Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:55, курсовая работа
Актуальность данной темы курсовой работы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
Введение 2
1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия 4
1.1. Роль стратегического планирования на предприятии 4
1.2. Сущность и алгоритм разработки стратегии развития предприятия 14
1.3. Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана 21
2. Технико–экономический анализ ОАО «Мясокомбината «Балаковский» 32
2.1. Общая характеристика ОАО «Мясокомбината «Балаковский» 32
2.2. Технико – экономический анализ предприятия 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42
1) рациональная
стратегия должна содержать в
себе три важные составляющие:
основные цели или задачи
2) эффективные
стратегии развиваются вокруг
нескольких количественно
3) стратегия
имеет дело не только с
4) для
каждого уровня управления
Для того чтобы экономическая стратегия была эффективной, при ее разработке необходимо учитывать некоторые требования, к числу которых можно отнести:
- наличие
четко сформулированных
- обеспечение маркетингового мышления для всех сотрудников организации. Стратегия будет эффективна в том случае, если интересы и ценности сотрудников соответствуют возлагаемой на них роли и если они кровно заинтересованы в процветании своей компании.
- стратегия
должна быть достаточно гибкой,
обеспечивая возможность
- стратегия
будет эффективной в том
В общем виде процесс разработки стратегий состоит из ряда последовательных этапов.
Процесс
формулирования стратегии (рис. 1.1) включает
в себя выявление потенциальных
возможностей и угроз со стороны
внешней среды компании, оценку рисков
и возможных альтернатив среды.
|
Рис 1.1 Схема процесса разработки стратегии
На предварительном этапе разработки стратегии проводится всесторонний анализ внутреннего состояния компании, в результате которого выделяют ее сильные и слабые стороны, оценивают возможности ресурсного обеспечения действий, направленных на достижение поставленных целей.
При этом учитываются как ресурсы самой компании (в частности, перераспределение средств между стратегическими зонами хозяйствования), так и возможность получения этих ресурсов извне (например, займы). На этом же этапе детально изучается внешняя макро- и микросреда компании, проводится оценка риска с учетом выявленных возможностей и угроз.22 Процедура разработки стратегии компании включает в себя установление взаимосвязи между стратегической зоной хозяйствования (СЗХ) фирмы, анализ ее видов деятельности, оценку степени взаимосвязи и взаимодействия между различными СЗХ.
От степени
проработки предварительного этапа
во многом зависит эффективность
будущей стратегии. По своей сути
задача оптимальной стратегии в
предельном случае заключается в
совмещении трех окружностей (рис. 1.2) или,
по крайней мере, в максимизации
площади пересечения (А) окружностей.
|
Рис.
1.2 Соотношение целей, ресурсов и
возможностей рынка
На втором этапе разработки стратегии формулируются стратегические альтернативы, учитывающие различные состояния внешней среды, ресурсов компании и стратегические цели. Различных альтернатив может быть достаточно много, но на практике они ограничиваются: потенциальными возможностями организации, зависящими от степени новизны товара, уровня экономического развития предприятия, доступности финансовых ресурсов, квалификации персонала, организационной культуры фирмы и т.д.; целями компании и требованиями внешней среды. На данном этапе отбираются те альтернативы развития, которые находятся в плоскости пересечения трех окружностей, т.е. в секторе А (рис. 1.2).23 Например, если стратегической целью компании является географическое расширение и завоевание при этом определенной доли на каждом рынке, то из всех возможных рынков, Н требования которых фирма в состоянии удовлетворить, используя имеющиеся ресурсы, в качестве альтернатив для их дальнейшей оценки будут отобраны только те рынки, на которых может быть достигнут целевой объем продаж.
Третий этап разработки стратегии состоит в оценке отобранных стратегических альтернатив. Соответствуя внешнему окружению, целям компании и ее ресурсам, стратегическая альтернатива не должна противоречить другим стратегиям фирмы. При стратегическом выборе у организации возникают противоречия между тремя группами ориентиров: между долгосрочными и краткосрочными показателями рентабельности и объема продаж, между внутренней и внешней гибкостью, между гибкостью и синергизмом.
Четвертый этап разработки стратегии состоит в выборе одной или нескольких наилучших стратегий.
Существуют правила, которым целесообразно следовать при выборе эффективной стратегии.
1. Одним
из наиболее важных критериев
является то, как предполагаемая
стратегия соотносится со
2. Важным
при выборе стратегии также
является следующий момент: может
ли стратегическая
3. Необходимо
убедиться, что все
4. Необходимо
учитывать степень риска
5. Следует
также принимать во внимание
реакцию на данную
1.3 Виды стратегического
Стратегический анализ – это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.
К инструментам стратегического анализа относятся:
Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:
Когда стратегические альтернативы определены, фирма приступает к завершающему этапу разработки стратегии – выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.
За этапом стратегического анализа следует этап формулирования стратегии нацеленный на выбор одной из стратегических альтернатив.
Уже в процессе стратегического
анализа, руководство организации
склоняется к выбору одного из возможных
вариантов стратегии – того, который
в наибольшей степени соответствует
условиям внешней и внутренней среды,
а также выбранным целям
Однако методы стратегического анализа не могут заменить процесса фундаментального стратегического мышления. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в том, что они игнорируют специфические особенности каждого из видов бизнеса, иногда приводят к слишком общим, абстрактным выводам. Процесс формирования стратегии включает в себя три этапа:
Общая стратегия организации
Различные варианты общих стратегий могут быть сведены к трем основным типам: стратегиям роста, сокращения и стабильности.24 Организация может выбрать одну из них или применять определенные сочетания различных типов.
К стратегиям роста относятся:
1. Стратегии
концентрированного роста - увеличение
организации часто через
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
- стратегия
усиления позиции на рынке,
при которой фирма делает все,
чтобы с данным продуктом на
данном рынке завоевать лучшие
позиции. Для реализации этой
стратегии требуются большие
маркетинговые усилия. Реализация
этой стратегии допускает
- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.
2. Стратегии интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению этих стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри.25 При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
- стратегия
обратной вертикальной