Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 22:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков в комплексной оценке конкурентоспособности продукции и фирмы
Задачи, поставленные в курсовой работе это раскрытие понятий сущности конкуренции, ее содержания, понятия и факторов конкурентоспособности, предприятия, теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции и фирмы, провести комплексную оценку показателей конкурентоспособности на примере ООО «Кинельагро» по сравнению с главным конкурентом ООО «Сызранский мясокомбинат».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности…………………………………………..11
1.3 Способы анализа и оценки конкурентоспособности……………………...19
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ НА ПРИМЕРЕ ООО «КИНЕЛЬАГРО» И ООО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………..33
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятий ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»…………………………………………33
2.2 Сравнительная оценка конкурентоспособности организаций ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат» методом SWOT-анализа (определения сильных и слабых сторон данных предприятий)……………38
2.3 Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»…………………………………………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..55
1. Конкурентоспособность
1.3 Способы анализа и оценки конкурентоспособности
Изучение и анализ позиций и возможностей организации в конкурентной борьбе в целом предполагает поиск ответов на основные вопросы, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
1) каковы основные цели конкурентов?
2) каковы текущие стратегии
3) какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
По сути дела, речь идет о сборе и анализе информации о потенциале организации среди конкурирующих предприятий и уровне использования данного анализа.
Методика оценки конкурентоспособности или конкурентных преимуществ предприятия опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.
На основе анализа различных подходов к конкурентным преимуществам можно осуществить классификацию конкурентных преимуществ объектов по следующим признакам:
1) по отношению к системе (организации, стране)
- внутренние – ценности
- внешние - качественная инфраструктура региона, стабильная политическая система страны
2) по сфере возникновения преимущества
- природно-климатические –
- социально-политические –
- технологические – повышение
уровня развития
- культурные
-экономические – устойчивая
налоговая система и
3) по содержанию фактора
- качество товара (услуги) – известность и надежность бренда, комфортность товара
- цена товара (услуги) – наличие товаров- заменителей, высокая конкуренция у поставщиков и изготовителей товара
- затраты у потребителя товара (услуги)
- качество сервиса товара (услуги)
– качественная упаковка
4) по методу получения преимущества
- по наследству
- обучение
- внедрение новшеств –
5) по месту реализации
- рабочее место
- организация
- регион
6) по продолжительности
- стратегические факторы преимущества – повышение квалификации кадров
- тактические факторы
7) по видам получаемого эффекта от реализации конкурентного преимущества
- социальный эффект – повышение
безопасности труда и
- экономический эффект –
Также конкурентоспособность можно анализировать по следующим типовым факторам конкурентных преимуществ: персонал, товар или услуга, организация, отрасль, регион, страна.
Персонал. На предприятии персонал можно разделить на три категории: рабочий, специалисты и менеджеры.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как «закон наименьших» и «закон пропорциональности», специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно разделить: наследственные и приобретенные.
К наследственным конкурентным преимуществам персонала можно отнести:
- способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);
- темперамент;
- физические данные.
К приобретенным конкурентным преимуществам персонала можно отнести:
- деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения);
- интеллигентность и культура;
- целенаправленность мотивации
деятельности (умение формулировать
личные цели и цели коллектива)
- характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость, зависть);
- общительность, коммуникабельность;
-организованность;
- возраст.
Приведенный перечень конкурентных преимуществ персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе они будут уточняться. При рассмотрении преимуществ конкретной категории работников эти преимущества должны быть состыкованы с миссией и стратегией социальной или производственной системы, в которой трудится работник.
Товар (услуга). Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Поэтому в данной работе будет использоваться единый термин «товар».
Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями: качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара, а также динамичными факторами.
Значения перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества, которые можно привести в виде перечня:
1) внешние факторы конкурентного преимущества товара
- уровень конкурентоспособности отрасли и региона
- уровень конкурентоспособности организации
- появление новых потребностей у потребителей
- сила конкуренции среди
2) внутренние факторы
-конкурентоспособность
-высокий уровень системы управления.
Организация. Внешние факторы конкурентного преимущества организации и их проявления в малой степени зависят от самой организации, а внутренние почти целиком определяются руководством организации. Но рассмотрение предлагаемых факторов помогает увидеть более расширенную картину конкурентных преимуществ организации. Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.
В качестве внешних факторов конкурентного преимущества организации можно представить следующее: уровень конкурентоспособности страны, региона и отрасли; государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране; налоговые ставки в стране и регионах; уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.
Внутренние конкурентные преимущества организации можно разделить на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективности.
1) структурные- организационная структура, миссия, персонал организации, информационная и нормативно-методическая база управления и сила конкуренции среди аналогичных предприятий.
2) ресурсные – поставщики, оптимизация
эффективности использования
3) технические – качество
4) управленческие – увеличение
удельного веса
5) рыночные – доступ к рынку ресурсов и новых технологий, необходимых для организации; лидирующие положение на рынке товаров; прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.
6) эффективность
Перечисленные внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.
Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентоспособности охватывают далеко не все аспекты ее обеспечения. Вследствие чего хотелось бы особо остановиться и рассмотреть метод интегральной оценки (анализа) конкурентоспособности, а в частности конкурентных преимуществ. Считается, что к интегральной оценке конкурентных преимуществ целесообразно применять системный, комплексный и функциональный подходы.
С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры системы.
С позиции комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические (технический уровень производства и выпускаемой продукции), правовые, рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг), научные, экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами), организационные (организация производства, труда и менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния.
Применение функционального подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой сложную работу, так как:
Для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять ранее рассмотренные научные подходы, принципы и методы. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж нового товара.