Снижение себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы на основании исследования экономической литературы и практики работы предприятия проанализировать затраты на производство и выявить резервы снижения себестоимости.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность затрат на производство и основные принципы их учета и классификации;
- изучить методы учета затрат и их влияние на исчисление себестоимости продукции;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий: теоретический аспект…………………………………………6-31
1.1. Роль и значение себестоимости продукции в повышении эффективности производства………………………………………………….6
1.2. Методика определения затрат на производство продукции (расчет себестоимости)…………………………………………………………………..17
1.3. Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия……………………………………………………………………..26
2. Анализ себестоимости продукции на ОАО «Молоко Бурятии»………32
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели……………………………………………………..32
2.2 Анализ структуры затрат на производство продукции………………..42
2.3 Анализ себестоимости товарной продукции по статьям калькуляции на основе методики калькулирования затрат…………………………………… 49
2.4 Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Молоко Бурятии». Расчет экономической эффективности мероприятий………………………..55
Заключение…………………………………………………………………….. 61
Список используемых источников……………………………………………64

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 152.36 Кб (Скачать файл)

Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом  по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость  продукции. Важно обеспечить поступление  материалов от таких поставщиков, которые  находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом  транспорта. При заключении договоров  на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые  по своим размерам и качеству точно  соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются прежде всего  в упрощении и удешевлении  аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных  и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных  и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых  на этих работах, а следовательно, и  к экономии цеховых и общезаводских  расходов. Важнейшее значение при  этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов  дают возможность сократить и численность вспомогательных и  подсобных рабочих в промышленном производстве.     

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и  на другие хозяйственные нужды.

Значительные  резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление  его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов  производства.

Снижение  себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска  удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой  товарной продукции относят все  ее виды, производимые на данном предприятии  в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.  

Итак, для снижения себестоимости  продукции можно использовать следующие  пути:

-  внедрение новой техники, что увеличит объем продаж;

- комплексной механизации и автоматизации  производственных процессов, что заменит живой труд на овеществленный и облегчит труд персоналу;

- совершенствования  технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

Реальные возможности реализации этих стратегических целей во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем  предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ себестоимости продукции на ОАО «Молоко Бурятии»

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели

Открытое Акционерное  Общество «Молоко Бурятии» (ОАО «Молоко  Бурятии»),   зарегистрировано Администрацией г.Улан-Удэ, Республики Бурятия. Прежнее наименование: ОАО «Молоко».

Улан-Удэнский молочный завод  работает с 1955 года. Первоначальная мощность – 10 т перерабатываемого молока в сутки. В 1959 году осуществлена реконструкция. Мероприятия позволили увеличить  количество перерабатываемого молока до 25 т в сутки. В 1980 году сдано  в эксплуатацию новое здание завода с проектной мощностью 200 т перерабатываемого  молока в сутки.

12 ноября 1996 года предприятие  было приватизировано и переименовано  в ОАО «Молоко». Уставной капитал  16429 рублей. 97 % акций принадлежат  физическим лицам, а 3 % юридическим.  Предприятие расположено в юго-восточной  части города, в 4,5 км от железнодорожной  станции Заудинск ВСЖД и в  20 км от аэропорта Улан-Удэ.  Производственная территория составляет 5,97 га. Высшим органом управления  ОАО является общее собрание  акционеров. На общем собрании  акционеров избираются генеральный  директор и совет директоров  общества, которые осуществляют  руководство текущей деятельностью  ОАО «Молоко Бурятии».

Основная деятельность ОАО  «Молоко Бурятии» производство и  реализация молочных продуктов. Основное сырье – цельное молоко, поступающее  из десяти районов Республики Бурятия, а именно: Тарбагатайского, Иволгинского, Кабанского, Бичурского, Заиграевского, Хоринского, Джидинского, Селенгинского, Прибайкальского, Мухор-Шибирского.

Молоко закупается как  от хозяйств, так и от частного сектора. За 2010 год от частного сектора поступило 1757 тонн молока, что составляет 24,89 от общего объема закупок. Главная особенность  предприятий по переработке молока – сезонное поступление сырья. На ОАО «Молоко Бурятии» вырабатывают цельномолочную продукцию, нежирную молочную продукцию, сыры плавления, масло сливочное, молоко сухое. Наибольший удельный вес в товарной продукции составляет цельномолочная продукция (основной вид деятельности ОАО «Молоко Бурятии»).

За 2010 год было выработано товарной продукции на сумму 61040 тыс. руб., что составляет 162,4% к 2009 г. в  действующих ценах. Продукция молочного завода «Молоко Бурятии» частично продается за пределы области (около 10% всего ассортимента).

Наряду с ОАО « Молоко Бурятии» производством кисломолочных  изделий занимаются  крупнейшие в нашей республике и за ее пределами  предприятия крупной мощности , на их долю приходится более 45% от общего объема производства, остальной объем  выпуска продукции приходится на мелких производителей. Предприятия, поставляющие продукцию на продовольственный  рынок Бурятии, зарекомендовали  себя как производители качественной и разнообразной продукции, но цены на продукцию данных предприятий  несколько выше средних, так как  они несут издержки на привоз своей  продукции на рынок Республики Бурятия.

На Улан-Удэнском молочном заводе работают 195 человек, 150 из которых - рабочих. В основном демографический  состав рабочего персонала составляют  женщины, в возрасте от 20 до 50 лет. Производственную и организационную структуры  предприятия ОАО «Молоко Бурятии» можно представить виде таблиц:

 

 

Таблица 2.1 Производственная структура ОАО «Молоко Бурятии»

Производственная структура  предприятия

1

2

3

Основные

цеха

Вспомогательные

 цеха

Обслуживающие

 цеха

Сырный цех

Электроцех

Транспортное хозяйство

Маслоцех 

Мехцех

Складское хозяйство

Творожный цех

Цех КИПиА

 
 

Лаборатория

 

 

 

Из вышеуказанной таблицы 2.1 мы видим, что производственная структура  предприятия ОАО «Молоко Бурятии» делится на основные, вспомогательные  и обслуживающие цеха. В свою очередь, основные цеха подразделяются на сырный цех, маслоцех и творожный цех. К  вспомогательным цехам относятся  электроцех, мехцех, цех КИПиА  и  лаборатория. К обслуживающим цехам  относятся транспортное и складское  хозяйство.

 

 

 

 

 

Организационная структура  ОАО «Молоко Бурятии».

 

 

Генеральный директор

ОАО «Молоко Бурятии»

 

Заместитель

ген. директора

 

Главный бухгалтер

 

Главный

инженер

 

Главный

экономист

 

Директор

производства

 

 

 

 

Коммерческий

Директор

 

Инженер по ОТ и ТБ

 

Начальник

автогаража

 

Начальник охраны

 

Старший

мастер

 

 

 

 

Менеджеры

 

Бухгалтерия

 

Энергетик

 

Экономисты 

 

Сменные мастера

 

 

     

Продавцы

 

Оператор

товаровед

 

Механик

     

Лаборанты

                 
       

Строительная

группа 

       

Рис. 4 Организационная структура ОАО «Молоко Бурятии»

Как видно из рисунка 4 главным управляющим и принимающим решения  на предприятии является генеральный директор.

Это одна из типичных функциональных организационных структур, которая  определяет соотношение  между функциями, выполняемыми сотрудниками организации.

Отдел по управлению персоналом состоит из 5 человек. Руководитель (менеджер по управлению персоналом), специалист по отбору кадров, специалист по оценке персонала, специалист по мотивации  и компенсации, специалист по коммуникациям.

Каждый сотрудник отдела выполняет свой круг обязанностей согласуемых  вместе менеджером по управлению персоналом, который, в свою очередь, согласует  свою деятельность со всеми структурными единицами предприятия. Наличие специалистов по всем направлениям деятельности отдела максимально мобилизует возможности предприятия по управлению персоналом. Это приводит к оперативному реагированию на изменяющиеся условия рынка бизнеса. В результате, повышается мобильность и устойчивость всего предприятия.

Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Таблица 2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

 

Показатели

Ед.изм

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонения 2010г к 2009г

Отклонения 2011г к 2010г

абс.

отн., в%

абс.

отн., в%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 Товарная продукция

тыс.руб

22548

25450

31859

2902

112,87

6409

125,18

2. Реализованная продукция,  тыс. руб.

тыс.руб

20568

23658

29748

3090

115,02

6090

125,74

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Стоимость основных  фондов

тыс.руб

10265

11982

15999

1717

116,73

4017

133,53

4. Фондоотдача 

основных фондов

руб/руб

1,84

2,12

1,99

0,28

115,22

-0,13

93,87

Показатели

Ед.изм

2009г.

2010г.

2011г.

абс.

отн., в %

абс.

отн., в %

5. Среднесписочная  численность  всего в т.ч. работающих рабочих

чел.

187

192

195

5

102,67

3

101,56

6. Среднегодовая выработка  в т.ч. на одного работающего  рабочего

руб.

14,52

15,34

18,28

0,82

105,65

2,94

119,17

7. Фонд оплаты труда  в .т.ч. работающих на одного  рабочего

тыс.руб

2715,24

2945,28

3564,6

230,04

80,81

619,32

24,08

8. Среднегодовой уровень  оплаты труд в т. ч. на  одного работающего рабочего

руб.

14,52

15,37

18,28

0,85

5,85

2,91

18,93

9. Себестоимость продукции  (работ, услуг)

руб.

17589

20516

21894

2927

116,64

1378

106,72

10. Затраты на 1

1

руб/р

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

рубль продукции

(работ, услуг)

уб

0,78

0,81

0,69

0,03

3,85

-0,12

14,81

11. Прибыль от реализации продукции

тыс.руб

2979

3142

7854

163

5,71

4712

149,97

13. Балансовая прибыль

тыс.руб

20568

23658

29748

3090

115,02

6090

125,74

14. Рентабельность продукции

%

2

1,97

1,86

-0,03

-1,5

-0,11

-5,58

Информация о работе Снижение себестоимости продукции