Структурированный продукт как инструмент срочного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность перечисленных выше проблем определила выбор тематики курсовой работы, в которой рассматривается и анализируется состояние срочного рынка в России, а также уделено внимание структурированному продукту и возможностям привлечения на рынок деривативов и структурированных продуктов средств населения.
Цель данной работы – выявление перспектив развития производных инструментов на российском срочном рынке, в том числе, с точки зрения возможностей привлечения средств частных инвесторов, и разработка рекомендаций по созданию структурированного продукта как предмета услуг инвестиционных компаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...................................3
1 Срочный рынок как особый сегмент фондового рынка……………………...5
1.1 Общая характеристика, особенности, инструменты, функции срочного рынка………………………………………………………………………………5
1.2 Организационно-правовые условия выпуска и обращения
деривативов………………………………………………………………………11
2. Анализ состояния срочного рынка России………………………………….15
2.1 Современное состояние срочного рынка…………………………………..15
2.2 Характеристика услуг инвестиционных компаний на срочном рынке…..19
3. Структурированный продукт в качестве локомотива дохода участников срочного рынка…………………………………………………………………24
3.1 Особенности структурированного продукта………………………………24
3.2 Рекомендации по созданию структурированного продукта как предмета услуг инвестиционных компаний………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 165.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Инвестиционные компании представляют собой разновидность кредитно-финансовых учреждений, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги иных юридических лиц в целях получения прибыли. Существует три основных вида инвестиционных компаний: закрытого типа, открытого типа, совместные (взаимные) фонды.

Основная задача инвестиционных компаний – мобилизация долгосрочного ссудного капитала и предоставление его заемщикам путем выпуска и размещения акций, облигаций и других видов ценных бумаг. Именно инвестиционные компании занимаются организацией выпуска, размещением и торговлей ценными бумагами, проведением брокерских и дилерских операций с различными финансовыми инструментами (валюты, фьючерсы, опционы и другие производные финансовые инструменты), а также оказывают услуги в сфере корпоративных финансов (реструктуризация бизнеса, сделки по слиянию и поглощению компаний). Выделяют следующий спектр предоставляемых ими услуг:

– привлечение финансовых ресурсов;

– услуги по реструктуризации бизнеса через слияния и поглощения;

–  брокерские услуги на рынке акций, долговых обязательств и производных финансовых инструментов;

–  услуги по управлению портфелем ценных бумаг;

–  депозитарно-кастодиальные услуги;

– предоставление аналитических материалов и инвестиционных рекомендаций клиентам [18].

      Теперь более подробно рассмотрим основные услуги инвестиционных компаний.

1) Привлечение финансовых  ресурсов.

Суть этой услуги состоит в следующем: клиент инвестиционной компании нуждается в получении финансовых ресурсов на продолжительный срок (для реконструкции предприятия или для освоения нового бизнеса). Так как этот клиент не занимается профессиональной деятельностью на финансовом рынке, то он обращается за помощью к инвестиционной компании. Компания помогает клиенту привлечь финансовые ресурсы, т.е. разрабатывает механизмы и инструменты привлечения финансовых ресурсов и находит конечных инвесторов.

2) Услуги по реструктуризации  бизнеса через слияния и поглощения.

В рыночной экономике у хозяйствующих субъектов время от времени возникают кризисные ситуации, связанные с несоответствием размера и/или структуры компании требованиям рынка. Услуги по слияниям и поглощениям включают поиск компании для покупки (либо продажи) за счет конкретной фирмы, которая хочет нарастить балансовую мощь или осуществить стратегию роста. Получив официальное поручение на приобретение (реализацию), инвестиционная компания проводит необходимые переговоры, юридически оформляет сделку и часто даже финансирует ее. Она может получить в ней долю, но обычно ограничивается комиссией, которая состоит из фиксированной части и переменной, выплачиваемой лишь в случае успеха. Нередко стороны договариваются лишь о твердом минимуме при успешной трансакции, чтобы гарантировать инвестиционной компании доход в случае, если цена продажи нулевая или очень низкая из-за больших долгов и покупатель довольствуется только получением пассивов.

В этом случае владельцы данного бизнеса могут принять решение об уходе с определенного рынка либо о соединении своего капитала с другим капиталом; либо они захотят купить компанию, которая или является их конкурентом, или производит необходимую им продукцию. Для того чтобы поглотить чужую компанию, в большинстве случаев требуется купить контрольный пакет ее акций. Поскольку на таких операциях в основном специализируются инвестиционные компании, клиенты обращаются именно к ним.

Однако, деятельность по покупке/продаже отдельных компаний не тождественна слияниям и поглощениям. Деятельность инвестиционной компании в сфере слияний и поглощений может быть подразделена на следующие составляющие:

– консалтинговая деятельность по определению оптимального варианта реструктуризации бизнеса;

– привлечение финансовых ресурсов для осуществления слияний и поглощений;

– аккумулирование на рынке крупных пакетов акций по заказу клиента (покупка крупных пакетов), а также продажа крупных пакетов;

– реструктуризация отдельной компании и продажа ее частей;

– выработка и осуществление эффективной защиты клиента от поглощения.

3) Брокерские услуги на  рынке акций, долговых обязательств  и производных финансовых инструментов.

Инвестиционные компании предоставляют своим клиентам брокерские услуги по самому широкому спектру финансовых инструментов. Кроме традиционных брокерских услуг по покупке/продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиентов, они могут предложить клиентам совершать сделки “на марже”, сделки типа “своп” и другие. У крупных компаний брокерские услуги приносят сравнительно небольшую долю общего дохода. Это связано с высоким уровнем конкуренции в данной сфере финансовых услуг.

Несмотря на низкую рентабельность подобных операций, оказание инвестиционной компании высококачественных и доступных по цене брокерских услуг – это первый шаг к привлечению нового клиента, который в дальнейшем может перейти от потребления брокерских услуг к услугам по доверительному управлению портфелем ценных бумаг, более прибыльным для инвестиционной компании.

4) Услуги по управлению  портфелем ценных бумаг.

Клиент инвестиционной компании, обладающий определенным количеством свободных финансовых ресурсов, имеет возможность разместить их на финансовом рынке. Он может сделать это самостоятельно, обращаясь к инвестиционной компании как к брокеру и используя ее рекомендации, а может и доверить размещение и последующее управление своими ресурсами данной компании. В последнем случае инвестиционная компания не просто продает или покупает ценные бумаги или другие финансовые активы по поручению клиента (что имеет место при осуществлении брокерских операций), а распоряжается финансовыми ресурсами по своему усмотрению, преследуя цель максимизировать доход клиента.

Существует две основные формы управления активами клиентов. В первом случае финансовые ресурсы клиента помещаются на его персональный счет в инвестиционном банке, и банк формирует индивидуальный портфель ценных бумаг, который максимально точно отвечает потребностям клиента. Следует иметь в виду, что активы на таком счете должны быть достаточно большими (несколько сотен тысяч долларов), иначе нельзя будет составить диверсифицированный портфель и эффективность от управления таким счетом будет невысокой. Поэтому, большее распространение получила другая форма управления активами клиента – управление с использованием различного рода инвестиционных фондов.

Как правило, крупная инвестиционная компания управляет большим количеством инвестиционных фондов, которые различаются:

– по целям инвестирования (фонды роста, фонды дохода и др.);

– по направлениям инвестиций (фонды денежного рынка, фонды акций, фонды облигаций);

– по способам взаимодействия с инвесторами (открытые, закрытые и интервальные фонды);

– по формам организации (акционерные фонды, паевые фонды, трасты и др.) и другим параметрам [18].

Каждый фонд является портфелем финансовых инструментов, управление которым и осуществляет инвестиционная компания. Обычно, инвестиционные компании устанавливают минимальные требования к сумме вложений в такие фонды на уровне нескольких сотен долларов, что является доступной суммой практически для каждого.

5) Депозитарно-кастодиальные услуги.

Инвестиционная компания также предоставляет своим клиентам услуги по хранению, опеке, попечительству и учету ценных бумаг клиентов. В большинстве своем такие услуги оказываются в комплексе с брокерскими. Клиенты чаще всего предпочитают хранить бумаги у брокера, чтобы минимизировать затраты времени на расчеты по сделкам. Инвестиционная компания как депозитарий-кастодиан обязана уметь осуществлять на основе всесторонней информированности о качестве ценных бумаг:

–  хранение и ведение счетов ценных бумаг клиентов в любой стране в строгом соответствии с заключенными с ними договорами и их распоряжениями, а также законодательными и нормативными требованиями как в стране, где осуществляется хранение ценных бумаг, так и в странах, где юридически зарегистрирована компания и биржа, совершающая торги с бумагами клиентов;

–  проверку подлинности распоряжений (подписи и печати) клиентов на проведение операций с их активами;

–  своевременное, точное и полное отражение распоряжений клиента на проведение операций в системе учета, голосование по доверенности;

–  своевременное проведение расчетов при исполнении сделок, совершаемых клиентами (как по ценным бумагам, так и по денежным средствам);

–  своевременную сверку и устранение разницы в позициях по ценным бумагам клиента в системах внутреннего учета компании, реестродержателей, депозитариев, бэк-офисов клиентов;

–  своевременный и точный учет доходов по ценным бумагам клиентов, содействие в освобождении от налогов, возврат налогов;

–  своевременный сбор и распределение доходов по ценным бумагам клиентов, изменение структуры их капитала;

–  своевременное и точное информирование клиентов о корпоративных действиях эмитентов и выполнение связанных с ними распоряжений клиентов, обеспечение конфиденциальности сведений о клиентах;

–  своевременное и точное исполнение корпоративных действий эмитентов, соответствующее оформление бухгалтерской и финансовой отчетности;

–  оценку, правильный расчет (или контроль за правильностью расчета) стоимости инвестиционного портфеля и рисков;

–  обеспечение защищенности, а также полноты и точности информации, направляемой клиенту;

–  ведение ежедневного и точного учета фактов обременения ценных бумаг клиентов [30].

6) Предоставление аналитических  материалов и инвестиционных  рекомендаций клиентам.

Предоставление клиенту рекомендаций чаще всего нельзя рассматривать как отдельный вид деятельности. В большинстве случаев предоставление рекомендаций присутствует в качестве составной части таких услуг, как привлечение финансовых средств, реструктуризация бизнеса через слияния и поглощения, брокерские услуги, управление портфелем. Клиент наибольшим образом заинтересован в рекомендациях инвестиционной компании при обращении к нему как брокеру. В этом случае брокер рекомендует клиенту, какие ценные бумаги имеет смысл покупать и какие продавать, предоставляет аналитические обзоры по рынку, осуществляет детальное исследование потенциального объекта инвестиций.

Нужно отметить, что этот вид деятельности сам по себе, как правило, не приносит прибыли. Напротив, это направление становиться одним из наиболее затратных в инвестиционных компаниях. Тем не менее, на содержание своих исследовательских отделов компании тратят огромные деньги. Существуют, по крайней мере, две причины такой «любви» к исследовательской деятельности. Во-первых, исследования и рекомендации, предоставляемые клиентам, являются своеобразным «лицом» инвестиционной компании, характеризуют ее возможности, указывают на качество услуг этой компании. Лучший способ привлечь клиента – предоставление ему исследований, рекомендаций, оценок рынка, прогнозов. Во-вторых, качественная исследовательская работа лежит в основе успешной деятельности по управлению инвестициями, привлечению финансирования. Чем выше качество аналитической работы в инвестиционной компании, тем крупнее привлекаемые финансовые ресурсы, а управление этими активами – выгоднее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Структурированный  продукт в качестве локомотива  дохода  участников срочного рынка

 

3.1 Особенности  структурированного продукта

 

 

Структурированный продукт представляет из себя комбинацию финансового продукта, сочетающую в себе рисковую и безрисковую составляющие в пропорциях, установленных в момент выпуска, имеющую заранее определенный коэффициент участия инвестора и выпускаемую эмитентами в целях удовлетворения собственных хозяйственных потребностей [20]. Та часть средств инвестора, которая инвестируется в безрисковые активы (классический срочный депозит, долговые ценные бумаги) носит название гарантированной части продукта, так как по ней существует гарантия возврата основной суммы, а также накопленного процента. Возврат оставшейся части средств инвестора (деривативной части) не гарантируется ни эмитентом продукта (банком, инвестиционной компаний), ни государством.

Целями инвестирования в структурированные продукты является то, что структурированные продукты были созданы с целью удовлетворения специфических потребностей клиентов, которые не могли быть удовлетворены с помощью стандартных финансовых инструментов, существовавших в тот момент на рынке. Они призваны служить альтернативой прямым инвестициям. Структурированные продукты предназначены для обеспечения ожиданий инвесторов, связанных с высокодоходными инвестициями, связанных с особенностями их профилей риска, запросов в части доходности и рыночных ожиданий. В целом можно выделить следующие цели, которые преследуют клиенты при инвестировании в структурированные продукты: снижение рисков и гарантия защиты капитала, получение инвестиционного дохода, хеджирование рисков при управлении рисками бизнеса, диверсификация вложений, повышение отдачи инвестиций, оптимизация налогооблагаемой базы и др.

В период общего спада мировых рынков классические инвестиционные продукты, предлагаемые клиентам инвестиционными компаниями, потеряли свою привлекательность. Денежная масса потекла из рисковых активов в более привычные, с фиксированной ставкой, и соответственно уровень продаж инвестиционных продуктов значительно снизился. На этом фоне, оказавшись в худшем положении по сравнению с банками, инвестиционные компании предприняли отчаянные шаги в борьбе за клиента, но далеко не всем удалось сохранить объем продаж на существующих уровнях. В таких условиях конкурировать пришлось на основе принципов депозита, что и породило в свою очередь структурированные продукты, или структурированные ноты [25].

Информация о работе Структурированный продукт как инструмент срочного рынка