Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция

Описание работы

Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 363.77 Кб (Скачать файл)

2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА АО “БИОХИМИК”.  

 

2.1 Анализ состояния планирования, учета и рапределение прибыли  на АО “Биохимик”.

В рыночной экономике хозяйствующие  субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и  перспективы развития, исходя из разработанных  ими социальных и хозяйственных  задач, спроса и предложения товаров  и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем  в числе других стала прибыль  и рентабельность.

В современных условиях без давления “сверху” при сильной инфляции интерес предприятий к достоверному планированию прибыли значительно  упал. Финансовый план предприятия  в форме баланса доходов и  расходов, на который опиралось бюджетное  планирование, потерял былое значение. Предпочтение было отдано плановым расчетам “на случай”, при разовой необходимости, вне связи с поставленными  задачами и целями (например, для  определения авансовых платежей налога на прибыль).

В прошлые года основным методом планирования прибыли был прямой расчет, предполагающий наличие у предприятий однозначной  информации о себестоимости и  ценах. Прибыль определялась не как  первичный, а как производственный показатель: в виде разницы между  планируемым объемом реализуемой  продукции в оптовых ценах  предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий  и стабильных цен такой метод  был наиболее точным и предсказуемым: он не требовал перебора различных  вариантов.

Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала  его непригодным. Перспективной  стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы:

1.     Программный метод планирования.

2.     Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.

3.     Полный учет информационных изменений.

4.     Использование базовых показателей за предыдущий год (период).

5.     Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.

6.        Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей на основе которых разворачивается процесс планирования.

Факторный метод планирования прибыли и  рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:

1. Расчет базовых показателей за  предшествующий год.

2. Постановка целей хозяйственной  деятельности на планируемый приод.

3. Программирование индексов инфляции

4. Расчет плановой прибыли и  рентабельности по вариантам.

5. Выбор оптимального варианта.

Базовые показатели за предшествующий год –  это отчетные показатели, но скорректированные  на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные  от случайных факторов.

Рассмотрим  базовые показатели на АО «Биохимик», полученные на основе действующей отчетности (табл. 2.1).

На втором этапе предприятие  должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем  году. Цели должны быть четко сформулированными  согласованными с потребностями  рынка и ресурсными ограниченными  и в дальнейшем сгруппированы  в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности. 

 

                                                                         

 

 ТАБЛИЦА 2.1

Базовые показатели АО «Биохимик» за 1997 год. 

 

 

Показатели

 

Величина показателя  

1. Выручка от реализации продукции  (работ, услуг без НДС, акцизов,  таможенных пошлин, тыс. руб.)

 

127052,519

2. Себестоимость реализованной продукции  (работ, услуг), тыс. руб.

 

104600,577

3. Прибыль от реализации продукции,  тыс. руб.

22451,943

4. Прочая прибыль, тыс. руб.

1708,240

5. Валовая прибыль, тыс. руб.

25781,309

1.                        Структура себестоимости продукции в процентах:

а) материальные затраты  в %

б) зарплата с начислениями в %

в) амортизационные отчисления в %

г) прочие затраты в %

 

100

80

15

5

0

2.                        Стоимость активов предприятия на конец года, тыс. руб.

а) немобильные активы, тыс. руб.

б) материальные запасы и  затраты, тыс. руб.

в) денежные и прочие активы, тыс. руб.

 

130975,451

82763,726

25345,997 

 

22865,728


 

 

Такими укрупненными факторами  являются:

1.        Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.

2.        Изменение себестоимости сравнимой продукции.

3.        Выпуск несравнимой продукции.

4.        Изменение цен на продукцию предприятия.

5.        Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.

6.        Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.

7.        Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.

8.        Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.

9.        Изменение стоимости активов предприятия

10.   Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.

Приведем  сводные данные о целевых установках АО «Биохимик» в планируемом 1997 году по одному из возможных вариантов (табл. 2.2)

Предлагаемые  данные инфляции на планируемый год  предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции  или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с  выделением для этого достаточно представительной группы товаров или  затрат. При этом даже несовершенные  индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.

Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:

1.       Изменение «продажных» цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).

2.       Изменение «покупных» цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)

3.       Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3) 

 

 

                                                                              ТАБЛИЦА 2.2 

Факторы изменения прибыли и  рентабельности

в % к базовому году (без учета инфляции). 

 

Факторы

Величина   

факторов

1. Рост выручки от реализации  сравнимой продукции (работ, услуг)

 

+ 10,0

2. Снижение себестоимости

- 0,8

3. Прирост несравнимой продукции  (рентабельность продаж 30%)

 

+5,0

4. Снижение прибыли от прочей  реализации и внереализационных  операций

 

+20,0

5. Рост стоимости активов предприятия

+8,0

6. Финансовый рычаг в планируемом  году (отношение стоимости всех  активов предприятия к собственному  капиталу)

 

 

 

+2,2


 

  

 

4. Изменение структуры заработной  платы в связи с инфляцией  (И-4).

В приведенном выше примере прогнозируемые индексы инфляции таковы: И-1=1,31; И-2=1,30; И-3=1,18; и-4=1,21. Располагая данной инфляцией  можно приступить к расчету плановой прибыли и рентабельности. Методика расчета представлена в таблице 2.3 

 

 

                                                                                      

 

 ТАБЛИЦА 2,3

 

 

Расчет плановой прибыли  на АО “Биохимик” на 1998г. 

 

Наименование

фактора

Методика  расчета

Величина  фактора

Базовая прибыль от реализации продукции

 

127052.519 – 104600.577

 

+22451.942

Рост объема реализации продукции

Индекс роста 1.1

22451.942x1.1=24697.136

(пересчитаная прибыль)

24697.136 – 22451.942

 

+2245.194

Снижение себестоимости сравнимой  продукции

Индекс снижения –0.008

10600.577x1.1=1150600.663

(пересчитанный объем  на индекс роста)

11506.035x0.008

 

 

 

+92.0485

Несравнимая продукция

Рост на 5% к объему всей продукции  предшествующего года

127052519x5:100=63522626

( планируемый выпуск несравнимой  продукции)

6352.626x30:100

(прибыль от несравнимой  продукции)

 

 

 

 

 

 

 

+1905.788

Наименование

фактора

Методика  расчета 

Величина  фактора 

Прибыль от прочей реализации и внереализацион- ных операций

Снижение  на 20%

1708.240 – 1708.240x20:100

+1366.592

Изменение цен на продукцию предприятия

И-1=1.31

127052.519x1.1=139757.771

(пересчитанный объем  выручки от реализации на темп  роста)

139757.771x1.31=183082.680

18308.680-139757.771

 

 

 

 

 

+43324.909

Изменение цен на покупаемые материальные ценности

И-2=1.3

104600.577x1.1=1150660.635

(пересчитанный объем  себестоимости реализации на  темп роста)

115060.535x5:100=5753.032

5753.032x1.8=6788.578

6788.578 – 5753.032

 

 

 

 

 

-1035.546

Изменение оплаты труда в связи  с инфляцией

И-4=1.4

115060.635x15=17259.095

(заработная плата с  начислениями в себестоимости)

17259.095x1.21=20883.505

20883.505-172590.954

 

 

 

 

 

-3624.410

Наименование

фактора

Методика  расчета

Величина фактора

Плановая

прибыль

22451.942+2245.194+

+92.0485+1905.788+

+1366.592+43324.909-

-4826.219-1035.546-3624.410

+26728.735


 

 

Итак, плановая прибыль, полученная факторным  методом по АО “Биохимик” составляет 26728.735 тыс. рублей, что больше, чем  в базовом году на 427,693 тыс. рублей, за счет следующих факторов: роста  объема реализации сравнимой продукции (2245.194 тыс. рублей) снижения себестоимости  сравнимой продукции (+92.0485 тыс. руб.), выпуска новой продукции (+1905.788 тыс. руб.), прочей прибыли (-341.648 тыс. руб.), инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.

Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики  и инфляционного роста цен. В  дальнейшем он может стать основой  для перехода к нормативным методам  планирования финансовых показателей.

Сегодня частные, коллективные акционерные  иностранные предприятия функционируют  на началах коммерческого расчета, не допускают централизованного  вмешательства в процесс распределения  дохода, остающегося после внесения платежей в бюджет и возврата кредитов. Они самостоятельно определяют части  дохода, направленные на оплату труда  и премирование работников, на выплату  дивидентов, на производственные инвестиции. Государственным предприятиям, которые  в большей или меньшей степени  сохраняются и при переходе к  рынку, следует представить такие  же права в области распределения  доходов, что и предприятиям, базирующимся на других видах форм собственности.

Таким образом, в новых условиях хозяйствования повышается роль распределительной  функции прибыли, формирование и  использование которой является единственным взаимосвязанным процессом.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия  является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли  в условиях рыночных отношений, которая  по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов.

Распределение прибыли выступает одним из направлений  внутрифирменного планирования имеющегося особенно важное значение в условиях рыночной экономики. Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, предприятие самостоятельно определяет направление и пропорции, формирует необходимые ему фонды и резервы.

Чистая  прибыль на предприятиях распределяется в резервный фонд потребления  и фонд накопления.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений