рабочей силы (стр. 4/стр.1) |
12,80 |
12,11 |
36,62 |
0,2451 |
0,2382 |
Из данных таблицы видим, что в ОАО «Лукойл» наблюдается активное движение персонала. Наблюдается увеличение коэффициента по приему, а также общего оборота рабочей силы.
Увеличение этих коэффициентов объясняется политикой предприятия по увеличению числа персонала, а также его обновления по возрастному показателю.
Одним из важнейших условий увеличения прибыли является увеличение выработки каждого работника коллектива, а также рационального использования персонала является экономное эффективное использование рабочего дня. От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы и выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является составной аналитической работы ОАО «Лукойл», данные по анализу сведем в таблицу 2.9
Таблица 2.9. Использование рабочего времени ОАО «Лукойл»
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение 2013/2012 |
Отклонение 2013/2011 |
Списочная численность персонала, тыс.чел. |
289 |
322 |
385 |
63 |
96 |
Время отработанное всеми сотрудниками |
560660 |
632730 |
775474 |
142744 |
214814 |
В том числе сверхурочное время |
58340 |
59339 |
63908 |
4569 |
5568 |
Отработано дней всеми сотрудниками |
72250 |
80500 |
97790 |
17290 |
25540 |
Продолжение таблицы 2.9 | |||||
Количество дней отработанных одним рабочим |
250 |
250 |
254 |
4 |
4 |
Средняя продолжительность рабочего времени |
7,76 |
7,86 |
7,93 |
0,07 |
0,17 |
Из данных таблицы видим, что при общем увеличении среднесписочной численности персонала, также увеличилось отработанное время всеми сотрудниками, так в 2012 году время отработанное время сотрудниками увеличилось по отношению к 2011 году на 72070 часов, а в 2013 году по сравнению с 2011 году на 142744 часов, а к 2011 году на 214814 часов.
Однако при увеличении отработанного времени всем персоналом наблюдаем увеличение работы в сверхурочное время в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 4569 часов, а по сравнению с 2011 годом на 5568 часов.
Средняя продолжительность рабочего дня повышается, это положительно отражается на деятельности ОАО «Лукойл», так как снижаются потери рабочего времени по техническим и не зависящим от персонала причинам.
Далее проведем анализ использования рабочего времени сотрудников ОАО «Лукойл» за 2011-2013 гг. Данные представим в виде таблицы 2.5
Таблица 2.10- Анализ использования фонда рабочего времени предприятия за 2011-2013
Наименование показателя |
2011 г., дней |
2012 г., дней |
2013, дней |
Абсолютное отклонение, у.ед. |
Темп роста, % | ||||
2012-2011 |
2013-2012 |
2013-2011 |
2012-2011 |
2013-2012 |
2013-2011 | ||||
Календарное количество дней |
365 |
365 |
365 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
В т.ч.: Праздничные и выходные дни |
126 |
125 |
129 |
-1 |
+4 |
+3 |
0,79 |
3,2 |
2,38 |
Продолжение таблицы 2.10 | |||||||||
Номинальный фонд рабочего времени, дни |
239 |
240 |
236 |
+1 |
-4 |
-3 |
0,41 |
1,67 |
1,25 |
Неявки на работу, дни |
54 |
49 |
98 |
-5 |
+49 |
+44 |
9,25 |
100 |
81,48 |
В том числе: |
|||||||||
Очередные отпуска |
20,6 |
21,8 |
19,4 |
+1,2 |
-2,4 |
-1,2 |
5,82 |
11,01 |
5,82 |
Временная нетрудоспособность |
8,5 |
10,1 |
4,9 |
+1,6 |
-5,2 |
-3,6 |
1,88 |
51,48 |
42,35 |
Предусмотренные законодательством |
2,0 |
2,0 |
1,8 |
- |
-0,2 |
-0,2 |
- |
10 |
10 |
Учебные отпуска |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
+0,1 |
-0,3 |
-0,2 |
20 |
50 |
40 |
З разрешения администрации |
11,7 |
14,31 |
21,2 |
+2,61 |
+6,89 |
+9,5 |
22,30 |
48,14 |
81,19 |
Простои |
10,2 |
- |
50,3 |
-10,2 |
+50,3 |
+40,1 |
100 |
100 |
393,13 |
Прогулы |
0,5 |
0,19 |
0,05 |
-0,31 |
-0,14 |
-0,45 |
6,2 |
7,36 |
90 |
Полезный фонд рабочего времени |
185 |
191 |
138 |
+6 |
-53 |
-47 |
3,24 |
27,74 |
25,40 |
Как видим из баланса рабочего времени, ОАО «Лукойл» очень не эффективно использует трудовые ресурсы, невыходы на работу с разрешения руководства составляют львиную долю рабочего времени и в 2013 году составляют 21,1 день, также в 2013 году существовали простои. Вины рабочих в этом нет, но эти два фактора существенно повлияли на общий полезный фонд рабочего времени, который в 2013 году составляет 138 дней по сравнению с 191 днем 2012 года.
Предприятию необходимо ограничить невыходы на работу с разрешения администрации и по возможности сократить простои.
3. Система кадрового
3.1 Описание системы кадрового планирования на предприятии
Сотрудники Компании являются основой потенциала ОАО "ЛУКОЙЛ". На сегодняшний день персонал компании насчитывает около 150 тыс. специалистов, ведущих деятельность в более чем 60 регионах России и 30 странах мира на четырех континентах. Тысячи работников по всему миру ежедневно своим трудом вносят вклад в динамичное развитие Группы «ЛУКОЙЛ».
Именно благодаря им Компании удается добиваться впечатляющих успехов. Поэтому повышение эффективности работы и социальной защищенности работников является основной целью социальной политики компании.
В целях обеспечения конкурентоспособного уровня заработной платы работников постоянно проводится мониторинг заработных плат на соответствующем сегменте рынка труда в регионах присутствия.
Помимо материального поощрения, в работе с персоналом Компания использует моральные стимулы. Так, в 2009 году за высокое профессиональное мастерство, добросовестный и плодотворный труд 25работников были награждены государственными наградами, 673 человека – ведомственными знаками отличия в труде, 779 работников и 39трудовых коллективов – наградами Компании. Стало доброй традицией ежегодно проводить конкурс на звание «Лучшие работники и организации Группы «ЛУКОЙЛ».Победители конкурса награждаются памятными призами, денежными премиями.
В дополнение к материальному и моральному поощрению Компания реализует широкий комплекс программ и мероприятий, составляющий социальный пакет. Затраты на его реализацию в 2009 году составили 278 млн долл. Основными составляющими социального пакета являются:
- охрана
здоровья и медицинское
- создание
условий для отдыха и
- оказание
помощи работникам в
- социальная поддержка женщин и семей с детьми;
- социальная
поддержка молодых
- негосударственное
пенсионное обеспечение, с 2004 года
действующее на принципах
Эффективная система социальной защиты способствует привлечению в Компанию квалифицированных специалистов, снижает текучесть кадров, укрепляет корпоративный дух и является основой успешной производственной деятельности.
Одним из основных направлений деятельности в области управления персоналом в Компании является подготовка и профессиональное обучение ее работников, прежде всего руководящего состава и резерва кадров. С этой целью сформированы и активно реализуются программы по развитию лидерского потенциала, профессиональных и управленческих навыков в профильных вузах и в других российских и зарубежных учебных заведениях. Компания использует весь спектр современных средств обучения – бизнес-практикумы, выездные семинары, специальные программы обучения, зарубежные стажировки, тренинги, курсы повышения квалификации, дни профессиональной подготовки, дистанционное обучение, обучение по программам MBA и др. Развивается сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями – РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Финансовой академией при Правительстве РФ, НОУ «Институт нефтегазового бизнеса», с Высшей школой экономики. Из года в год на основе соглашений о сотрудничестве между вузами и Компанией растет количество студентов, которые проходят практику в производственных подразделениях организаций Группы. В 2009 году 72 студента прошли практику в ОАО «ЛУКОЙЛ» и более 1 000 студентов – в организациях Группы.
Работа с молодежью и молодыми специалистами является одним из приоритетных направлений Политики Управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ». Работа с молодыми специалистами в Компании регламентирована Комплексной целевой программой Группы «ЛУКОЙЛ» по работе с молодыми работниками и молодыми специалистами на 2008-2017 гг.
На сегодняшний день доля работников до 30 лет в общей численности персонала Компании составляет около 25%. Особое внимание службы управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ» и организаций Группы «ЛУКОЙЛ» уделяют работе с молодыми специалистами.
Учитывая то, что именно профессионализм работников и удовлетворение трудом положены в основу процветания Компании, в мае 2003 года была принята Политика управления персоналом ОАО "ЛУКОЙЛ", которая является основополагающим документом в области управления кадрами и опирается на фундаментальные принципы деятельности и миссии ОАО "ЛУКОЙЛ" - стать одним из лидеров среди крупнейших энергетических компаний мира. Политика управления персоналом - это политика единой интегрированной компании, имеющей сильную и устойчивую корпоративную культуру и стройную систему корпоративных ценностей.
Информация о работе Система кадрового планирования нефтяного предприятия