Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:06, курсовая работа
Актуальность перечисленных выше проблем определила выбор тематики курсовой работы, в которой рассматривается и анализируется состояние срочного рынка в России, а также уделено внимание структурированному продукту и возможностям привлечения на рынок деривативов и структурированных продуктов средств населения.
Цель данной работы – выявление перспектив развития производных инструментов на российском срочном рынке, в том числе, с точки зрения возможностей привлечения средств частных инвесторов, и разработка рекомендаций по созданию структурированного продукта как предмета услуг инвестиционных компаний.
Введение……………………………………………………...................................3
1 Срочный рынок как особый сегмент фондового рынка……………………...5
1.1 Общая характеристика, особенности, инструменты, функции срочного рынка………………………………………………………………………………5
1.2 Организационно-правовые условия выпуска и обращения
деривативов………………………………………………………………………11
2. Анализ состояния срочного рынка России………………………………….15
2.1 Современное состояние срочного рынка…………………………………..15
2.2 Характеристика услуг инвестиционных компаний на срочном рынке…..19
3. Структурированный продукт в качестве локомотива дохода участников срочного рынка…………………………………………………………………24
3.1 Особенности структурированного продукта………………………………24
3.2 Рекомендации по созданию структурированного продукта как предмета услуг инвестиционных компаний………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………
Главной особенность структурированных продуктов является их двойственная природа [25]. Данная особенность проявляется в том, что структурированные продукты, с одной стороны, обладают свойствами долговых инструментов (привлекаются на заранее известных условиях), а с другой – обладают свойствами финансовых продуктов (не имеют гарантированной доходности, связаны с повышенным риском и пр.).
Структурированные продукты эмитируются как инвестиционными компаниями, так и коммерческими банкам. Инвестиционные компании при конструировании данного вида продуктов в качестве гарантированной части используют долговые инструменты, обращающиеся на фондовом рынке (облигации), а в качестве деривативной части – фьючерсы, опционы и их комбинации. Коммерческие банки включают в структуру данных продуктов чаще всего классические срочные депозиты, а также инструменты фондового рынка, не имеющие гарантированной доходности (ценные бумаги, деривативы, различные расчетные показатели – индексы, курсы валют, драгоценных металлов и пр.).
Структурированные продукты имеют следующие отличительные особенности:
– комбинированная структура, предполагающая разделение инструмента на рисковую и безрисковую составляющие;
– производность доходности от некоторой величины (ценовой, индексной и пр.);
– наличие коэффициента участия, следствием чего является либо частичная вовлеченность всей инвестируемой суммы, либо наличие финансового рычага;
– наличие у эмитента структурированного продукта кредитного риска;
– цель выпуска структурированных продуктов в первую очередь определяется потребностями эмитента и только во вторую – запросами инвесторов.
Помимо задач по формированию ресурсной базы, решаемых финансовыми организациями в ходе эмиссии структурированных продуктов, их применение обуславливается рядом иных факторов:
1) конкуренция со стороны других финансовых институтов (инвестиционных компаний и банков). Ввиду ограничений ценовых способов конкуренции, на первый план выходят иные методы, а именно – разработка и внедрение новых продуктов, в том числе удовлетворяющих специфические потребности потенциальных инвесторов, а также создание эффективной системы управления качеством структурированных продуктов. Создание и продвижение структурированных продуктов является одним из наиболее значимых элементов конкуренции между финансовыми организациями;
2) диверсификация услуг. В России создан благоприятный климат для развития рынка структурированных продуктов. Так, инвестиционные компании имеют накопленный положительный опыт продвижения на рынке услуг доверительного управления активами. Коммерческие банки имеют опыт работы на разнообразных сегментах финансового рынка и отсутствуют прямые законодательные препятствия для их проникновения на рынки высокорисковых финансовых инструментов, наполняющих банковские структурированные депозиты;
3) повышение финансовой грамотности российского населения. Растущая финансовая грамотность населения (наличие навыков управления личными финансами, инвестиционными рисками и их страхования, базовых знаний в области организации рынка ценных бумаг и операций на финансовых рынках, налогообложения и пр.) позволяет инвестировать денежные средства во все более сложные финансовые продукты, в том числе и структурированные;
4) необходимость развития финансового рынка. В состав структурированных продуктов входят инструменты разнообразных сегментов финансового рынка. Соответственно, повышение ликвидности, капитализации финансового рынка, расширение спектра инструментов – эти и иные задачи развития российского финансового рынка обуславливают необходимость развития рынка структурированных продуктов;
5) удовлетворение потребностей клиентов. Качество структурированного продукта зависит от процесса сравнения инвестором его ожиданий качества данного продукта до его потребления с восприятием качества продукта в момент и после его потребления. Восприятие качества структурированного продукта происходит по двум главным аспектам: качественный (который, в свою очередь подразделяется на технический аспект качества и функциональный аспект качества) и количественный. Качественный аспект определяется качеством обслуживания и надежностью (финансовой устойчивостью, гарантиями) финансовой организации – эмитента структурированного продукта. К количественному аспекту структурированного продукта относятся ассортимент продуктов и их потребительские свойства (тарифы, ставки, сроки, максимальный риск и пр. условия продукта). Для удовлетворения потребностей инвесторов и достижения целей финансовых организаций и количественные, и качественные характеристики структурированных продуктов следует постоянно измерять, оценивать и корректировать в соответствии с запросами потребителей, состоянием макроэкономики и финансового рынка, а также с потребностями эмитента продукта.
3.2 Рекомендации
по созданию
В предыдущей главе были рассмотрены особенности структурированных продуктов, имеющих хождение на российском срочном рынке. Данный рынок является молодым и быстрорастущим, который сегодня характеризуется рядом специфических особенностей.
1. Незавершенность формирования
законодательной базы
2. Он неоднократно переживал кризис и крах биржевых площадок. Причины кризисов и падений срочного рынка в России крылись в сложившейся системе торговли, которая позволяла руководству бирж пользоваться служебным положением для самостоятельного участия в торгах и влиять на их результаты. Другой ошибкой было копирование западных моделей рынка без учета собственной специфики (повышенной волатильности нашего рынка и общей неустойчивости финансовой системы России).
3. Однако, в последние годы ситуация изменилась и формирование развитого срочного рынка способствует снижению общего системного риска на рынке акций и облигаций. Такой эффект достигается, с одной стороны, за счет предоставления участникам фондового рынка возможности страховать свои портфели акций, а с другой стороны, за счет смещения спекулятивной составляющей с рынка акций на срочный рынок. Последние годы российский срочный рынок показывает хорошие темпы роста. Этому способствуют многие факторы:
– портфельные управляющие все больше прибегают к производным инструментам в целях хеджирования рисков по портфелю;
– больше внимания хеджированию стали уделять компании, чья финансово-хозяйственная деятельность сопряжена с рисками изменения цен на валютном и товарно-сырьевых рынках;
– увеличивается число спекулянтов, которых привлекают низкие комиссионные и возможность работать с большим «плечом»;
– постоянно растет линейка производных инструментов фьючерсных и опционных контрактов;
– рост рынка в целом заставляет обращать на себя внимание все большие категории инвесторов.
Подводя итог всему выше сказанному можно предложить инвестиционным компаниям, работающим на срочном рынке обратить внимание на создание следующих структурированных продуктов.
Азиатская нота (Asian note)
Отличие азиатской ноты от структурированного продукта, использующего поток от инструментов с фиксированной доходностью для покупки производной составляющей, заключается в том, что доход по ней пропорционален не росту индекса между начальной и конечной датами существования продукта, а среднему росту индекса с момента приобретения продукта в течение всего его срока.
Информация о работе Структурированный продукт как инструмент срочного рынка