Состояние и перспективы развития молочной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение современного состояния и перспектив развития молочной промышленности России. В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрена история развития молочной промышленности России.
2. Проведен анализ современного состояния молочной промышленности в России.
3. Изучены проблемы и перспективы развития молочной промышленности России.

Содержание работы

Введение 3
1. Место и роль молочной промышленности в хозяйстве страны 5
1.1. Значение отрасли в экономике Российской Федерации и жизнедеятельности людей 5
1.2. Особенности и факторы, определяющие размещение предприятий молочного производства 8
1.3. Методика определения показателей, характеризующих уровень развития отрасли 10
2. Состояние развития молочного производства в Российской Федерации 14
2.1. Общая характеристика отрасли 14
2.2. Анализ основных показателей развития 18
3. Перспективы и проблемы развития отрасли 21
3.1. Проблемы развития молочного производства 21
3.2. Ассортимент выпускаемой продукции и ее перспективы 26
3.3. Государственная политика в отношении молочной промышленности. 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Chernikova_EO.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

 Во-вторых, хранение сырья и готовой продукции  связано с существенными затратами на холодильные установки и прочее оборудовании. В-третьих, увеличиваются затраты на логистику и риски, связанные с возможностью не найти своего покупателя в отведенный срок. Поэтому в крупных городах и в компаниях, производящих молоко для жителей различных территорий, доля стерилизованного молока будет, скорее всего, расти. С другой стороны, пастеризованное молоко более дешевое и более приближено к натуральному, поэтому всегда найдет своего потребителя. Но возможности по производству и сбыту пастеризованного молока территориально ограничены и зависят оттого, насколько емкий рынок в регионе производителя. 16

Молочные  десерты и йогурты – относительно новый и дорогой продукт и  для российского покупателя, и  для российского производителя. В связи с этим можно отметить две характерные черты этого сегмента рынка молочной продукции. Во-первых, продукт нашел своего покупателя, и объемы потребления молочных десертов и йогуртов растут на 20-30% в год. Во-вторых, в этом сегменте рынка явно лидирует продукция нескольких производителей – йогурты и творожки «Чудо» от ВБД, йогурты и десерты от Данон (йогурт Данон, «Активиа», «Danissimo», «Danette»), йогурты от компаний Campina и Эрманн. В секторе йогуртов у на ВБД приходится более 40% рынка, на Эрманн - 16,8%, Данон - 12,6%, Campina – 12%. Производители находят своего потребителя не только за счет предложения широкого ассортимента йогуртов и десертов с различными вкусами, но и создавая удобную упаковку для продукта. В последнее время набирают популярность питьевые йогурты в бутылочках. Основными потребителями йогуртов и десертов являются жители крупных городов, в регионах потребление йогуртов и десертов находится на крайне низком уровне за счет низкой покупательной способности населения. Йогурты едят в основном дети, подростки и студенты, женщины в возрасте от 20 до 39 лет, мужчины от 25 до 45 лет.

С ростом доходов населения интерес к  десертам и йогуртам будет только возрастать. По оценкам специалистов компании Эрманн, потребление йогуртов в России в настоящее время составляет 1,3-1,5 кг на душу населения в год, а в странах Западной Европы – 16-17 кг йогуртов на человека в год. Так что у рынка йогуртов и десертов большой потенциал, дело только за ростом доходов населения. Однако потеснить компании – лидера отечественного рынка и мировых лидеров в производстве йогуртов и десертов будет затруднительно, только за счет предложения более дешевых аналогов или выпуска принципиально нового продукта. С другой стороны, уже сейчас региональные производители предлагают различные десерты и йогурты собственного производства, которые находят спрос на региональном рынке. Но региональным производителям легче работать в сегменте питьевых йогуртов, так как для их производства требуются обычные технологии для выпуска кисломолочных продуктов. Для производства густого йогурта требуется специальное дорогостоящее оборудование, которое сможет окупиться только при значительных объемах сбыта, а значит новому игроку понадобится конкурировать с уже существующими производителями, что связано с дополнительными затратами на раскрутку марки. К тому же йогурты региональных производителей имеют короткие сроки хранения, что создает проблемы со своевременной организацией сбыта.

Если  рынок цельного молока – это рынок  отечественных производителей, то рынок сыров – это территория иностранных компаний. Доля импортных сыров на российском рынке составляет около 60%. Более половины импорта сыра приходится на Украину (32,9%) и Германию (33%), значительны поставки сыра из Польши, Финляндии и Прибалтики. На российском рынке можно выделить пять крупнейших марок: сыр «Российский» - 20,3%, «Эдамер» - 11%, «Голландский» - 9,2%, «Гауда» - 8,2% и «Маасдам» - 7,2%. При покупке сыров большая часть потребителей ориентируется на цену продукта, поэтому 43% рынка приходится на сыры стоимостью до 115 руб. за кг («Российский», «Пошехонский», «Голландский» и др.), 46% рынка – на сыры стоимостью от 115 до 160 руб. за кг («Эдамер», «Гауда» и др.) и лишь 12% рынка на дорогие сыры стоимостью от 160 руб. за кг.22 С ростом доходов население переключается на более дорогие сыры, поэтому в последнее время повышается привлекательность европейских марок. 17

Объемы  рынка российских сыров за 2012 год выросли на 8% в натуральном выражении, при этом собственное производство на 8,4%, импорт - на 30%. Рост потребления сыров сдерживается низкой покупательной способностью населения, однако при условии сохранения благоприятной тенденции роста реальных доходов населения, перспективы для роста потребления сыра в России есть. В РФ потребление сыров составляет около 3,5 кг на душу населения в год, в Болгарии - 4,8 кг, в Польше - 12,4 кг, во Франции - выше 24 кг. Учитывая очевидное отставание России по потреблению сыра на душу населения, его вкусовые и питательные характеристики, можно сказать, что в условиях улучшения социально-экономического положения населения, потребление сыров будет расти, а значит, с точки зрения наличия емкого рынка этот участок продаж молочного производства весьма перспективен для инвестиций. Для российских производителей этот рынок привлекателен и с позиции замещения импортных сыров, однако в настоящее время развитие сырного производства сдерживается отсутствием качественного сырья.

Ассортимент продаваемого в России сливочного масла  один из самых разнообразных в  мире. В России продается как развесное, так и фасованное масло, доля последнего составляет 87% в стоимостном выражении и 83% в натуральном. В регионах доля развесного масла несколько выше, нежели в крупных городах. Фасованное масло продается в упаковке из фольги (этот сегмент сливочного масла постоянно растет) и в пергаментной упаковке. Наибольшей популярностью у населения пользуются марки «Анкор», «Доярушка», «Президент», «Вологда», «Валио», «Домик в деревне», «Крестьянское» и «Отечественное». Однако жители регионов часто предпочитают продукцию местных производителей. Сливочное масло на российский рынок поставляют отечественные и иностранные компании, доля импорта составляет порядка 30%, по отдельным оценкам 40-50%. Импортное сливочное масло поступает в основном из Новой Зеландии, Финляндии, Германии, Украины и Чехии. В 2012 г. объемы продаж сливочного масла в натуральном выражении выросли всего лишь на 1%. Потребление сливочного масла в крупных городах в натуральном объеме в последнее время снижается. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, сливочное масло имеет более дешевые аналоги в виде маргарина, хальварина, мягкого бутербродного масла, как заменитель выступает и подсолнечное масло. Во-вторых, в России набирает силу концепция здорового питания, а благодаря различным публикациям потребление сливочного масла четко связано в умах граждан с ростом холестерина в крови, ожирением, атеросклерозом. При этом полезные качества – в нем много минеральных веществ, витаминов, жирных кислот – забываются. Косвенно в пользу концепции здорового питания свидетельствует рост потребления витаминизированного, обогащенного различными добавками масла. В стоимостном выражении потребление масла незаметно растет, так как жители городов заменяют более дешевые марки на более качественные и дорогие. В то же время потребление масла в регионах незначительно увеличивается параллельно с ростом доходов.11418.

Таким образом, с одной стороны ожидать  бурного роста потребления сливочного масла даже с ростом доходов населения  не приходится из-за наличия большого числа заменителей и распространения  здорового образа жизни. С другой стороны, есть возможности конкуренции с иностранными производителями за существующих сторонников сливочного масла и привлечение потребителей за счет повышения качества предлагаемой продукции, предложения витаминизированного масла. По некоторым оценкам, за счет традиционной склонности части населения к сливочному маслу рынок может расти на 3-4% в год.

Среди прочих молочных продуктов можно  выделить традиционные для России продукты (ряженка, кефир, творог, сметана) и инновационные  продукты (различные бифидосодержащие кефиры, молочные напитки). Первый сегмент растет очень незначительно, 5-10% в год, зато второй демонстрирует более высокие темпы роста 10-15% в год. Такие традиционные товары с невысокой добавленной стоимостью мало интересны крупным игрокам рынка, поэтому продукция данного сегмента молочного рынка представлена широким кругом производителей, доля региональных производителей в этом секторе существенно выше. Это продукция с короткими сроками хранения, поэтому реализуется преимущественно в регионе производства.

На  этом сегменте рынка получить прибыль за счет увеличения объема продаж в целом представляется мало возможным. Однако если заняться позиционированием своей

продукции на рынке и расширить ассортимент  за счет обогащенных товаров, то можно  оттянуть потребителей от ничем не выделяющихся аналогов.

3.3. Государственная  политика в отношении молочной  промышленности.

 

Тяжелое положение  молочной отрасли в некоторых  регионах, убыточность половины российских молокоперерабатывающих заводов и  высокая доля импортных сыров  и сливочного масла на отечественном потребительском рынке вызывают сильнейшее волнение среди федеральных и региональных властей. В результате, на региональном уровне предпринимаются попытки оздоровления молочной промышленности.

Во-первых, на региональном уровне существуют конкурсные инвестиционные программы, в рамках которых выигравшие конкурс предприятия получают государственную поддержку в виде возмещения части процентов по кредитам коммерческих банков. Как правило, региональный бюджет берет на себя обязательства в размере, не превышающем половину ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Однако подобная мера позволяет существенно снизить стоимость кредита. К тому же свидетельство о выигрыше конкурса на государственную поддержку повышает желание банка сотрудничать с перерабатывающим предприятием.

Во-вторых, региональная администрация может оказать  содействие в разработке бизнес-плана  развития молочного предприятия, чтобы  предприятие могло подать заявку на участие в конкурсной программе  или продолжить искать инвестора  самостоятельно.

В-третьих, региональная администрация может самостоятельно искать инвесторов для предприятий  молочной промышленности и финансировать  переоборудование молокозаводов из собственных средств на принципах  долевого участия. Примером, может служить  Псковская область. Администрация Псковской области подписала двухсторонний договор с правительством Швеции о выделении гранта в размере 1,9 млн. шведских крон на реализацию проекта по увеличению производства и переработке молока. Швеция финансирует проект на три четверти, оставшуюся часть финансирует администрация области.

Таким образом, можно сказать, что государственные  органы признают значимость проблем  предприятий молочной промышленности, однако предпринимаемые ими меры настолько малы в масштабах отрасли, носят эпизодических характер, что рассматривать их как возможный рычаг развития отрасли не стоит.

Некоторые главы  региональных администраций и глава  Министерства сельского хозяйства  России видят возможный источник оживления молочной отрасли в  повышении тарифов на импортируемые сыры и сливочное масло или установлении квот. Однако данные меры приведут к росту цен на сыры и масло, что вызовет сокращение потребления данных продуктов и переключение потребителя на более дешевую продукцию, что снизит благосостояние населения.

Косвенным путем  поддержки молочной промышленности для региональных властей является поддержка молочных хозяйств, так  как дефицит сырья и его  качество – основные препятствия  для развития молочной отрасли.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проведенного мною исследования можно сделать следующие выводы. Молочный комплекс является одним из важнейших составных частей АПК, главной задачей функционирования которого является удовлетворение потребностей общества в молочной продукции при определенном уровне доходов населения.

Именно поэтому  перспективы роста рынка молочной продукции можно оценить положительно. Важнейшими факторами роста объемов рынка являются:

• Тенденция роста реальных доходов населения

• Потенциал емкости рынка, связанный с низким текущим уровнем потребления молочных продуктов по сравнению с уровнем потребления в странах Европы

• Интерес к здоровому образу жизни

• Приверженность населения России к молочным продуктам

Эти факторы  являются источником увеличения спроса на молочную продукцию в ближайшей перспективе.

Спрос на молочную продукцию удовлетворяется российскими  и иностранными производителями, причем доля импорта в отдельных сегментах  рынка неуклонно растет. Следовательно, дополнительной возможностью расширения рынка для отечественных компаний является импортозамещение.

На территории России работает около 25 тыс. предприятий молочной промышленности.

Производители отрасли сталкиваются с рядом характерных проблем:

• Дефицит натурального сырья

• Качество доступного сырья

• Моральный и физический износ основных фондов

• Отсутствие специалистов в области стратегического планирования развития предприятий молочной промышленности

 

На финансовый успех предприятий молочной промышленности в настоящее время положительно влияют:

• Долгосрочное сотрудничество с поставщиками сырого молока (кредитование, поддержка посевных и уборочных работ, инвестиции в техническое перевооружение молочных хозяйств)

• Создание собственной сырьевой базы

• Создание торговой марки или бренда и их реклама

• Четкое позиционирование на рынке

• Оперативная работа с розничными сетями (доставка и оплата)

• Использование современного оборудования

• Предложение витаминизированной и биообогащенной продукции

• Расширение географии сбыта

Таким образом, можно сказать, что на фоне роста доходов населения рынок молочной продукции имеет потенциал роста, но его реализация возможна только при решении проблем отрасли. И в скором времени молоко и молочные продукты должны стать незаменимыми продуктами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 318 с.
  2. Барабанщиков Н.В., Шувариков А.С. Молочное дело. - М.: МСХА, 2010. - 347 с.
  3. Гаврилин, Юрий Федорович. Экономика отрасли: Учеб. пособие / - Челябинск, 2009. – 101 с.
  4. Государственный стандарт. Молоко коровье. Требование при закупках. ГОСТ 13264^88. - М.: Издательство стандартов, 2008. - 6 с.
  5. Государственный стандарт. Молочная продукция. Термины и определения. ГОСТ Р 51917. - М.: Госстандарт России, 2012. - 21с.
  6. Графова Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 283с.
  7. Гудков А.В., Захарова Н.П., Неберт В.К. и др. Технология сыра. - М.:, 2010. – 370 с.
  8. Дакверт С. А, Дунин И.М. Современное состояние и перспективы развития молочного подкомплекса России // Молочная промышленность. - 2011 г. - № 1. – 25 с.
  9. Крусь Г.Н., Тиняков В.Г., Фофанов Ю.Ф. Экономика предприятий молочной промышленности. - М.: Агропромиздат, 2012. - 280 с.
  10. Павлов В.А., Павлова В.В. Производство молока и молочных продуктов в России. - М.: Информагротех, 2010. - 160 с.
  11. Состояние российской молочной промышленности // (Бюлл. ММФ) Молочная промышленность. - 2011. - № 3. – 50 с.
  12. Степанова Л.И. Справочник технолога молочного производства. Технология и рецептуры. Т.1. "Цельномолочные продукты". - СПб.: ГИОРД, 2010, - 384 с.
  13. Фатхутдинов Р.А. Экономика отрасли: Учебник / М.: Бизнес-шк. "Интел-Синтез", 2010. – 637 с.
  14. Харитонов В.Д., Шепелева Е.В. Приемка и первичная обработка молока. Библиотечка специалистов. - М.: Молочная промышленность, 2011. - 54 с.
  15. Храмцов А.Г. Молочная сыворотка. Переработка и использование. - М.: Агропромиздат, 2010. - 240 с.
  16. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. .Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 718с.
  17. Рынок переработки молока в России// http://www.dairynews.ru/processing/rynok-pererabotki-moloka-v-rossii.html
  18. Обрабатывающие производства// http://www.gks.ru

Информация о работе Состояние и перспективы развития молочной промышленности