Система управления финансовыми ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в изучении отечественного опыта управления финансовыми ресурсами и разработка рекомендаций по его использованию для конкретного предприятия – ОАО «Глория Джинс»
Для достижения поставленной цели был обозначен следующий круг задач:
 рассмотреть сущность и классификацию финансовых ресурсов;
 определить цель, задачи и рассмотреть методику управления финансовыми ресурсами предприятия;
 проанализировать структуру, динамику и факторы изменения финансовых ресурсов предприятия;
 провести оценку деятельности ОАО «Глория Джинс»;
 изучить особенности управления финансовыми ресурсами на ОАО «Глория Джинс»
 предложить пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами на ОАО «Глория Джинс» и дать их экономическую оценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..... 3
1 Теоретическая глава……………………………………………………... 6
1.1 Финансовые ресурсы предприятия, их сущность и понятие……….. 6
1.2 Управление финансовыми ресурсами на предприятии…………….. 9
1.3 Направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов …………..………………………………………….
13
2 Практическая глава……………………………………………………… 21
2.1 Общая характеристика ОАО «Глория Джинс»………………………. 21
2.2 Оценка финансового состояния ОАО «Глория Джинс»…………… 28
2.3 Анализ эффективности использования финансовых ресурсов ОАО «Глория Джинс»…………………………………………………………….
63
2.4 Мероприятия по совершенствованию управления финансовыми ресурсами ОАО «Глория Джинс»…………………………………………
65
2.5 Оценка эффективности предложенных рекомендаций……………… 71
Заключение…………………………………………………………………. 85
Список использованных источников……………………………………... 92
Приложения

Файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 220.80 Кб (Скачать файл)

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного  вида текущих активов в том  или ином объеме носят специфический  для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом  продаж) сокращает возможность образования  дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным образом  достаточно большой запас сырья  и материалов спасает предприятие  в случае неожиданной нехватки соответствующих  запасов от прекращения процесса производства или покупки более  дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

Повышение оборачиваемости  оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

    • планирование закупок необходимых материалов;
    • введение жестких производственных систем;
    • использование современных складов;
    • совершенствование прогнозирования спроса;
    • быстрая доставка сырья и материалов.

 Второй путь  ускорения оборачиваемости оборотного  капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

Уровень дебиторской  задолженности определяется многими  факторами: вид продукции, емкость  рынка, степень насыщенности рынка  данной продукцией, принятая на предприятии  система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в  прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата товаров  постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита  зависят от множества факторов. В  экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:

    • покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;
    • покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;
    • в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов  с целью погашения задолженности  являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа  задолженности специальным организациям (факторинг).

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев  инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

    • общий объем денежных средств и их эквивалентов;
    • какую долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
    • когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные  активы (краткосрочные государственные  ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного  займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера-Ора. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому ниже приведено лишь краткое теоретическое описание данных моделей.

Модель Баумола. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой "пилообразный" график (рисунок 1.4).

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 – Модель Баумола

 

Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

Модель, разработанная  Миллером и Ором, представляет собой  компромисс между простотой и  реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует  управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток и приток денежных средств?

Логика действий по управлению остатком средств на расчетном счете представлена на рисунке 1.5.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 – Модель Миллера-Орра

Остаток средств  на расчетном счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное  количество ценных бумаг с целью  вернуть запас денежных средств  к некоторому нормальному уровню (точка возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает  свои ценные бумаги и таким образом  пополняет запас денежных средств до нормального предела.

При решении  вопроса о размахе вакцинации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные  с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить  размах вариации и наоборот. Так  же рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения  дохода благодаря высокой процентной ставки по ценным бумагам.

Еще одним важным инструментом повышения эффективности  использования финансовых ресурсов является управление основными производственными  фондами предприятия и нематериальными  активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации.

Существуют три  метода начисления амортизации: равномерное  списание, на объем выполненных работ и ускоренная амортизация.

Равномерное списание базируется на нормативном сроке  службы основных средств. нормы амортизационных отчислений устанавливаются исходя из физического и морального сроков службы средств труда и выражают нормативный срок возмещения их стоимости. Экономически обоснованное определение величины амортизационных отчислений требует правильной стоимостной оценки основных средств. периодически возникает потребность в переоценке основных средств с целью определения их восстановительной стоимости и приведения в соответствие в реальными экономическими условиями. Чем выше уровень инфляции, тем чаще требуется такая переоценка.

Второй метод  начисления амортизации - на объем выполненных  работ. Он основан на допущении, что  износ тем больше, чем больше объем  выполненных работ, т.е. амортизация является исключительно результатом эксплуатации объекта. Период времени при этом не имеет значения.

Третий метод - ускоренная амортизация - предусматривает, что основная сумма амортизации  начисляется в первые годы эксплуатации. Это не только позволяет ускорить обновление основных фондов, но и является методом снижения инфляционных потерь. Метод ускоренной амортизации обеспечивает быстрое возмещение значительной части  затрат, выигрыш за счет фактора  времени. Однако политика ускоренной амортизации  ведет к повышению себестоимости, а следовательно, и цены реализации. Амортизационные отчисления, полученные при применении этого метода, имеют строго целевое назначение. В случае их использования не по назначению дополнительные суммы амортизационных отчислений, соответствующие расчету по ускоренному методу, включаются в налогооблагаемую прибыль.

Успех управления финансовыми ресурсами прямо  зависит от структуры капитала предприятия. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также  прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с  фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.

Считается аксиомой, что структура капитала должна соответствовать  виду деятельности и требованиям  компании. Соотношение заемных средств  и рискового капитала должно быть таким, чтобы обеспечить акционерам удовлетворительную отдачу от инвестиций. Гибкость в изменении структуры  капитала может быть необходимым  элементом успеха. Обычно легче договориться о краткосрочных займах, чем о средне- и долгосрочных. Краткосрочный капитал может обеспечить ожидаемые и неожидаемые колебания потока наличных, тогда как средний долгосрочный капитал требуется в основном для длительных проектов (например, программы зарубежной экспансии).

В западных странах  большое влияние на эффективность  управления финансовыми ресурсами  оказывают ожидания держателей акций предприятия. Этот фактор требует от компании установления минимальной долгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала бы держателям акций доход, и принимает во внимание ряд моментов: потенциальные дивиденды и возможности для повышения стоимости капитала; элемент риска в бизнесе (в отраслях с малой степенью риска доход членов акционерного общества в целом также низок и наоборот); величину дохода, который держатели акций могли бы получить в другом месте от инвестиций со сравнимым риском.

Так как подавляющее  большинство держателей акций не имеют ясного представления о  текущих или потенциальных проблемах, с которыми сталкивается компания, в которую они вложили средства, их надежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны и  завышены. Степень, до которой могут  учитываться их ожидания, зависит  от того, насколько сильно их воздействие  на компанию. Если держатели будут  неудовлетворенны, они могут просто продать акции.

Чем более конкурентна отрасль, тем больше давление на держателей ее акций в части инвестиций на обновление и модернизацию оборудования и сооружений, исследования, обучение, компьютеризацию. Ни по одному из этих направлений, вероятно, не будет быстрой отдачи от инвестиций через год или даже чуть больше. Более того, неопределенность спроса, проявляющаяся в изменениях моды, поведения потребителей, технологий, в нерегулярности предпринимательского цикла, конкуренции, будет отражаться в ошибках, которые обычно сопровождают процесс определения прибыли. При осуществлении управления финансовыми ресурсами необходимо решить, каким образом определять как стоимость капитала, принимаемого за базу для расчетов, так и его приращение (выбытие).

 

2 практическая глава

 

2.1 Общая  характеристика ОАО «Глория Джинс»

 

Глория Джинс – вертикально-интегрированный ритейлер, крупнейшая российская компания, специализирующаяся на торговле модной одеждой, обувью и аксессуарами для всех возрастов под марками «Gloria Jeans» и «Gee Jay». Компания была основана в 1988 году Владимиром Мельниковым и с тех пор стремительно расширилась: по данным 2012 года, она управляет блее 525 магазинами, расположенными в торговых центрах и на                 центральных улицах России и Украины.

По данным 2012 г. «Глория Джинс» владеет 33 фабриками, большинство из которых расположено в Ростовской области (Шахты, Новошахтинск, Гуково, Зверево, Миллерово, Сальск, Усть-Донецк, Каменск-Шахтинский, Красный Сулин, Донецк, Пролетарск, Егорлыкская, Шолоховская, Песчанокопское, Белая Калитва, Морозовск, Обливская, Зимовники, Кашары, Чертково, Целина, Зерноград). Также запущено предприятие в Волгоградской области (Суровикино). Еще одна фабрика находится в городе Прохладный (Кабардино-Балкарская Республика). Активно развивается производство на Украине: восемь предприятий в Луганской области (Луганск, Белокуракино, Красный Луч, Рубежное, Старобельск, Первомайск, Беловодск, Червонопартизанск) и одна фабрика в Донецкой области (Снежное). В Шахтах расположен основной распределительный склад Компании.

Информация о работе Система управления финансовыми ресурсами на предприятии