Стратегия развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы курсовой работы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия 4
1.1. Роль стратегического планирования на предприятии 4
1.2. Сущность и алгоритм разработки стратегии развития предприятия 14
1.3. Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана 21
2. Технико–экономический анализ ОАО «Мясокомбината «Балаковский» 32
2.1. Общая характеристика ОАО «Мясокомбината «Балаковский» 32
2.2. Технико – экономический анализ предприятия 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

Воронцовой Ольги Стратегия развития предприятия.docx

— 116.81 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение                                                                                                                           2

1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия              4

1.1. Роль стратегического планирования на предприятии                                          4

1.2. Сущность и алгоритм разработки стратегии развития предприятия                14

1.3. Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана                                                                                                                               21

2. Технико–экономический анализ ОАО «Мясокомбината «Балаковский»           32

2.1. Общая характеристика ОАО  «Мясокомбината «Балаковский»                        32

2.2. Технико – экономический  анализ предприятия                                                  35

Заключение                                                                                                                    40

Список используемой литературы                                                                              42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных  фирмах большое внимание уделяется  вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем  любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.

Термин  «стратегическое планирование», как  и термин «стратегическое управление», широко вошел в практику западного  менеджмента организации в 60-е  годы XX века. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни. 

Стратегическое  планирование представляет собой процесс  выбора целей и путей их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя  преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные  ее члены будут лишены четкого  способа оценки и направления  работы предприятия. Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления членами организации.

Актуальность  данной темы курсовой работы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.

Цель  курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического  планирования как составной части  процесса стратегического управления на предприятии. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить, что входит в понятие «стратегическое планирование»;

- указать важнейшие направления планирования деятельности предприятия;

- подробно  рассмотреть каждый этап построения  стратегического плана.

Так же в данной работе будет проведен технико  – экономический анализ деятельности предприятия ОАО «Мясокомбинат  «Балаковский».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
    1. Роль стратегического планирования на предприятии

 

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой  функциональной структуры системы  управления.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.1 Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью  которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной  деятельности.2 Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности-функции стратегического планирования (Схема 1).

Схема 1. Функции стратегического планирования

 

1.Распределение ресурсов. Данный  процесс включает планирование  распределения ресурсов, таких как  материальные, финансовые, трудовые, информационные  ресурсы и т.д. Стратегия функционирования  предприятия строится не только  на расширении бизнеса, удовлетворении  рыночного спроса, но и на эффективном  потреблении ресурсов, постоянном  снижении издержек производства.3 Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2.Адаптация к внешней среде.  Адаптацию следует интерпретировать  в широком смысле слова как  приспособление предприятия к  изменяющимся рыночным условиям  хозяйствования. Рыночная среда  по отношению к субъектам хозяйствования  всегда содержит благоприятные  и неблагоприятные условия (преимущества  и угрозы). Задача данной функции  - приспособить хозяйственный механизм  предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами  в конкурентной борьбе и предотвратить  различные угрозы. Разумеется, эти  функции выполняются также и  в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного  управления будет достигнута  лишь в том случае, если конкурентные  преимущества и барьеры будут  предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического  планирования состоит в том,  чтобы обеспечить для предприятия  новые благоприятные возможности  посредством создания соответствующего  механизма адаптации предприятия  к внешней среде.

3. Координация и регулирование.  Данная функция предполагает  согласование усилий структурных  подразделений фирмы (предприятий,  производств, цехов) для достижения  цели, предусмотренной стратегическим  планом. Стратегия предприятия включает  сложную систему взаимосвязанных  целей и задач. Декомпозиция  этих целей и задач предусматривает  их деление на более мелкие  компоненты и закрепление за  соответствующими структурными  подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

4. Организационные изменения. Эта  деятельность предусматривает формирование  организации, которая обеспечивает  слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет  прошлого опыта стратегического  планирования.4 В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т.п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

Стратегическое планирование имеет  свою технологию. Процесс стратегического  планирования включает следующие этапы:

  • определение миссии предприятия (фирмы);
  • формулирование целей и задач функционирования предприятия;
  • анализ и оценку внешней среды;
  • анализ и оценку внутренней структуры предприятия;
  • разработку и анализ стратегических альтернатив;
  • выбор стратегии.5

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического  управления. Процесс стратегического управления кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии.

Основные компоненты стратегического планирования:

1. Определение миссии предприятия. Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике.6 В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирма ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.

2. Формулирование цепей и задач  функционирования предприятия. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели. К ним относятся:

  • доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);
  • эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);
  • положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);
  • ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);
  • производственная мощность предприятия;
  • продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);
  • организационные изменения в фирме (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);
  • качество работы с покупателями (скорое обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);
  • социальная ответственность фирмы (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);
  • потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);
  • развитие фирмы (темпы роста хозяйственной деятельности).

К целям предъявляются следующие  требования:

а) Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев.

б) Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следовательно, цели должны быть избирательными, а не всеобъемлющими.

в) Множественность. Необходимо ставить  цели во всех сферах, от которых зависит  жизнеспособность предприятия.

г) Достижимость, реальность. Нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно  сказывается на деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть достаточно напряженными, чтобы не расхолаживать  сотрудников. В то же время они  должны быть достижимыми, то есть не выходить за пределы возможностей исполнителей.

Информация о работе Стратегия развития предприятия