Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция
Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА АО “БИОХИМИК”.
2.1 Анализ состояния планирования, учета и рапределение прибыли на АО “Биохимик”.
В рыночной экономике хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и перспективы развития, исходя из разработанных ими социальных и хозяйственных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность.
В
современных условиях без давления
“сверху” при сильной инфляции
интерес предприятий к
В
прошлые года основным методом планирования
прибыли был прямой расчет, предполагающий
наличие у предприятий
Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным. Перспективной стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы:
1. Программный метод планирования.
2. Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.
3. Полный учет информационных изменений.
4. Использование базовых показателей за предыдущий год (период).
5. Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
6. Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей на основе которых разворачивается процесс планирования.
Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:
1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.
2.
Постановка целей
3. Программирование индексов
4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
5. Выбор оптимального варианта.
Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.
Рассмотрим базовые показатели на АО «Биохимик», полученные на основе действующей отчетности (табл. 2.1).
На втором этапе предприятие должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем году. Цели должны быть четко сформулированными согласованными с потребностями рынка и ресурсными ограниченными и в дальнейшем сгруппированы в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности.
ТАБЛИЦА 2.1
Базовые показатели АО «Биохимик» за 1997 год.
Показатели |
Величина показателя |
1. Выручка от реализации |
127052,519 |
2. Себестоимость реализованной |
104600,577 |
3. Прибыль от реализации |
22451,943 |
4. Прочая прибыль, тыс. руб. |
1708,240 |
5. Валовая прибыль, тыс. руб. |
25781,309 |
1. Стру а) материальные затраты в % б) зарплата с начислениями в % в) амортизационные отчисления в % г) прочие затраты в % |
100 80 15 5 0 |
2. Стои а) немобильные активы, тыс. руб. б) материальные запасы и затраты, тыс. руб. в) денежные и прочие активы, тыс. руб. |
130975,451 82763,726 25345,997
22865,728 |
Такими укрупненными факторами являются:
1. Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.
2. Изменение себестоимости сравнимой продукции.
3. Выпуск несравнимой продукции.
4. Изменение цен на продукцию предприятия.
5. Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.
6. Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.
7. Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.
8. Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.
9. Изменение стоимости активов предприятия
10. Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.
Приведем сводные данные о целевых установках АО «Биохимик» в планируемом 1997 году по одному из возможных вариантов (табл. 2.2)
Предлагаемые данные инфляции на планируемый год предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.
Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:
1. Изменение «продажных» цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).
2. Изменение «покупных» цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)
3. Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3)
в % к базовому году (без учета инфляции).
Факторы |
Величина факторов |
1. Рост выручки от реализации
сравнимой продукции (работ, |
+ 10,0 |
2. Снижение себестоимости |
- 0,8 |
3. Прирост несравнимой продукции (рентабельность продаж 30%) |
+5,0 |
4. Снижение прибыли от прочей
реализации и |
+20,0 |
5. Рост стоимости активов |
+8,0 |
6. Финансовый рычаг в |
+2,2 |
4. Изменение структуры
В приведенном выше примере прогнозируемые индексы инфляции таковы: И-1=1,31; И-2=1,30; И-3=1,18; и-4=1,21. Располагая данной инфляцией можно приступить к расчету плановой прибыли и рентабельности. Методика расчета представлена в таблице 2.3
ТАБЛИЦА 2,3
Расчет плановой прибыли на АО “Биохимик” на 1998г.
Наименованиефактора |
Методика расчета |
Величина фактора |
Базовая прибыль от реализации продукции |
127052.519 – 104600.577 |
+22451.942 |
Рост объема реализации продукции |
Индекс роста 1.122451.942x1.1=24697.136 (пересчитаная прибыль) 24697.136 – 22451.942 |
+2245.194 |
Снижение себестоимости |
Индекс снижения –0.00810600.577x1.1=1150600.663 (пересчитанный объем на индекс роста) 11506.035x0.008 |
+92.0485 |
Несравнимая продукция |
Рост на 5% к объему всей продукции предшествующего года 127052519x5:100=63522626 ( планируемый выпуск 6352.626x30:100 (прибыль от несравнимой продукции) |
+1905.788 |
Наименованиефактора |
Методика расчета |
Величина фактора |
Прибыль от прочей реализации и внереализацион- ных операций |
Снижение на 20%1708.240 – 1708.240x20:100 |
+1366.592 |
Изменение цен на продукцию предприятия |
И-1=1.31127052.519x1.1=139757.771 (пересчитанный объем выручки от реализации на темп роста) 139757.771x1.31=183082.680 18308.680-139757.771 |
+43324.909 |
Изменение цен на покупаемые материальные ценности |
И-2=1.3104600.577x1.1=1150660.635 (пересчитанный объем себестоимости реализации на темп роста) 115060.535x5:100=5753.032 5753.032x1.8=6788.578 6788.578 – 5753.032 |
-1035.546 |
Изменение оплаты труда в связи с инфляцией |
И-4=1.4115060.635x15=17259.095 (заработная плата с начислениями в себестоимости) 17259.095x1.21=20883.505 20883.505-172590.954 |
-3624.410 |
Наименованиефактора |
Методика расчета |
Величина фактора |
Плановая прибыль |
22451.942+2245.194+ +92.0485+1905.788+ +1366.592+43324.909- -4826.219-1035.546-3624.410 |
+26728.735 |
Итак, плановая прибыль, полученная факторным методом по АО “Биохимик” составляет 26728.735 тыс. рублей, что больше, чем в базовом году на 427,693 тыс. рублей, за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции (2245.194 тыс. рублей) снижения себестоимости сравнимой продукции (+92.0485 тыс. руб.), выпуска новой продукции (+1905.788 тыс. руб.), прочей прибыли (-341.648 тыс. руб.), инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.
Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.
Сегодня
частные, коллективные акционерные
иностранные предприятия
Таким образом, в новых условиях хозяйствования повышается роль распределительной функции прибыли, формирование и использование которой является единственным взаимосвязанным процессом.
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов.
Распределение прибыли выступает одним из направлений внутрифирменного планирования имеющегося особенно важное значение в условиях рыночной экономики. Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, предприятие самостоятельно определяет направление и пропорции, формирует необходимые ему фонды и резервы.
Чистая прибыль на предприятиях распределяется в резервный фонд потребления и фонд накопления.