Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 22:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков в комплексной оценке конкурентоспособности продукции и фирмы
Задачи, поставленные в курсовой работе это раскрытие понятий сущности конкуренции, ее содержания, понятия и факторов конкурентоспособности, предприятия, теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции и фирмы, провести комплексную оценку показателей конкурентоспособности на примере ООО «Кинельагро» по сравнению с главным конкурентом ООО «Сызранский мясокомбинат».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности…………………………………………..11
1.3 Способы анализа и оценки конкурентоспособности……………………...19
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ НА ПРИМЕРЕ ООО «КИНЕЛЬАГРО» И ООО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………..33
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятий ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»…………………………………………33
2.2 Сравнительная оценка конкурентоспособности организаций ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат» методом SWOT-анализа (определения сильных и слабых сторон данных предприятий)……………38
2.3 Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат»…………………………………………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..55
- исследование конъюнктуры рынка.
- иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на балансе и являющиеся собственностью общества. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Постепенно, решая задачи повышения качества и расширения ассортимента, ООО «Кинельагро» стал расти. Вслед за увеличением объемов продаж увеличивались и объёмы производства.
Устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется постоянным ростом.
Коэффициент финансовой зависимости достаточно низкий. Что свидетельствует о минимальности требований внешних кредиторов.
Коэффициент автономии собственных средств характеризует достаточно высокий уровень собственного капитала в активах и свидетельствует о достаточно высокой независимости от кредиторов.
В 2012-2013 гг. коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами высок (это частное от деления собственных оборотных средств на величину материальных запасов - если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов - то есть показатель будет меньше единицы).
Индекс постоянного актива - коэффициент, отражающий отношение внеоборотных активов и средств, отвлеченных в долгосрочную дебиторскую задолженность к собственным средствам. В 2012-2013 гг. этот показатель не превышает рекомендуемого значения, (рекомендуемое значение - меньше или равно 0,9).
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность краткосрочной задолженности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств.
Текущий коэффициент ликвидности за весь рассматриваемый период значительно выше 1. (Нормальное ограничение - больше 1, означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги, если коэффициент текучей ликвидности ниже 2 финансовое положение предприятия считается частично отвечающим признакам банкротства).
Для того чтобы удовлетворять запросы потребителя, который становится вес более требовательным, и, в то же время, получать от производства прибыль, для всех мясоперерабатывающих предприятий становится необходимым пересматривать и расширять ассортимент своей продукции.
ООО «Кинельагро» благодаря постоянному развитию и модернизации технологических процессов и оборудования предприятие прочно удерживает свои позиции в ряду аналогичных предприятий пищевой промышленности.
Качество продукции предприятия признано не только авторитетными специалистами в регионе, но и в соседних регионах России. Благодаря этому существенная доля услуг и продукции предприятия по производству мясных продуктов предоставляется в соседние регионы.
Мясные деликатесы ООО «Кинельагро» успешно продаются не только в г. Кинель, но и в большей части Самарской области.
На сегодняшний день ООО «Кинельагро» имеет 2 оптовых базы и порядка шести оптовых магазинов торгующих продукцией ООО «Кинельагро» в городе Кинель и Самарской области. Уверенно выходит ООО «Кинельагро» и на рынок соседних областей. Благодаря общим усилиям менеджеров по продажам и тесной работе с оптовыми покупателями удалось добиться отличного качества мясных изделий. Уже пять месяцев работает "горячая линия".
Такой подъём происходит во многом благодаря удачно выбранным принципам работы: производству только высококачественной продукции, оснащению оборудованием от ведущих отечественных и иностранных производителей из Германии и Австрии, грамотному выбору партнёров и поставщиков, ориентации на массового потребителя и, конечно же, доступным ценам.
ООО «Кинельагро» не перестаёт развиваться, увеличив объёмы производства за последний год на 300%.
В ближайшие планы предприятия входит увеличение объёмов реализации, расширение ассортиментной группы и дистрибьюторской сети, а также открытие новых фирменных магазинов.
Краткая экономическая характеристика ООО «Сызранский мясокомбинат», являющегося конкурентом ООО «Кинельагро».
Далее представим краткую экономическую характеристику Общества с ограниченной ответственностью «Сызранский мясокомбинат» (далее ООО «Сызранский мясокомбинат»).
ООО «Сызранский мясокомбинат» создано в 1999 году для осуществления производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «Сызранский мясокомбинат».
Место нахождения: Россия, Самарская область, г. Сызрань, Опорный переулок, 16.
Учредителями общества являются:
1. Евсеев Анатолий Владимирович;
2. Антонов Николай Васильевич.
Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и создано без ограничения срока действия.
В своей деятельности Общество руководствуется гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иным действующим законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. Общество ведет свою деятельность на основании Устава.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- оптовая торговля, мясом включая субпродукты;
- оптовая торговля, мясом птицы включая субпродукты;
- оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы;
- оптовая торговля консервами из мяса и мяса птицы;
- розничная торговля мясом включая субпродукты;
- розничная торговля, мясом птицы включая субпродукты;
- розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы;
- производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота
- производство мяса и пищевых субпродуктов птицы;
- производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов;
- иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Устойчивость финансового состояния предприятия также характеризуется постоянным ростом производства, повышением а вследствие чего повышения конкурентоспособности. Коэффициент автономии собственных средств характеризует достаточно высокий уровень собственного капитала в активах и свидетельствует о достаточно высокой независимости от кредиторов.
В 2012-2013 гг. коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами высок (это частное от деления собственных оборотных средств на величину материальных запасов - если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов - то есть показатель будет меньше единицы).
2.2 Сравнительная оценка конкурентоспособности организаций ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат» методом SWOT-анализа (определения сильных и слабых сторон данных предприятий)
С целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат» в отрасли мясной промышленности, используем метод SWOT-анализа (SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
SWOT-анализ включает в себя следующие пункты:
1.анализ внешней среды,
2. анализ внутренней среды,
Проведем анализ внешней и внутренней среды ООО «Кинельагро» и сравним данные показатели с конкурентом ООО «Сызранский мясокомбинат».
К внешней среде обычно относят: покупателей определяющими сбыт товаров, конкурентов.
Понятие внешней среды складывается из двух составляющих — факторы макросреды и факторы непосредственного окружения фирмы.
Для дальнейшего исследования, целесообразно более детально определить конкурентных позиций производственной деятельности ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат».
Для дальнейшего исследования, целесообразно более детально определить конкурентные позиции производственной деятельности ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат».
Для начала произведем оценку поставщиков ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат, данным анализом на предприятии занимается отдел материально-технического снабжения.
Все поставщики ООО «Кинельагро» имеют в принципе одинаковые характеристики: близость места расположения, стабильность поставок, качество поставляемого сырья. В связи со стабильностью работы предприятия и своевременной оплатой проблемы с поставками сырья, материалов, оборудования не возникают.
А в ООО «Сызранский мясокомбинат» выбор поставщиков гораздо меньше, чем у ООО «Кинельагро» значит, исследование в данной области не имеет широкую направленность и тем самым не порождает конкуренцию среди них, а значит цены на поставляемую продукцию определены ограниченным количеством поставщиков.
Как и в ООО «Сызранский мясокомбинат» в ООО «Кинельагро» на продукцию поставщиков приходится значительная часть издержек при производстве конечного изделия, эта продукция играет решающую роль в процессе производства и в значительной степени влияет на качество производимых товаров. Это увеличивает конкурентную силу поставщиков.
В отличие от ООО «Сызранский мясокомбинат», ООО «Кинельагро» с большинством поставщиков поддерживает тесные производственные связи, поэтому ООО «Кинельагро» получает большую выгоду в виде изделий повышенного качества, своевременных поставок и снижения затрат на товарные запасы чем ООО «Сызранский мясокомбинат».
В ООО «Кинельагро» имеется отдел сбыта, который изучает рынки сырья и рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции и пути ее повышения. В ООО «Сызранский мясокомбинат» отдела сбыта продукции нет данный факт ставит это предприятие в наиболее невыгодное положение перед ООО «Кинельагро».
ООО «Кинельагро» разрабатывает ценовую и структурную политику предприятия и другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия.
В ООО «Сызранский мясокомбинат» вопросы, связанные с ценовой и структурной политикой не рассматриваются, следовательно, цены на продукцию определяются спонтанно, что делает данное предприятие более уязвимым по сравнению с ООО «Кинельагро» и другими предприятиями с похожими видами деятельности.
Основными видами продукции в ООО «Кинельагро» и ООО «Сызранский мясокомбинат» - это производство и реализация продуктов питания мясного направления.
Потребителями данных предприятий являются в основном население, организации и предприятия, учебные и медицинские учреждения.
Продукция ООО «Кинельагро» оценивается всеми покупателями очень высоко, так как удовлетворяет самым высоким требованиям международных стандартов, а продукция ООО «Сызранский мясокомбината» не всегда отвечает вкусам и требованиям потребителей.
Проведя опрос среди своих знакомых - потребителей продукции обоих предприятий было выяснено, что продукция ООО «Сызранский мясокомбинат» не редко уступает по качеству по сравнению с продукцией ООО «Кинельагро», да и по цене на похожую продукцию значительно выше.
Уровень сервиса в ООО «Кинельагро» достаточно высок т.к. данное предприятие предоставляет гарантию на всю выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.
Также следует отметить что ООО «Кинельагро» по сравнению с ООО «Сызранский мясокомбинат» очень хорошо знает свои сегменты и требования рынка к товарам и осведомленность о пожеланиях потребителей относительно своих товаров также значительно выше.
Кроме этого, предприятие хорошо представляет структуру затрат и прибыльность каждого товара и услуги.
Каналы товародвижения ООО «Кинельагро» образуют корпоративную вертикальную систему и находятся под контролем руководства, который и планирует программу маркетинга и распределяет ответственность между остальными участниками.
Таким образом, возможность покупателей (то есть сторонних организаций и населения) оказывать давление на цену выпускаемой продукции ООО «Кинельагро» не представляет угрозу, что может говорить о стабильном положении ООО «Кинельагро» на занимаемых рынках в сфере ее ценовой политики. Это оказывает влияние на стабильность положения предприятия в целом.