Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методологии стратегического планирования на предприятии здравоохранения.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические аспекты стратегического планирования на предприятии
2. Проанализировать организацию стратегического планирования на предприятии здравоохранения на примере предприятия ООО «Клиника профессора Лантуха»
3. Дать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на предприятии ООО «Клиника профессора Лантуха».
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты стратегического планирования
на предприятии……………………………………………………………......4
Роль и содержание планирования………………………………….....4
Структура планово-управленческих работ…………………………..6
Виды планов на предприятии………………………………………..11
Организация стратегического планирования на предприятии
здравоохранения на примере предприятия
ООО «Клиника профессора Лантуха»……………………………………14
Краткая характеристика предприятия
ООО «Клиника профессора Лантуха»……………………………….14
Методология стратегического планирования на примере
предприятия ООО «Клиника профессора Лантуха»………………..17
Финансовое планирование…………………………………………...26
Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования
предприятия ООО «Клиника профессора Лантуха»……………………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Список литература………………………………………………………………38
• может предусматривать меры ответственности для исполнителей;
• должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;
• оформляется документально в письменной форме;
• является внутренним документом фирмы;
• может использоваться для установления контактов партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;
• утверждается руководством фирмы;
• должен быть достаточно стабильным по времени.
К основным принципам планирования относятся:
1. Принцип единства, т.е. холизма, означает, что пользуемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости.
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т.д.
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы.
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя.
5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу.
Различают две схемы составления планов: по методу «сверху вниз» и по методу «снизу вверх». В соответствии с первым методом руководство предприятия определяет цели и задачи (например, плановые показатели по прибыли). Затем эти показатели во все более детализированной форме включаются в планы подразделений. По методу «снизу вверх» поступают наоборот: например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и уже затем руководитель отдела сводит эти показатели в единое целое. Поскольку эти методы представляют два противоположных подхода, то на практике целесообразно оптимальное сочетание.
6. Важным принципом планирования является экономичность, суть которой состоит в том, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением.
7. Наконец, одним из принципов планирования является создание необходимых условий для выполнения плана.
Второй существенный элемент методологии — это методы планирования. К основным методам планирования относятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.
Следующий элемент методологии планирования — показатели плана.
Показатель плана — это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта.
Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. Меры выполнения плана включают:
• развернутое описание необходимых действий;
• ресурсное обеспечение;
• перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;
• сроки выполнения расчетных показателей.
Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться:
а) для отдельных структурных подразделений;
б) в целом по фирме на блок заданий плана;
в) для отдельного исполнителя плана;
г) на отдельное задание плана.
Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполнителей плана при выполнении его заданий. Однако форма отчета об использовании средств должна позволять контролировать направления и размеры их расходования.
1.3 Виды планов на предприятии
Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования.
Планы классифицируются следующим образом.
1. По времени:
• долгосрочные (на 10-25 лет);
• среднесрочные (на 3-10 лет);
• краткосрочные (на 1-3 года);
• текущие (на 1 год, в том числе сезонные);
• оперативные (до 1 года).
2. По объектам хозяйствования:
• государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;
• внутрифирменные.
3. По степени определения параметров:
• детерминированные (с четко определенными параметрами);
• вероятностные (с нечеткими параметрами).
4. По признаку временной ориентации:
• реактивные, т.е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;
• инактивные, т.е. инертные по планируемым действиям;
• преактивные, т.е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование действительности.
5. По назначению:
• директивные, обязательные для выполнения;
• индикативные, т.е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы принимаются в основном директивные планы, а на уровне государства—индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.
6. По масштабности целей:
• стратегические, предусматривающие глобальные цели;
• бизнес-планы, т.е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.
7. По конкретной установке:
• функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти планы играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;
• единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Единовременные планы могут быть: программными и проектными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы.
Проектный план может быть частью программного плана и применяется для контроля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьюторской сети, проект рекламной кампании;
• стабильные, т.е. содержащие разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.
8. По функциям деятельности — это так называемые функциональные планы:
• маркетинга, в том числе сбыта;
• прибыли и рентабельности;
• инвестиций, в том числе долговременных материальных;
• издержек производства и обращения;
• персонала;
• доходов;
• финансов и др.
9. По отношению к действительности:
• основные, т.е. официально принятые руководством;
• вероятностные (случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде.
В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популярность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес-планы.
2. Организация стратегического планирования на предприятии здравоохранения на примере предприятия
ООО «Клиника профессора Лантуха»
2.1 Краткая характеристика
Клиника профессора Лантуха – старейшее частное медицинское учреждение в Сибири. Она начала свою работу с 1991 года, открыв глазной кабинет при поликлинике № 1 г. Новосибирска. В 1993 г. у нее появились филиалы в Барнауле и Томске. В 1995 г. открылась «Клиника профессора Лантуха» в центре города по ул. Тополевой 26 , которая работает и по настоящее время.
Руководитель клиники. Бессменным руководителем и собственником клиники является доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, отличник здравоохранения СССР, академик РАМТ, заведующий кафедрой глазных болезней Новосибирского госуниверситета Владимир Васильевич Лантух.
Структура клиники. Это семейная клиника, в которой работают дети профессора: микрохирург и лазерный хирург, врач первой категории Евгений Владимирович Лантух и врач-косметолог Анна Владимировна Лантух.
Практическая работа клиники. Клиника работает в четырех направлениях: диагностика глазных болезней: прием профессором пациентов, микрохирургия глазных заболеваний со специализацией в области факоэмульсификации катаракты, пластические операции со специализацией в области микрохирургической блефаропластики и золотого армирования и в области лазерной глазной микрохирургии.
Научная работа клиники. По материалам работы клиники защищено 22 патента России на новые медицинские технологии и опубликовано 25 научных работ.
Преимущество клиники. Сочетание новейших диагностических и лечебных технологий с тридцатилетним профессиональным опытом частного врача профессора Владимира Лантуха, умеренные цены, хороший сервис.
В настоящее время в штате клиники 8 человек. Средняя выручка компании 550 тыс. руб. в год. Владельцами компании являются частные лица В.В.Лантух (45% уставного капитала), Е.В.Лантух (5% уставного капитала) и С.А.Степанов (50% уставного капитала).
Частному врачу В.В.Лантуху в центре города рядом с новой магистралью (ул. Ипподромская) в 2006 г. был продан в долгосрочную аренду по конкурсу участок земли под строительство клиники с общественными площадями и подземной автостоянкой. Частично выделены электрические мощности, заключен договор на подключение клиники к сетям Горводоканала. Заканчивается работа над рабочим проектом.
К 1 октября 2011 г. закончена работа по чистовому проектированию клиники и нулевого цикла, в ближайшее время будет получено разрешение на строительство, и весной 2012 г. будут начаты земляные работы.
В построенном высотном здании будут располагаться не только помещения для приема пациентов и их лечения, но и помещения стационара, кафе-столовой, буфета, аптеки, оптики, гостиницы на 30 номеров, учебного блока, научно-исследовательских лабораторий.
График работы клиники с 8.00 до 20.00 часов в 2 смены. В расчетах по данному бизнес-плану принят показатель работы врачей Клиники 6 часов в день, шесть дней в неделю с понедельника по субботу. Оставшиеся 6 часов в день прием ведется частнопрактикующими врачами, которые арендуют помещения для приема пациентов, операционные и т.д.
В стационаре пациенты находятся
круглосуточно. В ночные часы и в
выходные дни пациенты находятся
под наблюдением дежурного
Планируемые отделения клиники: офтальмология, пластическая хирургия, терапия, эндоваскулярное отделение, общая хирургия, гинекология, урология, кардиология, гастроэнтерология, травматология, стоматология, мануальная терапия, лабораторные исследования, КТ и МРТ, маммология, лечение ожирения, лечение наркозависимости, флебология, эндокринология, стационар, рентгенкабинет, операционный блок (четыре операционных), колопроктология, иглорефлексотерапия, физиотерапия, оториноларингология, неврология, педиатрическое отделение, реанимационное отделение, родильное отделение.
Метраж функциональных помещений в настоящем бизнес-плане рассчитан в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.1375 – 03. Структурный список помещений Клиники следующий:
1 Операционный блок (4 операционные)
2 Зона ограниченного режима
3 Кабинеты врачей
4 Зона общебольничного режима
5 Палаты интенсивной терапии
6 Стационар на 25 коек
7 Родильное отделение на 4 койки.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) будет осуществляться в виде специализированных программ: годовая детская медицинская программа «Эконом» для детей в возрасте от 3 до 15 лет, программа «личный педиатр», детская медицинская программа «VIP».
Программы для взрослых:
комплексное годовое
Таблица 1
Направления деятельности и оказываемые услуги Клиники
Наименование |
Ед. изм. |
Начало продаж |
Сдача в аренду помещений |
рублей |
01.03.2013 |
Амбулаторный прием |
клиент |
01.03.2013 |
Диагностическое обследование ( |
клиент |
01.03.2013 |
Диагностическое обследование |
клиент |
01.03.2013 |
Родильное отделение (палата) |
клиент |
01.03.2013 |
Операция |
клиент |
01.03.2013 |
Стационар |
чел/день |
01.03.2013 |
Гостиница |
номер |
01.03.2013 |
Буфет |
счет/чел. |
01.03.2013 |
Кафе-столовая |
счет/чел. |
01.03.2013 |
Сдача в аренду помещения под |
рублей |
01.03.2013 |
Сдача в аренду помещения под |
рублей |
01.03.2013 |
Предоперационное обследование |
клиент |
01.03.2013 |
Родильное отделение (операция) |
клиент |
01.03.2013 |
Консервативное лечение |
клиент |
01.03.2013 |
Учебный блок |
час |
01.07.2013 |
Лаборатории |
клиент |
01.03.2013 |
Скорая помощь |
клиент |
01.03.2013 |
Информация о работе Стратегическое планирование предприятия здравоохранения