Состояние и перспективы развития молочной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение современного состояния и перспектив развития молочной промышленности России. В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрена история развития молочной промышленности России.
2. Проведен анализ современного состояния молочной промышленности в России.
3. Изучены проблемы и перспективы развития молочной промышленности России.

Содержание работы

Введение 3
1. Место и роль молочной промышленности в хозяйстве страны 5
1.1. Значение отрасли в экономике Российской Федерации и жизнедеятельности людей 5
1.2. Особенности и факторы, определяющие размещение предприятий молочного производства 8
1.3. Методика определения показателей, характеризующих уровень развития отрасли 10
2. Состояние развития молочного производства в Российской Федерации 14
2.1. Общая характеристика отрасли 14
2.2. Анализ основных показателей развития 18
3. Перспективы и проблемы развития отрасли 21
3.1. Проблемы развития молочного производства 21
3.2. Ассортимент выпускаемой продукции и ее перспективы 26
3.3. Государственная политика в отношении молочной промышленности. 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Chernikova_EO.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

– объем прибыли;

Прибыль характеризует  конечные результаты производственного  процесса, является индикатором финансового состояния предприятия.

Чистая прибыль = Валовая прибыль – Налоги, штрафы, пени, проценты по кредитам – Операционные расходы.

Валовая прибыль = Чистый доход – Себестоимость продукции.

– количество предприятий в отрасли и т.д.

Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:

– абсолютный прирост объема произведенной продукции;

Для определения абсолютного  прироста объема произведенной продукции  за счет изменения фондоотдачи и  стоимости основных фондов отдельного предприятия используется следующая формула:

– абсолютный прирост прибыли и т.д.

Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

Абсолютный  прирост прибыли = Прибыль предприятия запланированный период — Прибыль предприятия отчетный период.

Финансовые коэффициенты представляют собой:

– коэффициент общей рентабельности;

Основной и самый  распространенный показатель оценивающий  прибыльность предприятия это коэффициент  общей рентабельности. Он  позволяет определить, сколько прибыли компания имеет с каждого рубля выручки от реализации товаров, работ или услуг. Данный показатель рассчитывают как в целом, так и по отдельным товарным позициям.

Корп= Прибыль до налогообложения/ Выручка от реализации*100%

– удельная выработка на одного рабочего;

Средняя удельная выработка  одного работника зависит от средней  выработки продукции рабочего и  их соотношению между численности  рабочих и других категорий работников, т.е. от структуры персонала предприятия. Эту зависимость можно выразить в виде формулы:

WR=Q/R=(Q/r) * (r/R), где WR – среднегодовая выработка на одного рабочего

– средняя удельная прибыль предприятий отрасли и т.д.

 

К относительным показателям  структуры относятся следующие:

– структура занятости по отраслям промышленности;

– структура прибыли по отраслям промышленности;

– структура выручки по отраслям промышленности.

Индексные показатели включают:

– индекс физического объема производства;

Индекс физического  объема производства продукции –  относительный статистический показатель, характеризующий изменение физической массы (количества) продукции. Данный показатель используется для оценки степени влияния изменения количества произведенной (реализованной) продукции на изменение объема ее производства (реализации) при условии учета цены продукции как постоянной величины базисного периода.

Индивидуальный индекс физического объема:

Общий индекс физического  объема:

– индекс прибыли;

– индекс рентабельности и т.д.

 ,где CF0 – начальные инвестиции

Индекс рентабельности является относительным показателем. Он характеризует уровень доходов на единицу затрат, то есть эффективность вложений – чем больше значение этого показателя, тем выше отдаче каждого рубля, инвестированного в данный проект.

Таким образом, вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности.

2. Состояние   развития молочного производства  в Российской Федерации

2.1. Общая характеристика  отрасли

 

Молочная и  маслосыродельная отрасль пищевой промышленности включает в себя предприятия по производству цельного молока и молочных продуктов, кисломолочных продуктов, сливочного масла, сыра, сухого молока и молочных консервов.

Таблица 1

Производство  молочных продуктов в РФ

Показатели

Сентябрь  
2012г., 
 тыс. 
 тонн

В %

Январь- 
сентябрь 
2011 г. 
в % к 
январю- 
сентябрю 
2011г.

сентябрю 
2010г.

сентябрю 
2011г.

Производство  молочных продуктов 

112,8

109,6

89,4

109,8

 молоко жидкое  обработанное

424

117,2

100,3

112,6

 йогурт и  прочие виды молока или сливок,    ферментированных или сквашенных

225

108,7

84,7

114,8

 молоко и  сливки в твердых формах

9,4

88,2

84,7

99,0

 масло сливочное  и пасты масляные

18,3

89,5

99,5

97,2

 сыр и  творог

88,1

106,9

101,7

103,7

 мороженое  и десерты замороженные прочие

23,5

111,6

42,5

121,6

 молоко сгущенное,  млн.усл.банок

58,1

108,0

112,1

91,7


 

По данным таблицы 1 видно, что к сентябрю 2012 года производство молочных продуктов выросла на 2,5 % по сравнению с сентябрем прошлого года.

За последние  несколько лет оборот розничной  торговли по отдельным видам продукции  данной отрасли вырос как в  номинальном, так и в реальном выражении, исключение составляет оборот розничной продажи сливочного масла. Оборот розничной продажи цельного молока и цельномолочной продукции в номинальном выражении вырос в сентяюбре 2012 г. на 12,3%, сыра – на 22,5%, сливочного масла – на 11,4% по сравнению с сентябрем 2011 года.

Таблица 2

Оборот розничной  торговли отдельных видов продукции  молочной и маслосыродельной отрасли Российской Федерации

в фактических  ценах (млн.руб.)18 5

годы

цельномолочная  продукция 

животное масло 

сыр

2009

46702,7

28740,1

25147,6

2010

58735,4

30542,4

35241,2

2011

73522,3

33697,7

49014,9

Сентябрь-Октябрь 2012

82580,3

37536,5

60058,4


 

Молочная промышленность является одной из основных отраслей пищевой  промышленности России, производящей продукты, которым принадлежит особая роль в питании и здоровье людей. На ее долю в 2010 году приходилось 13,4 % общего объема продукции, реализуемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.

Число предприятий молочной и маслосыродельной промышленности относительно стабильно. Однако на рынке наблюдается тенденция  к укрупнению фирм. Благополучные  крупные  предприятия  скупают  более  мелкие  заводы,  расширяя  свои  производственные мощности  и  территорию  сбыта.  Также  преимущественно  большие  предприятия финансируют  покупку  современного  оборудования,  позволяющего  повысить  качество продукции и поддержать свою репутацию.

За  год,  с 2009 по 2010, прибыль отрасли выросла на 36,8%, что происходит за счет успешного функционирования региональных и национальных лидеров рынка186.

Проблемы  производства  в  молочной  промышленности  тесно  связаны  с производством  сырого  молока.  Здесь  следует  обратить  внимание  на  два  аспекта.  Во-первых,  в  последние  несколько  лет  надои  молока  постоянно  сокращаются,  а  значит, перерабатывающие предприятия сталкиваются с проблемой нехватки сырья и роста цен  на  него.  Во-вторых,  неудовлетворительное  качество  сырого  молока  российских производителей  создает сложности для производства  молочных  продуктов высокого  качества  и вынуждает предприятия использовать  искусственные и сухие добавки,  что снижает ценность продуктов питания и/или повышает затраты на производство.  

Таблица 3

Крупнейшие  переработчики молока на российском рынке в 2012 году17 

 

Российских  предприятий – производителей молочной продукции достаточно много, однако  лишь  продукция  некоторых  из  них  представлена  во  многих регионах  РФ.  Согласно  данным  экспертов,  в настоящее время  лидерами  молочного рынка России являются  компании «Вимм-Билль-Данн  Продукты  Питания» (ВБД), «Юнимилк», Воронежский молочный  комбинат,  Очаковский  молочный  завод, «Перммолоко», Пискаревский молочный комбинат, «Росагроэкспорт»,  «Данон», «Campina» и «Эрманн»7.

Доля  компании «ВБД» на рынке молочных продуктов в 2012 г. оценивается в 10,8% (доля ближайшего  конкурента  в 4 раза  ниже).  Таким  образом,  можно  было  бы  сказать,  что рынок  молочной  продукции  характеризуется  высокой  степенью  конкуренции. Однако  в силу того, что многие молочные продукты имеют небольшой срок хранения и нуждаются в особых условиях хранения, степень конкуренции на региональных и локальных рынках существенно  ниже.  В  результате  в  отдельных  регионах  лидеры  отрасли  или  местные комбинаты-лидеры получают от 30 до 70% рынка, а оставшуюся долю рынка делят другие местные компании или компании соседних регионов.

Конкуренцию российской продукции составляют импортные  товары. Доля импорта  молочной продукции  в целом невелика, по разным оценкам  – от 15 до 19%, что связано с  естественной  защитой  молочного  рынка  от  иностранных  конкурентов  в  виде скоропортящегося характера товара и необходимости создания особых условий хранения  и  транспортировки.  Однако  по  некоторым  категориям  товаров,  имеющих  длительные сроки  хранения,  на  потребительском  рынке  лидируют импортные продукты.  Почти 60% рынка  сыров  и 30% рынка  сливочного  масла  приходится на  импортные марки. Импорт молока  и  молочной  продукции  активно  растет,  за 2012 г.  физический  объем импорта молока  и сгущенных сливок  вырос на 124,6%, сливочного масла – на 20,9%, сыра – на 34%.

2.2. Анализ основных показателей развития

 

Проведем  анализ развития молочной промышленности Российской Федерации по основным показателям:

Число действующих организаций молочной промышленности в России представлены в табл. 4.

 Таблица  4

Число действующих  организаций молочной промышленности Российской Федерации, единиц

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Число действующих

малых организаций

1740

1739

1744

Средних

29

28

30

Крупных

52

53

53

 
Всего

1821

1820

1827


 В  период с 2009 по 2011 годы число  хозяйствующих субъектов выросло на  6 организаций  - это составило рост  0,33% . Данный показатель говорит о некоторой стабильности в отрасли. Несмотря на кризис 2009 г., в 2011 г. число хозяйствующих субъектов осталось на том же уровне, как и до кризиса.

Количество убыточных предприятий также стабильно.

Таблица 5

Количество убыточных предприятий в РФ

года

единиц

удельный  вес

2009

531

75,7

2010

472

54,8

2011

502

60,2


Объем отгруженных  товаров собственного производства молочной промышленности представлены в табл. 6.

 

Таблица 6

Объем отгруженных  товаров собственного производства молочной промышленности в Российской Федерации, млн. тонн

 

2009 год

2010 год 

2011 год

Объем отгруженных  товаров 

9,8

10,5

10,9


 

На основании  данных таблицы 6 можно сделать вывод, что с 2009 по 2011 объём отгруженных товаров вырос на  1,1  тыс.т.,  или на 11,2%. Это обусловлено спросом на молочную продукцию.

Производство  молочной продукции  по федеральным округам Российской Федерации отображено в табл.7.

 Таблица 7

Производство  молочной продукции по федеральным округам Российской Федерации, тыс.т.9 8

Федеральный округ

2009 год

2010 год

2011 год

Центральный   федеральный округ

6172

6004

5753

Северо-Западный федеральный округ

1808

1791

1747

Южный федеральный  округ

3258

3304

3264

Северо-Кавказский  федеральный округ

2184

2271

2358

Приволжский  федеральный округ

10630

10843

10409

Уральский федеральный  округ

2055

2105

2096

Сибирский федеральный  округ

5671

5656

5629

Дальневосточный федеральный округ

584,3

596,3

591,4


Информация о работе Состояние и перспективы развития молочной промышленности