- стратегия
вперед идущей вертикальной интеграции,
выражающаяся в росте фирмы
за счет приобретения либо
же усиления контроля над структурами,
находящимися между фирмой и
конечным потребителем, т.е. над
системами распределения и продажи.
Данный тип интеграции выгоден
в тех случаях, когда посреднические
услуги очень расширяются или
когда фирма не может найти
посредников с качественным уровнем
работы.
3. Стратегии
диверсифицированного роста. Эти
стратегии реализуются в том
случае, если фирмы дальше не
могут развиваться на одном
рынке с данным продуктом в
рамках данной отрасли.
Стратегиями
данного типа являются следующие:
- стратегия центрированной диверсификации, базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
- стратегия горизонтальной диверсификации, предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет; новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии организация ориентируется на производство таких технологически не связанных, продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;
- стратегия конгломеративной диверсификации, состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных, но уже производимых новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и тому подобное.
Стратегии
сокращения применяются в тех
случаях, когда выживание организации
находится под угрозой. Реализация
данных стратегий зачастую проходит
не безболезненно для фирмы. Однако
необходимо четко осознавать, что
это такие же стратегий развития
фирмы, как и рассмотренные стратегии
роста, и при определенных обстоятельствах
их невозможно избежать. Более того,
в определенных обстоятельствах
это единственно возможные стратегии
обновления бизнеса, так как в
подавляющем большинстве случаев
обновление и всеобщее ускорение
— взаимоисключающие процессы развития
бизнеса.
Существует
4 типа стратегий целенаправленного
сокращения бизнеса:
- стратегия ликвидации, представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
- стратегия "сбора урожая", предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время "сбора урожая". Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода;
- стратегия сокращения, заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо же начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов;
- стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер.26 Реализация данной стратегии: связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.
Стратегия
стабильности – сосредоточение на
существующих направлениях бизнеса
и поддержка их. Обычно используется
крупными фирмами, которые доминируют
на рынке. Конкретным выражением этой
стратегии могут быть усилия фирмы,
направленные на то, чтобы избежать
правительственного (государственного
контроля и/или наказаний за монополизацию
(способ действий, характерный для
российских фирм – монополистов).
В практике
фирма может одновременно реализовывать
несколько стратегий. Особенно это
распространено у многоотраслевых
компаний. Может производиться фирмой
и определенная последовательность
реализации стратегий. По поводу первого
и второго случаев говорят, что
фирма осуществляет комбинированную
стратегию.
Иногда
общую стратегию организации
называют портфельной, поскольку она
определяет уровень и характер инвестиций
организации, устанавливает размеры
вложений капитала в каждую из ее единиц,
то есть формирует определенный состав
и структуру инвестиционного портфеля
организации.
Эффективно
распределенные между деловыми подразделениями
фирмы инвестиции могут создать
эффект синергизма или стратегического
рычага, когда определенные затраты
на совокупность различных типов
стратегий приводят к гораздо
более существенным преимуществам
в деятельности компании, обусловленным
удачным дополнением или сотрудничеством
между деловыми единицами.
Конкурентная
стратегия организации нацелена
на достижение конкурентных преимуществ.
Если фирма занята только одним видом
бизнеса, конкурентная стратегия является
частью общефирменного стратегического
планирования. Если организация включает
несколько деловых единиц (стратегических
подразделений), каждая из них разрабатывает
собственную целевую стратегию.
Функциональные
стратегии разрабатываются специально
для каждого функционального
пространства организации. Они включают
следующие элементы:
Стратегия
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (НИОКР), обобщающая основные идеи
о новом продукте – от его первоначальной
разработки до внедрения на рынке. Имеет
две разновидности: инновационную
стратегию и имитационную стратегию.
Инновационные стратегии, то есть стратегии
разработки принципиально новых
продуктов и услуг, требуют больших
затрат и очень рискованны. В среднем
только одна из семи инноваций имеет
рыночный успех, остальные шесть
превращаются в невозместимые для
фирмы издержки. Поэтому более
популярными являются имитационные
стратегии, которые широко применяются
даже в современных высокотехнологичных
отраслях, например, в компьютерной
отрасли.
Производственная
стратегия сосредоточена на решениях
о необходимых мощностях, размещении
промышленного оборудования, основных
элементах производственного процесса,
регулировании заказов. 27Двумя наиболее
важными аспектами производственной стратегии
являются:
- контроль издержек;
- повышение эффективности производственной операции.
Маркетинговая
стратегия заключается в определении
подходящих продуктов, услуг и рынков,
которым они могут быть предложены.
Определяет наиболее эффективный состав
комплекса маркетинга (исследований
рынка, товарной и ценовой политики,
каналов распределения и стимулирования
сбыта). Финансовая стратегия ответственна
за прогнозирование финансовых показателей
стратегического плана, оценку инвестиционных
проектов, планирование будущих продаж,
распределение и контроль финансовых
результатов.
Стратегия управления персоналом, с
помощью которой решаются проблемы
повышения привлекательности труда,
мотивации, аттестации персонала, поддержания
такого количества занятых на предприятии
и типов рабочих мест, которые
соответствуют эффективному ведению
бизнеса. Рассмотрим эту стратегию
более подробно.
При формировании
стратегии управления персоналом на
предприятии рекомендуется учитывать
положения принятой его руководством
общей стратегии деятельности предприятия,
что предполагает:
- Определение целей управления персоналом, то есть при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, возможности развития и реализации способностей работников и тому подобное).
- Формирование идеологии и принципов кадровой работы, что должно быть отражено в виде документа, и реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений предприятия, начиная с руководителя предприятия. По мере развития предприятия и изменения внешних условий идеология кадровой работы предприятия может уточняться.
- Определение условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов на предприятии. Обеспечение экономической эффективности в области управления персоналом означает использование персонала для достижения целей предпринимательской деятельности предприятия (например, увеличение объемов производства) при ограниченности соответствующих предприятию трудовых ресурсов. Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников предприятия.28
При планировании потребности предприятия
в персонале рекомендуется осуществить
следующие мероприятия:
1. Определить
факторы, влияющие на потребность
в персонале (стратегия развития
предприятия, количество производимой
продукции, применяемые технологии,
динамика рабочих мест и так
далее). При этом выделяются следующие
категории персонала: рабочие
(в том числе квалифицированные
рабочие основных профессий и
вспомогательные), служащие (включая
руководителей различных уровней),
технический персонал.
2. Провести
анализ наличия необходимого
предприятию персонала.
3. Определить
качественную потребность в персонале
(выявление профессионально-квалификационных
требований и анализ способностей
работников, необходимых для выполнения
производственной программы).
4. Определить
количественную потребность в
персонале (прогноз общей потребности
в персонале, оценка движения
персонала).
Для организации работ по руководству
персоналом рекомендуется:
- определить содержание работ на каждом рабочем месте;
- стремиться к созданию более благоприятных условий труда;
- определить принципы и разработать четкую систему оплаты труда;
- проводить оперативный контроль за работой персонала;
- осуществлять краткосрочное планирование профессионально-квалификационного развития персонала.
В целях повышения квалификации
персонала и его переподготовки
рекомендуется осуществлять:
- планирование мер по обеспечению уровня квалификации работников, соответствующего личным возможностям и производственной необходимости;
- выбор формы обучения работников при повышении квалификации (с помощью работников структурного подразделения предприятия, отвечающего за работу с кадрами, или в соответствующем образовательном заведении, с отрывом или без отрыва от производства);
- работу по организации повышения квалификации и переподготовки персонала на предприятии;
- планирование карьеры и других форм развития и реализации способностей работников;
- определение принципов, форм и сроков аттестации кадров.
При внедрении систем стимулирования
персонала и рационализации затрат
на персонал на предприятии рекомендуется
реализовать следующие меры:
- планирование затрат на персонал;
- разработка и внедрение систем заработной платы на предприятии;
- определение особенностей оплаты труда отдельных категорий работников, занятых на предприятии.
В общем виде структура стратегического
плана может быть следующей:
- Предположения о характере изменения внешней среды, тенденций развития отрасли и положения предприятия в отрасли.
- Стратегические цели предприятия: миссия, основные долговременные цели развития и финансовые задачи.
- Общая стратегия.
- План действий по созданию конкретных преимуществ.
- Функциональные и поддерживающие стратегии: производство, маркетинг и сбыт, финансы, человеческие ресурсы и другие.