Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:06, курсовая работа
Актуальность перечисленных выше проблем определила выбор тематики курсовой работы, в которой рассматривается и анализируется состояние срочного рынка в России, а также уделено внимание структурированному продукту и возможностям привлечения на рынок деривативов и структурированных продуктов средств населения.
Цель данной работы – выявление перспектив развития производных инструментов на российском срочном рынке, в том числе, с точки зрения возможностей привлечения средств частных инвесторов, и разработка рекомендаций по созданию структурированного продукта как предмета услуг инвестиционных компаний.
Введение……………………………………………………...................................3
1 Срочный рынок как особый сегмент фондового рынка……………………...5
1.1 Общая характеристика, особенности, инструменты, функции срочного рынка………………………………………………………………………………5
1.2 Организационно-правовые условия выпуска и обращения
деривативов………………………………………………………………………11
2. Анализ состояния срочного рынка России………………………………….15
2.1 Современное состояние срочного рынка…………………………………..15
2.2 Характеристика услуг инвестиционных компаний на срочном рынке…..19
3. Структурированный продукт в качестве локомотива дохода участников срочного рынка…………………………………………………………………24
3.1 Особенности структурированного продукта………………………………24
3.2 Рекомендации по созданию структурированного продукта как предмета услуг инвестиционных компаний………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………
Прибыль = ([Средняя цена — Начальная цена] / Начальная цена) × Коэффициент участия × Инвестируемые средства.
Средняя цена — среднее значение фондового индекса в течение срока жизни продукта [20].
Единственное отличие конструирования азиатской ноты от создания рассмотренного выше продукта состоит в том, что вместо стандартного европейского опциона используется азиатский. Азиатские опционы стоят дешевле стандартных (европейских и американских), что обусловлено более низкой волатильностью среднего значения цены. Это дает возможность эмитенту приобрести большее количество опционов и обеспечить инвестору более высокую степень участия в изменении котировок базовых активов.
«Цифровая» нота (Digital note).
В основе таких продуктов зачастую используют различные экзотические опционы, достаточно сложные в оценке, но позволяющие многим инвесторам получить желаемый профиль доходности. Данный тип структурированных продуктов рассчитан на инвесторов, не склонных к риску, ориентирующихся на умеренную доходность вложений, в том числе в виде периодических купонных выплат. И все же основными рисками, с которыми приходится сталкиваться инвестору при вложении средств в продукты данной категории, являются риск повышения волатильности (изменчивости рынка) и риск снижения корреляции между базовыми активами.
На примере digital note продемонстрируем основные риски, сопутствующие всем инвестициям в данную категорию структурированных продуктов.
Риск повышения волатильности.
Согласно условиям продукта инвестор получает полугодовой купонный доход и 100-процентную выплату при погашении, только если котировки ADR, являющихся базовым активом, на отчетную дату не опускаются ниже базового уровня, установленного в момент выпуска продуктов.
Допустим, в качестве базового актива по производным инструментам выступают несколько ADR российских компаний, и инвестор прогнозирует увеличение их стоимости на протяжении двух лет (срок до погашения). При создании продукта защита капитала была установлена на уровне 90%.[29]
Каждые полгода происходит анализ динамики котировок ADR относительно базового уровня, принятого в момент выпуска продукта. Если все ценные бумаги продемонстрировали рост, инвестору выплачивают полугодовой купон в размере 12% годовых; в случае падения хотя бы одной котировки купон в эту дату не выплачивается.
В момент истечения, если цены всех ADR находятся выше базового уровня, выплачивается купон и продукт погашается по 100%, в противном случае инвестор получает лишь 90% от номинала.
Повышение волатильности увеличивает вероятность, что на отчетную дату котировки хотя бы одной ADR окажутся ниже начального уровня.
Риск снижения корреляции.
В качестве базового актива в digital note используется набор из нескольких инструментов, в данном случае — американских депозитарных расписок (рисунок 3) [27].
Если корреляция выбранных ADR достаточно высока, то наиболее вероятно, что динамика котировок этих расписок будет схожей.
Если корреляция начнет снижаться, увеличиваются шансы на то, что цена одной из расписок окажется ниже базового уровня, в то время как другие останутся в положительной зоне.
Этот продукт относится к категории консервативных и наиболее актуален в периоды умеренного роста на рынках.
График доходности данного продукта демонстрирует, что максимальной выгоды инвестор достигает в случае небольшого роста базовых активов.
Автоколл (Autocall).
Он также основывается на продаже волатильности и является одной из разновидностей обратно конвертируемой облигации.
В отличие от «цифровой» ноты, автоколл предназначен для инвесторов, готовых к большему риску, поскольку предлагает более высокую потенциальную доходность. Так же, как и в случае «цифровой» ноты, основу автоколла составляет корзина из нескольких базовых активов. В момент создания продукта устанавливается базовый уровень, отражающий уровень котировок на дату выпуска. Также продукт обладает функцией условной защиты капитала, когда гарантия вложений зависит от динамики котировок базовых активов.
Для сравнения с описанными ранее продуктами рассмотрим автоколл, ориентированный на положительную динамику рынка. Предположим, что купонный период по данному инструменту будет составлять три месяца, а условная защита капитала будет работать в случае, если стоимость ни одной из бумаг не снизится более чем на 40%.
Ежеквартально проводится мониторинг цен базовых активов. При условии, что ни одна из бумаг на отчетную дату не снизилась более чем на 40%, инвестор получает купон, пропорциональный 16% годовых. В противном случае, если хоть одна из бумаг будет находиться ниже оговоренного уровня, купон не выплачивается.
В дополнение, если на момент мониторинга стоимость всех активов окажется выше начального уровня, то есть 100%, тогда действие продукта прекращается, и инвестор получает изначально вложенные средства плюс купонные выплаты. Этим свойством продукта и объясняется его название (autocall), которое может быть переведено как «автоматический отзыв».
В момент погашения, если продукт не был «отозван» заранее, в очередной раз проводится сравнение итоговых котировок с начальным уровнем. Если стоимость каждой из бумаг не снизилась более чем на 40%, то инвестор получает 100% вложенных средств и купон. В случае, если хотя бы одна акция стала котироваться ниже 60% от начального уровня, инвестор при погашении получает результат, равный динамике наиболее подешевевшей акции.
Наилучшим сценарием для инвестора является боковое движение или даже небольшое падение цен базовых активов. Такая динамика позволяет получать ежеквартальный купон из расчета 16% годовых, а также получить 100% начальных вложений (рисунок 4).
Бустер (Booster).
Данная категория продуктов рассчитана на наиболее рисковый класс инвесторов, желающий получать повышенную доходность на вложенные средства. Такие структурированные продукты не обладают функцией гарантии возврата капитала, высокий уровень потенциальной отдачи достигается за счет использования форвардных или фьючерсных контрактов на базовый актив.
Название этого продукта можно перевести как «ускоритель», что в полной мере отражает его сущность. Бустер является одним из наиболее распространенных продуктов, использующих финансовый рычаг, он ориентирован на клиентов, готовых нести высокий риск. В основе бустера обычно используется один базовый актив, по которому инвестор ожидает движения котировок, при этом данный продукт не предоставляет гарантию возврата капитала и купонные выплаты. Бустер предлагает покупателю высокий коэффициент участия при наличии КЭПа, ограничивающего потенциальную доходность вложений (рисунок 5). КЭП — это уровень цены акции или актива, при котором доходность становится максимальной и перестает расти.
В случае роста котировок до определенного уровня (устанавливается КЭПом) бустер предоставляет инвестору дополнительную доходность, достигаемую за счет использования форвардов на базовый актив [27].
В последнее время эти структурированные продукты все чаще находят применение в российской корпоративной практике. Многие топ-менеджеры крупных компаний, получившие акции путем реализации опционов, входящих в компенсационный пакет за управление компанией, передают ценные бумаги будущему эмитенту структурированных продуктов. В таком случае инвестор, планировавший в ближайшие сроки продать полученные акции, может иметь дополнительный доход.
Другой пример использования бустера: инвестором является юридическое лицо — публичная компания, намеренная в течение ближайшего срока продать «казначейские акции» (свои собственные акции, находящиеся на балансе) на рынке. В данном случае, как и в предыдущем, инвестор может получить дополнительный доход при условии роста акций в период действия бустера.
При погашении, если цены опустились ниже базового уровня, клиент получает первоначальное количество базового актива.
Бустер удобен в использовании для тех инвесторов, у которых на момент его покупки уже имеется в собственности базовый актив (например, акции какой-либо компании с котируемыми опционами на нее) и которые планируют продать данный базовый актив в ближайшее время при наличии благоприятных котировок. В таком случае инвестор передает данный базовый актив инвестиционной компании, выпускающей бустер, в качестве начального актива для инвестиций. Преимуществом бустера в данном случае будет повышенная доходность при росте актива в течение срока действия контракта. Недостатком будет являться тот факт, что в случае бурного роста базового актива в период действия контракта прибыль инвестора будет ограничена. При падении котировок инвестору возвращается базовый актив в том же количестве, в котором он был передан эмитенту при создании продукта.
Исходя из существования на российском срочном рынке трех основных классов структурированных продуктов, мной были предложены несколько видов таких продуктов, которые могут быть созданы инвестиционными компаниями, в зависимости от финансов клиентов и степени их решимости рискнуть собственными деньгами.
Заключение
Срочный рынок в России переживает бурное развитие. Многое уже было сделано и силами регулятора, и силами участников рынка. Однако, многое еще предстоит менять. Это и совершенствование законодательной базы, и освоение новых рыночных инструментов, и повышение финансовой грамотности россиян. Срочный рынок выполняет несколько важных задач. Это и возможность поставки базового актива в определенный срок, это и хеджирование рисков. Кроме того, срочный рынок выступает очень удобным средством для спекулятивных операций. Развитие срочного рынка – одна из стратегических задач биржевиков и участников финансового, а также товарно-сырьевого рынков. На российском биржевом пространстве до недавнего времени срочный рынок был развит слабо. Наиболее известной площадкой, где обращаются срочные инструменты, является FORTS - структурное подразделение биржи РТС. В настоящее время, идет процесс объединения российских бирж, и в этих условиях есть надежда, что развитие срочного рынка в нашей стране получит толчок.
Новый импульс развитию срочного рынка, по мнению экспертов, привнесет развитие структурных продуктов. Подобные продукты на российском рынке ранее предлагались только узкому кругу клиентов, в настоящее же время они становятся доступны и частным инвесторам. Всё большее количество компаний из числа профессиональных участников развивает этот сегмент рынка.
В данной работе был проведен анализ состояния срочного рынка в России с акцентом на создание структурированного продукта. В процессе анализа подтвердилась актуальность данной работы.
Задачи, которые были поставлены перед началом работы, достигнуты. По каждой из задач можно сделать следующие выводы:
1. Благодаря теоретическому
анализу литературных
- российский срочный
рынок – это рынок производных
финансовых инструментов, который
в свою очередь подразделяется
на форвардный, фьючерсный,
- функциями срочного рынка являются: страхование рисов, индикативная, регулирующая и спекулятивная.
2. Отсутствие сбалансированной
законодательной базы долгое
время было одной из основных
причин отставания в развитии
российского срочного рынка. В
результате изменений
3. Услуги, предоставляемые
4. Структурированные продукты предназначены для обеспечения ожиданий инвесторов, связанных с высокодоходными инвестициями, связанных с особенностями их профилей риска, запросов в части доходности и рыночных ожиданий. В целом можно сказать, что данный вид продукта срочного рынка возник как ответный шаг в борьбе за клиента между инвестиционными компаниями и инвестиционными банками.
5. На сегодняшний день многие
российские компании активно
работают над созданием
В целом, рынок производных финансовых инструментов, является неотъемлемым сегментом международной финансовой системы. На российском финансовом рынке первые структурированные продукты появились в 2005 году. Данный сегмент финансового рынка быстро развивается, однако существует ряд проблем.
Информация о работе Структурированный продукт как инструмент срочного рынка