Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков в комплексной оценке конкурентоспособности продукции и фирмы
Задачи, поставленные в курсовой работе это раскрытие понятий сущности конкуренции, ее содержания, понятия и факторов конкурентоспособности, предприятия, теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции и фирмы, провести комплексную оценку показателей конкурентоспособности на примере ООО «Кинельагро» по сравнению с главным конкурентом ООО «Сызранский мясокомбинат».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности…………………………………………..11
1.3 Способы анализа и оценки конкурентоспособности……………………...19
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ НА ПРИМЕРЕ ООО «КИНЕЛЬАГРО» И ООО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………..33
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятий ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»…………………………………………33
2.2 Сравнительная оценка конкурентоспособности организаций ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат» методом SWOT-анализа (определения сильных и слабых сторон данных предприятий)……………38
2.3 Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»…………………………………………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..55

Файлы: 1 файл

Повышение конкур (2).doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

1. Конкурентоспособность продукции - это совокупность потребительских  и стоимостных характеристик  производимой продукции, позволяющая  ей выдержать конкуренцию на  конкретном рынке и в определенном  промежутке времени.

  1. На конкурентоспособность продукции могут повлиять изменения на рынке, не связанные с деятельностью предприятия. Конкурентоспособность продукции в отличие от конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменение спроса, демографические сдвиги, природные явления и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей.
  2. Конкурентоспособность представляет собой результат совокупного воздействия потребительских и стоимостных характеристик продукции, а также организации деятельности предприятия-производителя по сбыту продукции.
  3. Важнейшими факторами конкурентоспособности продукции являются качество и цена.
  4. К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (узнаваемость продукции), организация каналов реализации продукции, реклама, бренд, послепродажное обслуживание, новизна продукции. В современной рыночной экономике особое значение в обеспечении конкурентоспособности продукции приобретают параметры, связанные с процессом реализации, логистикой и снижением издержек товародвижения, послепродажным обслуживанием.

 

1.3 Способы анализа и оценки конкурентоспособности

 

Изучение и анализ позиций и возможностей организации в конкурентной борьбе в целом предполагает поиск ответов на основные вопросы, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1) каковы основные цели конкурентов?

2) каковы текущие стратегии достижения  этих целей?

3) какими средствами располагают  конкуренты, чтобы реализовать свои  стратегии?

По сути дела, речь идет о сборе и анализе информации о потенциале организации среди конкурирующих предприятий и уровне использования данного анализа.

Методика оценки конкурентоспособности или конкурентных преимуществ предприятия опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.

На основе анализа различных подходов к конкурентным преимуществам можно осуществить классификацию конкурентных преимуществ объектов по следующим признакам:

1) по отношению к системе (организации, стране)

- внутренние – ценности организации, квалифицированные кадры

- внешние - качественная инфраструктура  региона, стабильная политическая  система страны

2) по сфере возникновения преимущества

- природно-климатические – экономически  выгодное расположение региона

- социально-политические – стабильность  политической и законодательной  системы страны, региона

- технологические – повышение  уровня развития технологических  показателей, снижение износа основных фондов

- культурные

-экономические – устойчивая  налоговая система и регулирование  экономики страны

3) по содержанию фактора преимущества

- качество товара (услуги) – известность  и надежность бренда, комфортность  товара 

- цена товара (услуги) – наличие товаров- заменителей, высокая конкуренция у поставщиков и изготовителей товара

- затраты у потребителя товара (услуги)

- качество сервиса товара (услуги) – качественная упаковка товара, надежный имидж изготовителя

4) по методу получения преимущества

- по наследству

- обучение

- внедрение новшеств – внедрение  ноу-хау в области менеджмента

5) по месту реализации преимущества

- рабочее место

- организация

- регион

6) по продолжительности реализации  преимущества

- стратегические факторы преимущества – повышение квалификации кадров

- тактические факторы преимущества  – современная система рекламы, эффективная мотивации труда, заимствование  ноу-хау у конкурентов в области  менеджмента

7) по видам получаемого эффекта  от реализации конкурентного преимущества

- социальный эффект – повышение  безопасности труда и образованности  работников

- экономический эффект – прирост  объема продаж и прибыли.

Также конкурентоспособность можно анализировать по следующим типовым факторам конкурентных преимуществ: персонал, товар или услуга, организация, отрасль, регион, страна.

Персонал. На предприятии персонал можно разделить на три категории: рабочий, специалисты и менеджеры.

Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как «закон наименьших» и «закон пропорциональности», специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно разделить: наследственные и приобретенные.

К наследственным конкурентным преимуществам персонала можно отнести:

- способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);

- темперамент;

- физические данные.

К приобретенным конкурентным преимуществам персонала можно отнести:

- деловые качества (образование, специальные  знания, навыки и умения);

- интеллигентность и культура;

- целенаправленность мотивации  деятельности (умение формулировать  личные цели и цели коллектива);

- характер (отношение к труду, к  другим, к себе, к вещам);

- эмоциональность (умение управлять  своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость, зависть);

- общительность, коммуникабельность;

-организованность;

- возраст.

Приведенный перечень конкурентных преимуществ персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе они будут уточняться. При рассмотрении преимуществ конкретной категории работников эти преимущества должны быть состыкованы с миссией и стратегией социальной или производственной системы, в которой трудится работник.

Товар (услуга). Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Поэтому в данной работе будет использоваться единый термин «товар».

Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями: качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара, а также динамичными факторами.

Значения перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества, которые можно привести в виде перечня:

1) внешние факторы конкурентного  преимущества товара

- уровень конкурентоспособности  отрасли и региона

- уровень конкурентоспособности  организации

- появление новых потребностей у потребителей

- сила конкуренции среди товаров- заменителей

2) внутренние факторы конкурентного  преимущества товара

-конкурентоспособность персонала  системы – повышение конкурентоспособности  персонала повышается конкурентоспособность  товара

-высокий уровень системы управления.

Организация. Внешние факторы конкурентного преимущества организации и их проявления в малой степени зависят от самой организации, а внутренние почти целиком определяются руководством организации. Но рассмотрение предлагаемых факторов помогает увидеть более расширенную картину конкурентных преимуществ организации. Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

В качестве внешних факторов конкурентного преимущества организации можно представить следующее: уровень конкурентоспособности страны, региона и отрасли; государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране; налоговые ставки в стране и регионах; уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.

Внутренние конкурентные преимущества организации можно разделить на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективности.

1) структурные- организационная структура, миссия, персонал организации, информационная и нормативно-методическая база управления и сила конкуренции среди аналогичных предприятий.

2) ресурсные – поставщики, оптимизация  эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых).

3) технические – качество продаваемых  товаров.

4) управленческие – увеличение  удельного веса конкурентоспособных  менеджеров, выполнение законов  организации, эффективное функционирование  системы менеджмента.

5) рыночные – доступ к рынку  ресурсов и новых технологий, необходимых для организации; лидирующие положение на рынке товаров; прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

6) эффективность функционирования  организации – экономические  показатели (рентабельность, прибыльность) определяют качество функционирования  организации по всем аспектам и направлениям.

Перечисленные внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.

Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентоспособности охватывают далеко не все аспекты ее обеспечения. Вследствие чего хотелось бы особо остановиться и рассмотреть метод интегральной оценки (анализа) конкурентоспособности, а в частности конкурентных преимуществ. Считается, что к интегральной оценке конкурентных преимуществ целесообразно применять системный, комплексный и функциональный подходы.

С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры системы.

С позиции комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические (технический уровень производства и выпускаемой продукции), правовые, рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг), научные, экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами), организационные (организация производства, труда и менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния.

Применение функционального подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.

Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой сложную работу, так как:

  1. в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов;
  2. в настоящее время отсутствует международные документы по оценке конкурентоспособности различных объектов;
  3. экономическая, техническая, кадровая, социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.

Для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять ранее рассмотренные научные подходы, принципы и методы. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж нового товара.

Информация о работе Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»