Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:55, курсовая работа
Актуальность данной темы курсовой работы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
Введение 2
1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия 4
1.1. Роль стратегического планирования на предприятии 4
1.2. Сущность и алгоритм разработки стратегии развития предприятия 14
1.3. Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана 21
2. Технико–экономический анализ ОАО «Мясокомбината «Балаковский» 32
2.1. Общая характеристика ОАО «Мясокомбината «Балаковский» 32
2.2. Технико – экономический анализ предприятия 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Стратегическое планирование ставит целью дать обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатель развития фирмы на плановый период.29
Стратегический план придает предприятию
определенность, индивидуальность, что
позволяет ему привлекать определенные
типы работников и в то же время
не привлекать работников других типов.
Общий стратегический план стоит
рассматривать как программу, которая
направляет деятельность фирмы в
течение продолжительного времени,
давая себе отчет в том, что
конфликтная и постоянно
Стратегическое планирование дает
также основу для принятия решения.
Знание того, что организация хочет
достичь, помогает уточнить наиболее подходящие
пути действий. Принимая обоснованные
и систематизированные плановые
решения, руководство снижает риск
принятия неправильного решения
из–за ошибочной или
Стратегическое планирование позволяет разработать долговременные планы развития для всех аспектов финансово – хозяйственной деятельности предприятия: трудовых ресурсов, технического перевооружения, внедрение новых технологий, продвижение товара на рынке, повышение качества своего товара, внедрение новых технологий, применение инноваций, в том числе в новых подходах в управлении.30
2.Технико – экономический анализ ОАО «Мясокомбината «Балаковский»
2.1. Общая характеристика ОАО «Мясокомбината «Балаковский»
ОАО «Мясокомбинат «Балаковский» был построен по проекту, разработанному институтом «Саратовгипрогорсельстрой» и пущен в эксплуатацию в 1968 году. Акционерное общество создано в 1992 году путем преобразования государственного предприятия мясокомбинат «Балаковский» и является его правопреемником.
Вот уже
40 лет ОАО «Мясокомбинат «
Технологи комбината следят за последними
достижениями в производстве колбас и
полуфабрикатов, не забывают и о традиционных
технологиях приготовления деликатесов.
Вся продукция комбината сертифицирована.
Задача изготовления высококачественной
продукции облегчается также тем, что
комбинат работает на местном сырье. Благодаря
существованию на комбинате лаборатории
контроля качества производства, его продукцию
отличает свежесть, высокие вкусовые качества.
Основной целью общества является получение прибыли.
Основными видами деятельности ОАО «Мясокомбинат «Балаковский» являются:
- переработка всех
видов скота и птицы,
- производство колбасных
- производство натуральной и искусственной оболочек;
- торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность;
- создание оптово-розничных подразделений;
- производство и переработка
сельскохозяйственной
- растениеводство, полеводство, животноводство;
- посреднические услуги, коммерческая деятельность, маркетинг, хлебопечение, общественное питание;
- иные виды деятельности,
не запрещенные
Под организационной структурой
управления предприятием понимается состав
(перечень) отделов, служб и подразделений
в аппарате управления, системная их организация,
характер соподчиненности и подотчетности друг
другу и высшему органу управления предприятия,
а также набор координационных и информационных
связей, порядок распределения функций
Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.
Система управления предприятием зависит, прежде всего, от его типа и его устава.
ОАО «Мясокомбинат «Балаковский» по организационной форме является акционерным обществом.
Органами управления общества являются:
1) Общее собрание акционеров;
2) Совет директоров;
3) Единоличный исполнительный
В случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества.
Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия. Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном уставом и положениями общества.
Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, осуществляет оперативное руководство деятельностью общества, в том числе определяет организационную структуру внутри общества.
Колбасное производство является важной частью мясной промышленности. Производство колбасных изделий основано на принципе консервирования – анабиозе, и его следует рассматривать как термохимический способ консервирования мяса, проводимый с применением высокой температуры и химических веществ.
Колбасные изделия — это готовый высококалорийный мясной продукт, обладающий специфическим вкусом и ароматом. Продукт предназначен для употребления в пищу без дополнительной термической обработки. Действие высокой температуры и добавляемых химических веществ в процессе изготовления способствует инактивации микрофлоры и сохранности готового продукта.
Для каждого вида колбасных изделий определен процесс изготовления, утверждены технологические инструкции, рецепты. Контроль качества и оценку этих изделий проводят в соответствии с требованиями ГОСТ или ТУ. В зависимости от применяемого сырья, колбасы подразделяют на высший, 1 и 2 сорта.
Соблюдение рецептур, технологических инструкций и санитарного режима по ходу технологического процесса — это необходимые условия для получения высококачественных колбасных изделий.
ОАО «Мясокомбинат «Балаковский» на рынке находится уже 40 лет. За это время к сотрудничеству были привлечены надежные поставщики основного сырья. К ним относятся:
• Био-Сфера
• ООО «Ареал»
• ООО «Группа Фокина»
• ООО «Дена Трейд»
• ООО «Кулинар-Компонент ТД»
• ООО «Прометей»
• ООО «СарЭкоЛайн
• ТД Средне Волжский
Потенциальными
конкурентами ОАО «Мясокомбинат
«Балаковский» по колбасным изделиям
являются ООО «Фамильные колбасы»,
М/к «Дубки», «Агротек», ИП Рыпалов
В.В.. Однако 40 -60% местного населения
предпочитают продукцию местных
производителей, чтобы удержать свои
позиции на местном рынке необходимо:
выпускать продукцию высокого качества,
доступность цен.
ОАО «Мясокомбинат «Балаковский» является
одним из крупнейших мясокомбинатов Саратовской
области. Предприятие реализует продукцию
по городу Балаково через оптовиков(30%),
фирменную сеть (40%), сетевую розницу (Магнит,
Гроздь) -30%, а также в городах Саратов,
Пугачев, Вольск, Энгельс, Самара (1-2%). Фирменная
сеть предприятия включает 17 магазинов,
расположенных на территории г.Балаково,
5 магазинов в г.Вольске, магазин в с.Черкасское,
магазины в г. Хвалынск и г. Саратов. Продукцию
Мясокомбината «Балаковский» можно встретить
не только в магазинах родного города,
но и практически во всех городах Саратовской
области в их числе Ершов, Горный, Вольск,
Хвалынск, Пугачев, Ивантеевка, Маркс,
Энгельс и конечно же Саратов, а также
в городах Самара и Пермь.На предприятие
используется современное оборудование
по переработке мяса.
2.2. Технико – экономический анализ предприятия
Технико-экономический анализ позволяет раскрыть зависимость результатов производственно-финансовой деятельности предприятия от эксплуатационных, технических и организационных факторов, определить степень влияния каждого из них на выполнение плана, выявить имеющиеся резервы производства, вскрыть недостатки в работе.
Исходными материалами для анализа являются данные оперативного, бухгалтерского и статистического учетов, рассматриваемые в зависимости от конкретных условий эксплуатации, уровня технической оснащенности и сложившейся организационной структуры предприятия. Объектами анализа являются результирующие технико-экономические показатели: выполнение плана перевозок, степень использования парка автомобилей, производительность труда, заработная плата, себестоимость перевозок, доходы, рентабельность, финансовое состояние предприятия.
Анализу подвергается как основная
деятельность предприятия, так и
вспомогательная. Основная деятельность
складывается из выполнения транспортной
работы, технического обслуживания, ремонта,
хранения и технического обеспечения
подвижного состава. К вспомогательным
процессам относятся
Основными задачами анализа являются:
определение степени выполнения
плана по производственным, эксплуатационным
и финансовым показателям работы
АТП в целом и каждого
Производственные и финансовые показатели деятельности каждого предприятия зависят от множества различных факторов эксплуатационного, организационного и технического характера. Задачей анализа является глубокое изучение простейших явлений и выявление на этой основе сущности сложных явлений, происходящих в производстве.
При анализе используется метод научной абстракции, предусматривающий разложение анализируемого процесса на простейшие элементы, глубокое их изучение и рассмотрение на этой основе процесса в целом как результата взаимодействия первичных показателей.
Таблица 1.
Технико –
экономические показатели работы предприятия
ОАО «Мясокомбинат «
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Темпы роста, % | ||
2010/ 2009 |
2011/ 2010 |
2011/ 2009 | ||||
Объем товарной продукции, тыс.руб. |
185878 |
232406 |
201555 |
125 |
86,7 |
108,4 |
Полная себестоимость, тыс.руб. |
156734 |
223586 |
186131 |
142,6 |
83,2 |
118,7 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
29144 |
8820 |
15424 |
30,3 |
174,8 |
52,9 |
Материальные затраты, тыс.руб. |
131754 |
192633 |
158256 |
146,2 |
82,1 |
120,1 |
Материалоотдача, руб./руб. |
1,4 |
1,25 |
1,28 |
89,3 |
102,4 |
91,4 |
Материалоемкость, руб./руб. |
0,7 |
0,8 |
0,78 |
114,3 |
97,5 |
111,4 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
23315,2 |
7056 |
12339,2 |
30,6 |
174,8 |
52,9 |
Затраты на 1 руб.товарной продукции, руб. |
0,84 |
0,96 |
0,92 |
114,3 |
95,8 |
109,5 |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
30494 |
10170 |
16774 |
33,3 |
164,9 |
55 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
714,9 |
761,9 |
933,1 |
106,6 |
122,5 |
130,5 |
Трудоемкость продукции, чел./тыс.руб. |
0,0014 |
0,0013 |
0,0011 |
92,8 |
84,6 |
78,6 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. |
33384 |
34803 |
37245 |
104,2 |
107 |
111,5 |
Фондоотдача, руб./руб. |
5,57 |
6,68 |
5,41 |
119,9 |
76,9 |
97,1 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,179 |
0,15 |
0,184 |
83,8 |
112,6 |
102,8 |
Фондовооруженность, руб./чел. |
128,4 |
114,1 |
172,4 |
88,9 |
151,1 |
134,3 |
Среднесписочная численность, чел. |
260 |
305 |
216 |
117,3 |
70,8 |
83 |
Фондорентабельность, % |
69,8 |
20,3 |
33,1 |
29,1 |
163,1 |
47,4 |
Рентабельность продукции, % |
14,9 |
3,1 |
6,6 |
20,8 |
212,9 |
44,3 |
Рентабельность продаж, % |
12,5 |
3 |
6,1 |
24 |
203,3 |
48,8 |